Главная |
|
|
Портрет И. А. Гончарова
работы Н. А. Майкова. 1859 г. |
|
|
Иллюстрация Б. К. Винокурова к главе «На мысе Доброй Надежды»
(Фрегат "Паллада") |
|
|
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация В. А. Табурина
«Сон Обломова»
к роману И. А. Гончарова «Обломов»[ 6] |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
(1812 – 1891)
5 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 74. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии
Урок 75. Диалектика характера Обломова
Урок 76. «Обломов» как роман о любви
Уроки 77-78*. Роман «Обломов» в русской критике[2]
УРОК 74
«Был он поэт, но только слишком искусно и удачно выдавал себя за прозаика»[3]
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество.
Место романа «Обломов» в трилогии
«Обыкновенная история» – «Обломов» – «Обрыв».
Особенности композиции романа.
Его социальная и нравственная проблематика.[4]
Без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму романа «Обломов», этого умного, очень русского романа, мы лучше
понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные
(в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни.
Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный
путь анализа романа — проблемный.
Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем.
В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные
отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью
для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.
Формирование
творческого метода Гончарова
1. Вступление писателя в литературу в эпоху «прозаического» века.
2. Знакомство с идейно-эстетическими позициями писателей «натуральной школы».
3. Критическое отношение к «герою времени», переродившемуся из живой индивидуальности в безликий «социальный тип».
4. Противопоставление практицизму, чину и должности «героя времени» вечных потребностей человеческой натуры: красоты, любви, творческих порывов.
5. Изображение России в эпоху перехода от патриархально-крепостнических к пореформенно-буржуазным отношениям.
6. Конфликт прекраснодушных мечтаний героев прошлого и «деловых людей» нового времени.
В контексте идейно-эстетических взглядов писателя на уроке уместно обсуждение проблемного вопроса — что такое художественное произведение:
учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?
В центре первого урока — очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв»,
которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразное единство. Этот материал можно
изложить лекционно либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.
Тематика индивидуальных сообщений учащихся
1. Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение в романе «Обыкновенная история».
2. Трехгодичное кругосветное путешествие Гончарова и его отражение в путевых записках «Фрегат „Паллада“».
3. Художественная концепция, система персонажей, жизненные коллизии романа «Обрыв».
В лекцию учителя может быть включена информация о творческой истории романа «Обломов». Для выяснения смысла композиции романа можно
составить опорную схему:
Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится
взбираться Обломову.
Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает
композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться.
А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Оригинальная и многозначная композиция книги — это одно из доказательств, что
художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
Итог урока.
Внешне размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и неожиданными поворотами, и взвешенными и
глубоко продуманными оценками. На общественные события эпохи 1840-х гг. Гончаров откликнулся своеобразно. В романах трилогии его «герои времени» делятся
на мечтателей, философски мудро осмысливающих жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и «деловых людей» нового века,
превращающихся из романтиков в реалистов.
Композиция романа «Обломов» показывает высокое мастерство писателя в создании многослойного подтекста романа.
Социальная и нравственная проблематика романа задает читателю вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и вечного,
конкретно-исторического и общечеловеческого, сатирического и лирического.
|
|
УРОК 75
«Обломов отразил в своей природе некоторые особенности национального жизненного уклада и национальной психологии,
особенно устойчивые, коренные»[5]
Обломов — «коренной народный наш тип».
Диалектика характера Обломова.
Смысл его жизни и смерти.
Герои романа в их отношении к Обломову.
«Наше имя легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.
На уроке необходимо доказать жизненность этого образа, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать его связь с
литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», указав на гоголевские
традиции изображения жизни.
Основные проблемы урока
1. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?
2. Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
3. Антиподы ли Обломов и Штольц?
Обсуждение этих проблем можно организовать с использованием групповой формы работы.
Вопросы и задания для группы 1
1. Проанализируйте начало романа «Обломов» до слов «Дай только волю себе, так и...». Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить
характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого сопоставления?
2. В I—III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского
фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
3. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова?
Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
4. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова (часть I, глава VIII)? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя легион!»?
5. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
Вопросы и задания для группы 2
1. Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, глава IX). Что такое Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок — обломок Эдема»
или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это помогает понять
социальную психологию Обломова-«барина»?
2. В «Сне Обломова» Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении
образа Обломова с образом Емели?
3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
4. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь
есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
5. Правда ли, что в романе «внутренне прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
Вопросы и задания для группы 3
1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц
— герой новой, буржуазной формации?
4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни.
«Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль,
выскажите к ней свое отношение.
5. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы жить»?
В заключительной части урока
следует обсудить проблему, поставленную самим автором романа. Что же такое обломовщина? «Одно слово... а какое... ядовитое» или «поэтический идеал жизни»?
Итог урока.
Обломовщина имеет социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах,
культуре) корни. «Лежание» Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.
Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная
созерцательность и деловитость, талант, любовь к ближнему.
Следующие уроки: Урок 76. «Обломов» как роман о любви >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В.,
Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.
( вернуться)
3. См.: Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. 1906—1908. — М., 1994. ( вернуться)
4. Идеи уроков по творчеству Гончарова принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.
( вернуться)
5. См.: Мельник В. И. Илья Обломов и «лишние люди» в русской литературе. — М., 1991. ( вернуться)
6. «Сон Обломова» – важной частью романа И. А. Гончарова «Обломов», его образной структуры стала
глава, посвященная сну Обломова. Благодаря своей лирической интонации и образу Обломова-ребенка, настолько непохожего на лежащего Илью Ильича,
этот фрагмент текста привлекал внимание иллюстраторов чаще всего.
Так, В. А. Табурин, иллюстрируя роман, акцентирует внимание читателя на сне Обломова, создавая образ вполне «современного» для 1898 года
мальчика (из рисунков В. А. Табурина в журнале «Нива», 1898, № 45).
Тема сна Обломова, который переносится вместе с читателем в беззаботное детство, вызвала глубокий интерес у иллюстраторов разных исторических эпох.
Лирическое настроение автора пытались передать и понять в художественных образах русская художница, силуэтист Е. М. Бем (1843–1914). Так,
ее картина напоминает рисунок по трафарету, снимающий всякую однозначность образа Обломова-ребенка.
М. Я. Чемберс-Билибина (1874–1962) в иллюстрации к роману «Обломов» (1908) также повторяет
сюжет о бегстве Илюши от спящей няньки в сад, где он получает полную свободу. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|