Творчество Н. В. Гоголя
УРОКИ 49-50*[2]
«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою...»[3]
Н. В. Гоголь. «Портрет».
Проблематика и поэтика повести.
Ее место в сборнике «Петербургские повести».
В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Для понимания повести необходимо организовать работу школьников по составлению комментариев к тексту. Слова можно сгруппировать по смысловым гнездам.
Лексический комментарий:
охтенка, калякать, двугривенный, ширмы, нагрунтованный холст, червонец, забубенный, разговеться, василиск, гарпия, пунш, генуэзские купцы.
Исторический комментарий:
Щукин двор, квартальный надзиратель, Пятнадцатая линия Васильевского острова, Коломна, пуристы, Гостиный двор, Французская революция.
Культуроведческий комментарий:
Хозрев-Мирза, Милитриса Кирбитьевна, Еруслан Лазаревич, объедалы и обпивалы, Фома и Ерема, Рафаэль, Гвид, Тициан, фламандцы, антики из натурного
класса, Психея, Леонардо да Винчи, Вазари, манекен, гипсовый торсик, Вандики и Тицианы, Корредж (Корреджий), Марс, Корина, Ундина, Аспазия,
Микель-Анжел, зефиры и амуры, меценат, Грандиссон.
Вопросы и задания для беседы
1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет»?
2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?
3. Как в образе Чарткова отразились черты поэтики романтизма и реализма?
4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.
5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?
На уроке возможна и практическая
(коллективная, групповая или самостоятельная) работа
по анализу одного из эпизодов повести:
1. Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи (со слов «На другой день раздался колокольчик у дверей его...» до слов «...черты бледной девушки
стали наконец выходить яснее из облика Психеи»). Как в этом фрагменте отразилась идейно-нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве?
2. Безумие и смерть Чарткова (со слов «Он остановился и вдруг затрясся всем телом...» до конца I части). Какими средствами Гоголь передает
психологическое состояние Чарткова в этом фрагменте?
Второй урок
можно начать с проблемной ситуации, которая может быть создана при обсуждении оценки Белинским повести «Портрет».
Белинский пишет: «„Портрет“ есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается
талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном
портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество
юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела
к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, — и вы не откажете в достоинстве и этой повести.
Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала
никакого участия»[4].
Можно попросить класс подтвердить или опровергнуть мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.
В урок возможно включить практическую работу по анализу эпизода
«История создания таинственного портрета»
(часть II со слов «Отец мой был человек замечательный во многих отношениях...» до слов «...удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи»).
Эта работа может быть и предварительным домашним заданием, тогда на уроке прозвучат отчеты о его выполнении. Необходимо также выяснить, в чем
символический смысл этой истории.
Продолжить урок можно в форме мини-конференции,
состоящей из сообщений учащихся на темы индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания
1. Сопоставьте повесть «Портрет» с одним из произведений русской и мировой литературы, где показана губительность для человека власти денег
(«Гобсек» Бальзака, «Анна на шее» Чехова и др.).
2. Сопоставьте «Портрет» Гоголя с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда. В чем сходство и различие идейно-эстетических взглядов двух писателей
на проблемы нравственной ответственности человеческой личности?
3. Сопоставьте 2 редакции «Портрета». Как изменилось фантастическое начало во второй редакции повести?
4. Рассмотрите рисунок В. Васнецова «В мастерской Чарткова». Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести.
Какими способами состояние художника передано В. Васнецовым?
В. М. Васнецов. В мастерской Чарткова
На уроке обязательно должен быть прочитан и прокомментирован
фрагмент финала всей повести,
в котором отец, ставший монахом, напутствует сына (часть II со слов «Я ждал тебя, сын мой...» до слов «...на буднишных одеждах не замечаются пятна»).
Необходимо выяснить, как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности художника за нравственный смысл своих творений, о
приоритете нравственности над талантом.
Для обобщения изученного может быть проведена итоговая беседа.
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?
2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести?
3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности?
4. Как в тексте отражены религиозно-мистические представления Гоголя о божественной и дьявольской сущности искусства?
5. Прокомментируйте смысл финала повести. Почему исчезает таинственный портрет?
6. В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой моральный урок преподает читателям Гоголь?
Итог уроков.
В повести «Портрет» отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может
служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде.
Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей.
Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять
соблазнам, в труде и вере.
Понять смысл повести помогает мастерство писателя: его живые картины Петербурга, изображение борьбы добра и зла в душе человека, использование
фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.
|
УРОК 51*
«...Оригинальность у г. Гоголя состоит... в комическом одушевлении, всегда побеждаемом чувством глубокой грусти»
[5]
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного).
Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».
Начать урок-семинар можно с повторения повести «Шинель» и ее осмысления в контексте всего цикла «Петербургские повести».
Вопросы и задания к повести «Шинель»
1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения
повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?
2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).
3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича «живет» в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему
именно попытка героя обрести свое «лицо» приводит его к гибели?
4. Индивидуальное задание.
Выявите отличие образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов «маленького человека» в русской литературе: Самсона Вырина и Евгения
(«Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина), Макара Девушкина («Бедные люди» Достоевского) и др.
Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.
План семинара
1. Охарактеризуйте образ «маленького человека» на примере главных и второстепенных героев повести «Невский проспект». Почему гибнет Пискарев
и торжествует Пирогов?
2. Можно ли считать «маленьким человеком» майора Ковалева из повести «Нос»? Какой смысл приобретает в повести мотив потери «лица»?
Какова роль в повести фантастики и гротеска?
3. Какова эволюция художника Чарткова в повести «Портрет»? Можно ли его трактовать как образ «маленького человека»?
4. Индивидуальное задание 1.
Какое место в сборнике «Петербургские повести» занимает повесть «Коляска»? Как в ней решается проблема человеческой личности?
5. Индивидуальное задание 2.
Найдите черты «маленького человека» в образе Поприщина («Записки сумасшедшего»). В чем своеобразие этого героя? Как в повести отражается
проблематика всего сборника?
6. Индивидуальное задание 3.
Можно ли считать «Рим» органической частью «Петербургских повестей»? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с другими повестями цикла.
Итог урока.
Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной,
фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать
самые неожиданные и волшебные формы.
Вместе с тем Гоголь — мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов.
Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость,
зыбкость человека в столкновении с миром
Следующие уроки: Урок 52*. Повторение поэмы «Мертвые души» >>>
|