Иллюстрации П. П. Соколова к поэме «Мёртвые души»
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
 
 
 
 
 
 
 
СОКОЛОВ ПЁТР ПЕТРОВИЧ
(1821 – 1899)

Иллюстрации
к поэме «Мёртвые души»
[1]
 

Тройка Чичикова
 

"В ворота гостиницы губернского города NN..." (Том I, гл. I.)
 

Чичиков у Манилова (Том I, гл. II.)
 

Чичиков у Коробочки (Том I, гл. III.)
 

Разговор Чичикова с Коробочкой о мертвых душах (Том I, гл. III.)
 

Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире (Том I, гл. IV.)
 

Чичиков у Ноздрёва (Том I, гл. IV.)

 
Одноцветные репродукции
Петра Петровича Соколова
к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
[2]
 
 

Приезд Чичикова в гостиницу.
Черная акварель Петра Соколова,
начало 1890-х гг.
Третьяковская галерея, Москва
 

Приезд Чичикова к Плюшкину
Черная акварель Петра Соколова, 1890 г.
Библиотека им. В. И. Ленина, Москва
 

1. Из серии почтовых открыток с иллюстрациями П.П. Соколова к поэме "Мёртвые души" Н.В. Гоголя. Санкт-Петербург. Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1909.
На лицевой стороне открытки размещены: иллюстрация; фрагмент текста произведения; указано местонахождение оригинала - Музей Императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей).

К иллюстрированию «Мертвых душ» русский живописец и график Петр Петрович Соколов обращался дважды.

В восьмидесятых годах он исполняет, в качестве первого опыта в создании рисунков к первым главам «Мертвых душ», серию цветных акварелей, тронутых гуашью. Рисунки были опубликованы первоначально в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов (Т-во Р. Голике и А. Вильборг). Серия издана в пользу общины Св. Евгении в 1909 году, к юбилею Н.В. Гоголя. Община Св.Евгении (или "Издательство Красного Креста") была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. В настоящее время открытки находятся в Государственном Русском музее.

В 1891 г. в типографии Эдуарда Гоппе он выпускает двенадцать листов этой серии в виде альбома одноцветных репродукций (исполненных автотипией). Эти двенадцать листов иллюстрируют только три первые главы поэмы.

Впервые в иллюстрациях к «Мертвым душам» основная сюжетная нить развертывается на широком социальном фоне. В этом выразилось глубокое понимание «Мертвых душ» как эпического полотна русской жизни. Также виден интерес художника к пейзажу. Природа в этих иллюстрациях - не условный фон, но реальная среда, в которой протекает повседневная жизнь людей, совершаются события поэмы. Наряду с этим Соколов показывает себя крупнейшим мастером интерьерных сцен.

Акварели П. П. Соколова иллюстрациями назвать нельзя. Изначально они не были предназначены для книги. Это были работы «на тему», достаточно широко распространенные в то время. В какой-то мере они были близки к исторической живописи, хотя и трактовали события сравнительно недавнего времени. Как и в исторической живописи, здесь важны были детали интерьера, костюмы героев.

В качестве книжных иллюстраций чёрно-белые акварели Соколова впервые были использованы в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Гоголя московского издательства «Печатник» в 1911-1912 годах.

В 1947 году 25 рисунков Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном в серии Гослитиздата «Русская классическая литература». (вернуться)

2. Черная акварель Петра Соколова Когда в начале 1890-х годов Петр Соколов, старший брат Павла Соколова, до этого успешный иллюстратор Тургенева и Некрасова, занялся иллюстрированием «Мертвых душ», ему было уже за семьдесят. Младший современник писателя, он был едва ли не последним, кто мог изображать гоголевскую Россию по собственной живой памяти.

Большие листы Петра Соколова исполнены, в окончательном виде, черной акварелью (им предшествовал менее удачный цветной вариант). В то время уже существовала техника, способная без существенных потерь передавать в печати такие тональные рисунки. В этом новом, более многочисленном варианте, охватывающем обе части «Мертвых душ», особое значение приобрел прием тончайшей светотеневой проработки изображения, явившийся в руках художника важнейшим средством к достижению образной выразительности.

Художника интересовали не столько гоголевские «типы», сколько целостная атмосфера книги, жизненная среда персонажей. От их подчеркнутой характерности, типичной для работ ранних иллюстраторов, он отказался — люди как люди. Зато очень наглядно представлен, например, дом Плюшкина, извне, с его забитыми окнами и разоренным двором, на который въезжает бричка Чичикова, и изнутри, затесненный и замусоренный, живописно обветшавший, подобно халату хозяина. Соколов вынес на поля этого большого рисунка фигурки второстепенных персонажей, участвующих в эпизоде, а поверху еще и вид разоренной плюшкинской деревни.

Подобные маргиналии, не вторгаясь в течение главного действия, дополняют и корректируют его. Сюжет развернут как бытовой, перетекающий из пейзажа в интерьер, от встречи к встрече, от разговора к разговору, и несколько замедленный, по сравнению со сгущенным действием в тексте. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика