Духовный кризис. Из биографии Гоголя. Степанов А. Н.
Литература
 
 Главная
 
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 

Манилов
 
 
 
 
 
 
 
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

ГОГОЛЬ.
БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ

Степанов А. Н.[1]
 
ДУХОВНЫЙ КРИЗИС

Литературные споры, вызванные появлением "Мертвых душ", не затихали. В журналах и газетах, в студенческих аудиториях и аристократических салонах шли жаркие дебаты между защитниками и противниками поэмы.

В это время Гоголь отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Здесь он встретился со своим давнишним знакомым поэтом Н. М. Языковым. Их частые и продолжительные беседы, совместная жизнь в Гастейне и Риме не прошли бесследно для писателя. Враждебно относившийся к Белинскому, ко всему новому и прогрессивному в общественной жизни России, близкий к окружению "Москвитянина", Языков содействовал обращению Гоголя к религиозно-мистическим идеям. Конечно, влияние Языкова на Гоголя не следует преувеличивать, так как сам писатель в это время постепенно склонялся к тем ложным взглядам, которые в конечном счете привели его к духовному и творческому кризису.

Еще ранее, при встрече с Гоголем в Москве в 1841–1842 годах, С. Т. Аксаков с тревогой отметил большие перемены в нем "не в отношении к наружности, а в отношении к его нраву и свойствам. Впрочем, и по наружности он стал худ, бледен, и тихая покорность воле божией слышна была в каждом его слове".

Перед отъездом за границу Гоголь все чаще начал поговаривать о том, что это будет его последнее и самое "продолжительное удаление из отечества", возврат в которое он мыслил "только через Иерусалим".

Пережитые им волнения в связи с изданием "Мертвых душ", постоянные столкновения с Погодиным и другими московскими друзьями, материальная нужда, участившиеся припадки нераспознанной врачами нервной болезни, непроходящее чувство тоски и одиночества вызвали у Гоголя перелом в его душевном состоянии. "Я ничего не умел тебе сказать и ничего не в силах был изъяснить, – писал он позже Погодину. – Я сказал тебе только, что случилось внутри меня что-то особенное, которое произвело значительный переворот в деле творчества моего; что сочиненье мое от этого может произойти слишком значительным". Под своим сочинением Гоголь подразумевал второй том "Мертвых душ", над которым он уже трудился во время второго приезда в Москву.

Последующие за тем годы жизни писателя за рубежом были заполнены бесконечными переездами. Он не мог долго оставаться на одном месте, полагая, что перемена обстановки положительно скажется на его здоровье и настроении. Работа над вторым томом "Мертвых душ" подвигалась медленно, с большим напряжением и перерывами. Гоголь реагировал на утрату творческой энергии, потерю работоспособности. В своих мыслях он все чаще обращался к богу, изнурял себя духовно и физически молитвами и постами. Он надеялся, что это вернет ему душевный покой и вдохновение, так нужные для завершения второго тома "Мертвых душ".

Писатель внимательно следил за обильным потоком критических статей о его поэме. В письмах к Прокоповичу, Плетневу, Шевыреву он постоянно просил их присылать отзывы, сообщать устные толки о "Мертвых душах". Страстные, пронизанные революционным пафосом выступления Белинского, которые писатель после встреч с критиком в Петербурге ждал с нетерпением, напугали его. Он не предполагал, что "Мертвые души" вызовут такую бурную полемику и что его имя будет связано с той ожесточенной борьбой, которую повели "Отечественные записки" с идеологами самодержавия.

Писателя не удовлетворили и суждения о "Мертвых душах" Плетнева и Шевырева, которых он сам неоднократно просил выступить в печати с разбором поэмы. "Критика придает мне крылья, - писал Гоголь Шевыреву, познакомившись с его статьей о "Мертвых душах". – После критик, всеобщего шума и разноголосья, мне всегда ясней предстает мое творенье... Но какую же пользу может принесть мне критика, подобная твоей, где дышит такая чистая любовь к искусству... Художник-критик должен понять художника-писателя".

В журнальных статьях и многочисленных письмах к писателю друзья выражали недовольство гневной гоголевской сатирой. Они возлагали вместе с тем большие надежды на второй том "Мертвых душ", о предполагаемом содержании которого знали из личных бесед с Гоголем. Писатель старался убедить их в том, что первая часть поэмы есть лишь незначительная пристройка к задуманному им грандиозному продолжению – "светлому зданию", где будут обитать "добродетельные герои", олицетворявшие здоровые стороны современной действительности.

Трагедия Гоголя-художника заключалась в том, что он стремился найти положительных героев среди тех, кого клеймил прежде беспощадным пером сатирика. Презренный мир душевладельцев-крепостников, грубых, чванливых бюрократов, толстосумов-приобретателей, который писатель-гуманист ненавидел и обличал с присущей ему силой гражданского мужества, теперь стал для него объектом поисков высоконравственных "мужей доблести", наделенных "божескими добродетелями".

За время многолетней разлуки с родиной Гоголь, чуждавшийся, по его собственному признанию, вопросов политики, постепенно утратил чувство реальности. Он не замечал и не пытался вникнуть в сущность больших изменений, происшедших за это время в экономической и общественной жизни России, переживавшей глубокий кризис феодально-крепостнической системы.

Из года в год ширилось движение крестьянских масс. На политической арене появилась новая общественная сила – революционно-демократическая интеллигенция, (разночинцы), ставшая во главе освободительного движения. В этих условиях перед деятелями литературы встала задача определить свои идейные позиции в острой антагонистической борьбе размежевавшихся сил, верой и правдой служить справедливому делу освобождения народа. Не менее важной задачей для писателей в этот сложный, по словам Гоголя, "переходный период" в истории России, наряду с критикой темных сторон действительности, являлось также создание положительных образов новых героев, встречи с которыми с надеждой ждал демократический читатель.

Но этих героев следовало искать не среди тех, на кого обратил свой взор запутавшийся в религиозно-нравственных исканиях Гоголь. Как художник он оказался бессильным воплотить ложную идею в полнокровные реалистические образы. Поняв это, писатель сжигает первый вариант второго тома "Мертвых душ".

К середине 40-х годов духовный кризис Гоголя достигает критических размеров. По признанию самого писателя, в этот период рядом с ним не оказалось никого из близких людей, кто бы помог ему и предотвратил его падение. Наоборот, в трудное для него время он очутился в окружении Смирновой, Шереметевой, Виельгорских, Апраксиных и других представителей русской аристократии, пресытившихся легкой жизнью и впавших от безделья в религию.

Ослепленный видимостью дружеских отношений, ханжеской набожностью именитых знакомых, Гоголь старался предстать перед ними в роли проповедника и наставника. Они охотно поддерживали и поощряли эти устремления писателя, в сознании которого начала укрепляться мысль о его особой, предначертанной свыше, миссии спасителя людей от земных грехов и соблазнов.

В Париже писатель встретился с мистиком и мракобесом А. П. Толстым, будущим обер-прокурором синода. Под влиянием этого изувера Гоголь в еще большей степени проникается религиозно-мистическими идеями. Свои письма этой поры к родным, друзьям и знакомым Гоголь заполняет длинными нравоучительными проповедями. "Слово мое священно", – назидательно повторял он им и советовал безоговорочно следовать его христианским поучениям.

Духовный кризис писателя незамедлительно сказался не только на мировоззрении и эстетических взглядах автора "Ревизора" и "Мертвых душ". Трагическим следствием его явился отказ художника от своих прежних идеалов и произведений. В созданной им в 1846 году драматической сцене "Развязка "Ревизора" он заявил, что город, описанный им в комедии, это миф, его никогда не было и нет в природе, что это не реальный, а "душевный город", в котором каждый из действующих героев являлся носителем определенного недостатка. Цель комедии, по утверждению Гоголя, очистить людей от этих недостатков, свойственных вообще каждому человеку. Таким образом, остро социальное содержание сатирической комедии он свел к одним моралистическим наставлениям.

Уведомляя Щепкина о "Развязке "Ревизора", якобы написанной специально для его бенефиса, Гоголь предложил ему взять на себя из этой "Развязки" роль "первого комического актера". Но Щепкин ответил резким отказом. "Не давайте мне никаких намеков, – писал он Гоголю, – что это-де не чиновники, а наши страсти... Нет, я не хочу этой переделки; это люди настоящие, живые люди, между которыми я взрос и почти состарился... Нет, я их вам не дам, пока существую. После меня переделывайте хоть в козлов, а до тех пор я не уступлю вам Держиморды, потому что и он мне дорог".

Во втором издании "Мертвых душ", напечатанных в 1846 году под наблюдением Шевырева, Гоголь публикует пространное "Предисловие от сочинителя", где по существу отказывается от обличительной направленности поэмы, считая ее незрелым и во многом ошибочным произведением.

Друзья Гоголя, бывшие в курсе его идейных метаний и религиозно-мистических увлечений, настойчиво побуждали писателя выступить в печати с книгой, декларирующей его новые взгляды. Ее замысел зародился у Гоголя в марте - апреле 1845 года во время затяжного приступа болезни. В работе над книгой Гоголь использовал наиболее важные, с его точки зрения, письма, посланные им ранее своим друзьям; в нее он также включил статьи, посвященные вопросам литературы и искусства, отражавшие эстетические позиции писателя в этот период.

К июлю 1846 года книга была закончена. Посылая рукопись Плетневу, Гоголь писал: "Наконец моя просьба! Ее ты должен выполнить, как наивернейший друг выполняет просьбу своего друга. Все свои дела в сторону, и займись печатаньем этой книги под названием: "Выбранные места из переписки с друзьями".

Плетнев поспешил издать книгу, несмотря на то, что се сильно изуродовала цензура. В начале 1847 года она вышла в свет. Гоголь пытался протестовать против произвола цензуры, которая изъяла из книги, по его мнению, много важных мест и целиком запретила два обличительных письма: "Страхи и ужасы России" и "Занимающему важное место". Но исправить положение Гоголь был уже не в силах; и в таком виде "Выбранные места из переписки с друзьями" стали достоянием читателей. В результате вмешательства цензуры сгладилась противоречивость позиции писателя, в которой причудливо совмещалась защита самодержавия и православия с резкой критикой крепостнической России.

В этой книге представители охранительного лагеря увидели, наконец, решительный поворот Гоголя к тому направлению, к которому они призывали автора "Ревизора" и "Мертвых душ" в течение многих лет.

Слабое в художественном отношении произведение Шевырев поставил выше всего, что было создано Гоголем до этого. "Выбранные места" рассматривались им как свидетельство отхода писателя от "натуральной школы", окончательного разрыва с прогрессивным течением в литературе. Шевырев утверждал, что в своей "Переписке с друзьями" Гоголь открыл "тайну своих внутренних убеждений", основанных на "коренных началах жизни русского народа", навсегда "разорвал связи с теми, которые добровольно навязывали ему себя (т. е. с Белинским), вовсе его не понимая", "расстался с теми, которые думали от него вести свое происхождение".

Книга Гоголя вызвала среди читающей публики бурные и разноречивые толки. Реакционный лагерь открыто выражал свою радость по поводу крутого изменения взглядов писателя, выступившего с защитой самодержавия, крепостного права и религии.

По мнению Гоголя, созданная им книга должна была открыть глаза правящим сословиям на многие недостатки и промахи правительственной администрации, указать на забвение чиновниками своих обязанностей перед отечеством, оторванность аристократической верхушки от народа. Писатель полагал, что его слово поможет укрепить сложившиеся веками и нарушенные ходом истории патриархальные взаимоотношения между помещиком и крестьянином, восстановить под эгидой царя классовый мир и спокойствие на русской земле.

В период бурного нарастания революционных событий в Европе, обострившихся до предела социальных и политических противоречий в России, Гоголь предлагал утопические и вместе с тем глубоко реакционные средства достижения взаимопонимания и умиротворения противоборствующих сил. Он призывал отказаться от общественной борьбы и, вняв его пророческим советам, заняться нравственным самоусовершенствованием, положив в основу религиозную мораль – христианскую добродетель и смирение, мистическую веру в какую-то особую, предопределенную свыше, миссию православной России и ее богом данного монарха.

Все эти идеалистические откровения писателя, симптомы которых улавливал в его художественных произведениях Белинский и неоднократно указывал на них, говоря о слабости и ошибочности идейных позиций Гоголя мыслителя, до глубины души возмутили критика, откликнувшегося на появление "Выбранных мест из переписки с друзьями" гневной рецензией.

Гоголь был потрясен единодушным осуждением передовым русским обществом и особенно Белинским его книги. Она, как оказалось, во многом была неприемлема и для тех, кому адресовалась в первую очередь. Доказательством этого являлось то, что цензура урезала его книгу, выбросив из нее все, что было связано с критикой бюрократического аппарата и нравов высшего общества. Не приняли до конца "Выбранные места" и близкие друзья Гоголя из славянофильского лагеря, так как она слишком смело и откровенно раскрывала их идейные позиции.

Стремясь как-то оправдать себя и свою книгу в глазах Белинского, объяснить ему ее значение, Гоголь обратился к нему с письмом, где упрекал критика в непонимании им смысла произведения и благих намерений автора.

Белинский ответил Гоголю своим известным письмом, которое вошло в историю русского освободительного движения как замечательный образец революционно-демократической публицистики. Политическим завещанием Белинского называли это письмо последующие поколения русских революционеров. С глубокой и всесторонней оценкой этого пламенного манифеста великого предшественника марксизма в России неоднократно выступал В. И. Ленин, который рассматривал письмо Белинского к Гоголю как документ большой исторической важности, не потерявший своего политического значения и в годы борьбы большевистской партии с царизмом[2].

Белинский, находившийся за границей, будучи свободным от цензурных препон и полицейского надзора, с беспощадной прямотой высказал писателю откровенное мнение о его реакционной книге. С неменьшей резкостью он говорил и о ее авторе, который дискредитировал себя во мнении русской публики как "проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия".

Белинский призывал Гоголя во имя любви к России порадоваться вместе с ним падению его "зловредной" "Переписки", отказаться от презренной участи прислужника престола. Он напоминал Гоголю о благородной исторической миссии, выпавшей на долю русской литературы, патриотическом долге писателей, на которых взирали в России, как на "единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности".

Этому праведному делу честно служил Гоголь - создатель "Ревизора" и "Мертвых душ". И именно эти заслуги писателя дали возможность критику выразить уверенность в том, что Гоголь искренне осознает свои ошибки и отречется от своих заблуждений, искупит свой "тяжкий грех" перед родиной новыми творениями, которые напомнят его прежние создания.

В письме к Гоголю Белинский не ограничился только выражением своего отношения к "Выбранным местам из переписки с друзьями" и к изменившему передовым идеалам их автору. Он сформулировал четкую революционно-демократическую программу борьбы за осуществление первоочередных экономических, политических и культурных задач, стоящих перед Россией: "уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения" существующих законов. Эти, по словам критика, "самые живые, современные национальные вопросы" требовали от всех честных людей и, в первую очередь, от русских писателей, просвещения народа, пробуждения в нем жгучей ненависти к бесчеловечным порядкам, невежеству и религиозным предрассудкам.

В борьбе за светлое будущее России, за выстраданную веками свободу и самобытную русскую культуру важное место Белинский отводит демократической литературе, неразрывно связанной с народом, с освободительными идеями. Письмо Белинского к Гоголю, по определению В. И. Ленина, явилось ярким примером бесцензурной революционной печати, в котором отразились настроения крепостных крестьян, возмущение народных масс остатками крепостнического гнета[3].
 
СНОВА В РОССИИ

Письмо Белинского произвело на писателя огромное впечатление. Гоголь попытался было ответить Белинскому резким, обидчивым письмом, в котором стремился представить содержание и тон высказываний критика как результат его болезненно-раздражительного характера. Но вместо этого письма он послал другое, свидетельствующее о его полной духовной растерянности.

Позже Гоголь не раз выражал сожаление по поводу издания "Выбранных мест". Он старался как-то оправдать свой поступок и книгу в глазах друзей и читателей. "Я хотел рассмотреть все места и звания в их чистом источнике, а не в том виде, в каком они являются вследствие злоупотреблений человеческих, – писал он Анненкову, – я начал с высших должностей; я хотел напомнить человеку о всей святости его обязанностей... Не увлекись я духом излишества, который раздувает теперь всех, я бы выразился, может быть, так, что со мною во многом бы согласились... хотя чувствую, что и тогда видна была бы во мне односторонность: занявшись своим собственным внутренним воспитанием, проведя долгое время за Библией, за Моисеем, Гомером – законодателями веков минувших... я весьма естественно стал на время чужд всему современному... Здоровье мое, которое началось было уже поправляться и восстанавливаться, потряслось от этой для потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги. Многие удары так были чувствительны для всякого рода щекотливых струн, что дивлюсь сам как я еще остался жив…"

Под влиянием письма Белинского Гоголь решает навсегда возвратиться в Россию и снова приняться за работу над вторым томом "Мертвых душ". "Мне нужно будет непременно заглянуть в некоторые, хотя главные, углы России. Вижу необходимость существенную взглянуть на многое своими собственными глазами", – доверительно сообщал он Данилевскому.

Свой путь на родину Гоголь задумал совершить через Иерусалим. Посещение святых мест он связывал с потребностью восстановить душевное равновесие, перед тем как вновь приступить к созданию второго тома "Мертвых душ".

В начале 1848 года Гоголь покинул Италию. В сопровождении нежинского друга К. М. Базили, встретившего писателя в Бейруте, он добрался до Иерусалима и побывал в святых местах. По признанию Гоголя, они не произвели на него ожидаемого впечатления и не вызвали в душе никаких религиозных эмоций; он остался холоден, черств и "не стал лучшим". Усталый и разочарованный бесцельным путешествием, о котором, по свидетельству современников, писатель предпочитал молчать, он прибыл весной в Одессу, а затем навестил Васильевку.

Грустной и безрадостной была встреча с родными. Гоголь был подавлен, молчалив, часто уединялся и подолгу бродил по знакомым с детства местам, печально взирая на запущенное имение, разоренное хозяйство крестьян. Эпидемия холеры, опустошившая окрестные деревни, захватила и Васильевку, сильная засуха грозила голодом... Всюду слышался ропот недовольства.

"Я еще ни за что не принимался, – писал он Плетневу. – Покуда отдыхаю от дороги. Брался было за перо, но или жар утомляет меня, или я все еще не готов. А между тем чувствую, что, может, еще никогда не был так нужен труд, составляющий предмет давних обдумываний моих и помышлений, как в нынешнее время".

В конце августа Гоголь выехал в Москву. Друзья встретили его сдержанно и настороженно. В Москве он пробыл недолго, его потянуло в Петербург повидаться со школьными товарищами, Плетневым, Виельгорским.

Революция 1848 года во Франции и следующая за ней волна национально-освободительного движения в Европе вызвали усиление реакции в России. Цензурные гонения, полицейские преследования и аресты, о которых Гоголь узнал в столице, гнетуще подействовали на него. "В Петербурге я успел видеть Прокоповича... и Анненкова, приехавшего на днях из-за границы, – писал Гоголь Данилевскому. – Все, что рассказывает он, как очевидец, о парижских происшествиях[4] – просто страх: совершенное разложенье общества. Тем более это безотрадно, что никто не видит никакого исхода и выхода и отчаянно рвется в драку, затем чтобы быть только убиту. Никто не в силах вынесть страшной тоски этого рокового переходного времени. И почти у всякого ночь и тьма вокруг". Такая оценка политических событий в Европе была присуща не одному только Гоголю; ее разделяли многие в прошлом прогрессивные дворянские писатели, напуганные революционным движением на Западе и ожидаемым взрывом в России.

Новые веяния в общественной и литературной жизни Петербурга конца 40-х годов были малопонятны автору "Переписки с друзьями". Он стремится разобраться в них, присматривается, наблюдает, но чувствует себя, по его словам, как иностранец, попавший в незнакомую страну. Некоторые из его близких друзей, не простив ему последней книги, отвернулись от него.

Понимая сложность своего положения, Гоголь старается сблизиться с молодыми петербургскими писателями, о которых отзывался как о его учениках и последователях. И. И. Панаев вспоминал: "Гоголь изъявил желание А. А. Комарову[5] приехать к нему и просил его пригласить к себе несколько известных новых литераторов, с которыми он не был знаком. Александр Александрович пригласил... Гончарова, Григоровича, Некрасова и Дружинина. Я также был в числе приглашенных, хотя был давно уже знаком с Гоголем... Радушный хозяин приготовил роскошный ужин для знаменитого гостя и ожидал его с величайшим нетерпением...

Гоголь приехал в половине одиннадцатого, отказался от чая... взглянул бегло на всех, подал руку знакомым, отправился в другую комнату и разлегся на диване. Он говорил мало, вяло, нехотя, распространяя вокруг себя какую-то неловкость, что-то принужденное. Хозяин представил ему Гончарова, Григоровича, Некрасова и Дружинина. Гоголь несколько оживился, говорил с каждым из них об их произведениях, хотя было... заметно, что не читал их. Потом он заговорил о себе и всем нам дал почувствовать, что его знаменитые "Письма" писаны им были в болезненном состоянии, что их не следовало издавать, что он очень сожалеет, что они изданы. Он как будто оправдывался перед нами!"

Ожидаемого сближения с писателями "натуральной школы" не последовало, и Гоголь еще острее почувствовал свое одиночество. Единственным его утешением было посещение семьи Виельгорских, с которой писателя связывала многолетняя дружба. Кроме того, он был влюблен в их младшую дочь – Анну Михайловну, отвечавшую ему взаимностью. После долгих колебаний Гоголь решился сделать предложение. Но графиня Виельгорская, не допускавшая и мысли о возможном браке ее дочери с Гоголем, наотрез отказала ему. "Я много выстрадался с тех пор, как расстался с вами в Петербурге, – писал он Анне Михайловне весною 1850 года. – Изныл весь душой, и состоянье мое так было тяжело, так тяжело, как я не умею вам сказать".

Запоздалая попытка Гоголя создать семью потерпела неудачу. Расстроенный и растерянный возвратился он в Москву. С этого времени начинается беспрерывная полоса скитаний одинокого и постоянно нуждающегося писателя, не имевшего собственного пристанища. Он живет у Погодина, А. П. Толстого, Аксаковых, Шевырева, в Калуге у Смирновой. Зиму 1850–1851 года Гоголь провел в Одессе, летом гостил в Васильевке, откуда снова возвратился в Москву, где поселился в доме Толстого. Все свободное время Гоголь старался посвятить работе над вторым томом "Мертвых душ". Но тяжкий груз пережитого, болезненное состояние мешали ему. "Не могу понять, отчего не пишется и отчего не хочется говорить ни о чем... Та же недвижность и в моих литературных занятиях, – сообщал он Жуковскому. – Я ничего не издал в свет и ничего не готовлю; что и приуготовляю, то идет медленно и не может никак выйти скоро... Отчего, зачем нашло на меня такое оцепенение, этого не могу понять".

Несмотря на затянувшийся кризис, писатель находит в себе достаточно сил и продолжает трудиться. В литературе, в творческом созидании он видел единственный смысл своей жизни. По свидетельству близких друзей, Гоголь в последние годы был целиком поглощен созданием нового варианта продолжения поэмы. В дружеском кругу он неоднократно читал завершенные главы из второго тома "Мертвых душ", великолепные по своему художественному мастерству. Одновременно Гоголь приступает к подготовке переиздания собрания своих сочинений, так как прежнее (первое) из-за его отсутствия появилось с большими ошибками и искажениями.

Но писатель, захваченный новыми творческими замыслами, был лишен здоровой рабочей атмосферы. В доме Толстого он попал в окружение тупых ханжей и лицемеров, постоянно стремившихся подогреть в нем религиозные чувства, растравить и без того надломленную переживаниями душу. Его сводят с фанатичным церковником – ржевским попом Матвеем Константиновским, который своими исступленными проповедями доводил писателя до полного изнеможения.

Гоголь чувствовал, что попал в тупик. Его робкие попытки освободиться от влияния мракобесов наталкивались на глухую стену. Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все свои рукописи. В огне погиб и второй том "Мертвых душ". Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм писателя не выдержал последнего потрясения. 4 марта 1852 года в 8 часов утра Гоголь умер.

Похороны писателя превратились во внушительную демонстрацию передовой русской общественности, для которой имя творца бессмертных созданий было всегда олицетворением страстной непримиримости к ненавистному самодержавию, примером бескорыстного служения родине. "Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? – писал И. С. Тургенев из Петербурга. – Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит, наконец, свое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, - пришла эта роковая весть! Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!"

Более ста лет прошло со дня смерти великого русского писателя. Но животворное влияние творчества Гоголя, восхищение перед его художественным гением продолжают испытывать и наши современники. Реалистические творения писателя вошли в золотой фонд русской и мировой литературы. Миллионными тиражами изданы сочинения Гоголя; они читаются во всех уголках нашей необъятной Родины. Его пьесы с успехом идут в советских театрах. Замечательные творения гениального художника любят не только в нашей стране. Переведенные на многие языки мира, они стали известны далеко за ее пределами и вместе с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Чехова, Горького утвердили мировую славу русской литературы.

Творчество Гоголя оказало огромное влияние на формирование школы критического реализма, теоретическим истолкователем и идейным вождем которой был В. Г. Белинский. Передовая, демократическая литература, проникнутая, по словам В. И. Ленина, "идеями Белинского и Гоголя", была всегда дорога "всякому порядочному человеку на Руси"[6]. По пути, проложенному Гоголем, пошли лучшие представители русской литературы, драматургии, живописи и музыки.

Художественное наследие Гоголя и в наши дни продолжает оказывать благотворное влияние на развитие многонациональной советской литературы и искусства. В произведениях советских писателей А. Фадеева, М. Шолохова, Л. Леонова, А. Корнейчука, Б. Горбатова и многих других нашли свое дальнейшее развитие гоголевские традиции.

Бессмертный Гоголь – наш современник. Он и сегодня вместе с нами в борьбе за утверждение самого передового и самого справедливого на земле социального строя. Он рядом с нами в борьбе с чуждыми советским людям пережитками прошлого.

С мыслью о высоком служении Родине Гоголь вступил на литературное поприще и до конца дней своих, несмотря на свои заблуждения, не изменял благородным идеалам. "Как ни велики твои ошибки, мученик скорбной мысли и благих стремлений, – писал Н. Г. Чернышевский, обращаясь к памяти Гоголя, – но ты был одним из благороднейших сынов России, и безмерны твои заслуги перед Родиной".

1. Источник: Степанов А. Н. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. – М.–Л.: Просвещение, 1966 – с.136. (вернуться)

2. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 94. (вернуться)

3. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 19, стр. 169. (вернуться)

4. Французская революция 1848 года. (вернуться)

5. Участник кружка Белинского. (вернуться)

6. В. И. Ленин собрание сочинений, т. 22, стр. 83. (вернуться)

 

Тройка Чичикова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика