Жанр оды в мировой литературе. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Франсуа де Малерб
Портрет работы Робера Лефевра
 
Портрет М. В. Ломоносова.
Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г.К.И. фон Преннера 1755 г. Середина XIX в. ГИМ. Москва[4]
 
 
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи
 
 
 
 
 
 
ЖАНР ОДЫ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


2 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 19. Оды Пиндара и Ф. Малерба

Урок 20. Ода в русской поэзии


УРОК 19
Оды Пиндара и Ф. Малерба

Задачи:
раскрыть жанровые особенности оды; познакомить учащихся с отдельными сведениями из жизни и творчества Пиндара, Ф. Малерба и с образцами оды в мировой поэзии.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; выразительное чтение; рассказы о поэтах; беседа по вопросам учебника; работа с теоретическими понятиями.
Термины: ода, одическая строфа, классицизм.

Этапы урока

I. Вступительная беседа о жанре оды
на основе материала статьи учебника.


На этом этапе урока важно подчеркнуть, что теория одического жанра сложилась в эпоху классицизма, теоретики которого опирались на материал античной поэзии. В Древней Греции и Древнем Риме ода, как всякая песнь, ещё не претендовала на жанровую принадлежность, но, предназначенная для хорового исполнения, она требовала обязательно приподнятой торжественной интонации. Такими были оды Пиндара, Горация, заложивших основы европейской одической поэзии.

II. Рассказ учителя о Пиндаре,
чтение и анализ фрагмента «Первой истмийской оды» с использованием материалов учебника (статьи, комментариев, вопросов и заданий).

Подводя итоги обсуждения пиндаровской оды, учитель акцентирует внимание учащихся на её богатой словесной орнаментации, торжественности, некоторой высокопарности.

Оды Пиндара именовались эпиникиями, что означало «хвалебная песня в честь победителя на гимнастических состязаниях», — заказанное стихотворение «на случай», задача которого — возбуждать и поощрять волю к победе среди аристократии.

Исследователи отмечают слабую связь между частями в одах Пиндара, резкие, немотивированные переходы от одной части к другой на основе ассоциаций. Это затрудняло их восприятие и понимание даже современниками поэта.

Названные особенности од Пиндара в эпоху французского классицизма будут восприняты как «лирический беспорядок» и «лирический восторг» — важнейшие требования одического жанра. Они же привлекут впоследствии внимание М. В. Ломоносова, снискавшего славу российского Пиндара.

III. Отчёт о выполнении индивидуального задания,
посвящённого особенностям од Горация.


Гораций положил начало нравоучительной оде. Он создал три книги од на различные темы и придал оде конкретную адресную направленность: он прославлял Октавиана Августа, сочинял оды по случаю торжеств и празднеств.

Новоевропейская ода в своём развитии следовала либо за Пиндаром, либо за Горацием.

Горацианская и пиндарическая ода различались тематикой, типом строф, стилем: горацианским одам был присущ умеренный и ясный стиль, в то время как пиндарическим опытам — высокий, часто тёмный стиль.

Канонические признаки одический жанр приобрёл в эпоху классицизма в поэзии Ф. Малерба.

IV. Рассказ учителя
о развитии одического жанра в эпоху классицизма

(с элементами беседы).

Примерные вопросы:

1. Почему, как вы думаете, в литературе классицизма ода достигает своего расцвета?
2. Какое место заняла ода в иерархии жанров в литературе классицизма?

Обобщая ответы учащихся,
учитель подчеркнёт, что жанр оды оказался наиболее созвучным задачам эпохи, провозгласившей торжество общих интересов над интересами личными. Всеобщий интерес способен был вызвать отклик поэта на общенациональные, общегосударственные события.

Прославленными авторами од стали французские поэты Пьер Ронсар и Франсуа Малерб. При этом в их поэтической практике распространение получила преимущественно пиндарическая, торжественная ода.

В теоретических трактатах Никола Буало «Поэтическое искусство» и «Рассуждения об оде» были сформулированы основные требования к оде.

Среди них — требование так называемого «лирического беспорядка», характерного для од Пиндара. Его суть усматривалась в отсутствии прямой логической последовательности в развёртывании темы, резкой смене картин, хаотическом нагромождении образов с целью сообщить предельную эмоциональную зарядку, потрясти удивлением, ужасом и восторгом сердца слушателей.

Вместе с тем рационалистическая поэтика классицизма считала обязательным наличие в этом кажущемся беспорядке строгой внутренней упорядоченности.

V. Рассказ учителя о Ф. Малербе,
чтение и анализ фрагмента «Оды королеве» с использованием комментариев, вопросов и заданий учебника.

Подводя итоги проделанной работы, учитель отмечает, что в творчестве Ф. Малерба преобладает героическая ода, предназначенная для торжественного произнесения. Её отличительными чертами являются:

1) сюжет, имеющий важное «государственное» значение: победы над внешними и внутренними врагами, восстановление «порядка» и т. п.;
2) основное чувство, её вдохновляющее, — восторг;
3) основной тон — восхваление вождей и героев монархии: короля и особ королевского дома, торжественная приподнятость стиля (постоянное чередование восклицательной и вопросительной интонации, обилие мифологических образов, олицетворений и т. п.).

VI. На этапе подведения итогов урока
можно предложить задание сравнить различные определения оды (возможно использование электронной презентации) и закрепить признаки канонической оды:

«Лирическое произведение, посвящённое изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли, или всенародного разума» (Н. Л. Бродский).

«Ода как витийственный жанр… витийственное начало оды выдвигало с большой силой вопрос об её интонационной организации: ораторское, с установкою произносимости, стиховое слово должно было быть организовано по принципу наибольшего интонационного богатства. Самая десятистрочная строфа оды представляла сложную и податливую канву для особого синтактико-интонационного строя» (Ю. Н. Тынянов).

VII. В заключительном слове
учитель сообщит о том, что жанровое содержание оды не оставалось неизменным. Со временем в ней начинает преобладать философское содержание, которым отмечены одические стихотворения Ф. Г. Клопштока, Ф. Гёльдерлина и Ф. Шиллера. В России жанр оды достиг расцвета в творчестве М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Начиная с конца первой половины XIX века жанр оды почти совешенно исчезает из европейских литератур.

Закончить урок можно чтением оды Ф. Шиллера «К радости» (1785), в которой прославляется поступательное движение человечества навстречу мировой гармонии (или прослушиванием её музыкальной интерпретации).

На стихи Ф. Шиллера музыку написал Л. ван Бетховен, включивший это произведение в состав своей Симфонии № 9 (в настоящее время этот музыкальный фрагмент является официальным гимном Европейского союза и Совета Европы).

VIII. Домашнее задание:

выполнить индивидуальные задания 1—3 учебника (по выбору учащихся).


УРОК 20
Ода в русской поэзии

Задачи:
обогатить представления учащихся о жанре оды на материале русской поэзии; расширить круг чтения школьников; подготовить к восприятию и анализу произведений русской литературы XVIII века.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов; рассказы о поэтах; отчёты о выполнении индивидуальных заданий.
Термины: ода, одическая строфа, стилизация, пародия.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о своеобразии оды в русской поэзии.


В русской поэзии XVIII века ода заняла особое место.

Образцы одического жанра принадлежат М. В. Ломоносову и Г. Р. Державину. В их творчестве формируется так называемый одический канон.

Важно подчеркнуть, что ода в равной мере является и литературным, и ораторским жанром. «Торжественные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей речью, воспринимаемой на слух» (Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. — М., 2000).

Законы риторики обусловили типологические признаки одического жанра:

1. Прикреплённость темы торжественной оды к определённому «случаю»: историческому происшествию, событию государственного масштаба и т. п.

2. Особенности композиции: ода открывается и завершается обращениями к адресату; текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов, чередование которых обусловлено двумя параллельно действующими установками: каждый отдельный фрагмент оды призван оказывать максимальное эстетическое воздействие на слушателя, поэтому язык оды перенасыщен тропами и риторическими фигурами.

3. Последовательность развёртывания одического сюжета подчинена законам формальной логики:

а) формулировка тезиса;
б) доказательство в системе последовательно сменяющихся аргументов;
в) вывод, повторяющий начальную формулировку.

Каждая из трёх частей оды имела свои особенности построения, однако М. В. Ломоносов считал, что доводы в пользу главной мысли должны располагаться «таким образом, чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в середине, а самые сильные на конце».

Для русской классической оды характерны устойчивая строфика и устойчивый метр. Ода состоит из десятистишных строф (одическая строфа) с определённой, почти не варьирующейся системой рифмовки — abab ccd eed, с подразделением на три части: в первой — четыре строки, во второй и третьей — по три строки.

II. Рассказ учителя или
заранее подготовленного ученика
о М. В. Ломоносове

(с опорой на уже известные учащимся факты), комментированное чтение «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

В поэтическом наследии Ломоносова большое место занимают оды, которые посвящались прославлению какого-либо события («На взятие Хотина», «На взятие Исмаила»), важного государственного лица («Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»), величественного явления природы («Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»). Содержание од Ломоносова обусловлено его политическими убеждениями, в основе которых лежала концепция просвещённого абсолютизма.

Наиболее известной и совершенной в художественном отношении является «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Она посвящена шестилетней годовщине пребывания на российском троне императрицы Елизаветы Петровны.

С целью выявления особенностей восприятия учащимися оды им предлагается ответить на вопросы:

1. Какое впечатление произвела на вас ода? Чем взволновала? Какие строки особенно запомнились?

2. Что вызвало затруднения при чтении оды М. В. Ломоносова?

3. Каким настроением проникнута ода? С какой интонацией она должна быть прочитана?

После этого организуется аналитическая беседа
на основе примерных вопросов и заданий:


1. Какова идея стихотворения? Докажите, что ода отразила основные идеи просветителей. Какие художественно-изобразительные средства использованы Ломоносовым для их воплощения?

2. Назовите центральные образы оды. Какую роль играет в оде использование мифологических образов, старославянизмов?

3. Каковы особенности построения оды?

4. Охарактеризуйте ритмические особенности оды.

Подводя итоги аналитической беседы,
учитель отмечает, что в данной оде М. В. Ломоносов прославляет, скорее, будущие заслуги царицы перед Отечеством: гуманность законов, миролюбие, щедрое покровительство искусству, ремёслам и наукам.

Следует обратить внимание и на особенности построения оды.

В начале произведения прославляется «возлюбленная тишина», то есть мир — залог процветания государства и развития науки.

Поэт воспевает Елизавету (в переводе с древнееврейского — «Бог — моя клятва», или «почитающая Бога») как установительницу мира в государстве: при воцарении она положила конец русско-шведской войне 1741—1743 годов. Затем поэт подходит к своей главной мысли — утверждению «пользы наук».

Несколько слов оды посвящены Петру I. В Елизавете поэт хочет видеть преемницу дел её великого отца.

Самый величественный образ оды — образ России, чьи бескрайние просторы воспевает поэт. Природные богатства России неисчерпаемы: полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но нужны просвещённые люди, которые смогут распорядиться этим богатством и привести страну к процветанию.

Поэтому поэт-патриот важной задачей своего времени признаёт распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами.

Ода написана четырёхстопным ямбом, женские и мужские рифмы чередуются, десятистрочная строфа делится на два катрена, в первом рифмовка перекрёстная, во втором — кольцевая, а между ними — дистих. По словам Ломоносова, чистые «ямбические стихи поднимаются вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают». Риторически-торжественные оды Ломоносова снискали ему славу «российского Пиндара» и «наших стран Малерба».

III. Отчёты учащихся
о выполненных индивидуальных заданиях

(задания 2—3 учебника).

Учитель отметит, что высокая традиция М. В. Ломоносова была продолжена Г. Р. Державиным, которому принадлежат не только образцы одического жанра, но и теоретическое «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811—1815), основанное на материале поэзии Ломоносова.

Державин внёс огромный вклад в развитие русской оды.

Несмотря на то что в правилах одосложения Державин следовал требованиям Н. Буало, в своей поэтической практике он вышел за их пределы и создал смешанный вид оды-сатиры, которая соединила в себе превознесение монархии с сатирическими выпадами против придворных. Такие задачи определили и смешанный «высоко-низкий» язык державинской оды. Державин преодолел риторическую напыщенность од Ломоносова и в то же время сохранил основное, что характерно для оды, — лирическую торжественность стиха; вместе с этим Державин обновил русскую оду, введя в стих простые русские слова, ранее не входившие в лексику оды (см.: Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 2000. — С. 208).

В 8 классе при изучении темы «Духовная традиция в русской литературе» школьники знакомились с фрагментом оды Державина «Бог». На уроке уместно затронуть вопрос о жанровых особенностях стихотворения. Идея оды может быть определена как постижение непостижимого Божества и через Него — самопостижение поэта: «Бог и человек поставлены в диалогические отношения, где слово принадлежит человеку, а Бог внимает тому, что Ему изначально ведомо» (Пронин В. А. Теория литературных жанров. — М., 1999).

IV. Комментированное чтение фрагментов од
А. Н. Радищева «Вольность» и А. С. Пушкина «Вольность».


Учитель отметит, что, в отличие от од Ломоносова и Державина с их монархо-патриотической направленностью, А. Н. Радищев в знаменитой оде «Вольность» выразил освободительные идеи. Его стихотворение служит свидетельством трансформации жанра оды. Автор воспел гражданскую свободу, право народа судить и казнить царей-тиранов. На оду А. Н. Радищева откликнулся молодой А. С. Пушкин, давший своему произведению то же название.

V. Рассказ учителя о судьбе жанра оды,
многочисленных стилизациях и пародиях на произведения этого жанра в русской поэзии XIX—XX веков, об использовании стилизаций оды в нашей повседневной жизни (множество таких примеров девятиклассники смогут самостоятельно найти в Интернете и прокомментировать).

Рассказ целесообразно проиллюстрировать фрагментами, в том числе:

• «Оды его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову» А. С. Пушкина, в которой тонко пародируется и творчество самого Д. И. Хвостова, весьма посредственного стихотворца, и очевидная архаичность языка стихотворений многих поэтов пушкинского времени;

стихотворения «Хвала Человеку» В. Я. Брюсова как яркого примера стилизации оды.

VI. Домашнее задание:

1) познакомиться с современными стилизациями оды и пародиями на этот жанр, используя поисковые системы Интернета;
2) написать свою стилизацию оды, посвящённую какому-либо знаменательному событию из школьной жизни.

Следующие уроки: Урок 21. Своеобразие русской литературы XVIII века >>>


Валерий Брюсов
ХВАЛА ЧЕЛОВЕКУ
[2]

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной
Ты провёл свои пути,
Чтоб не рвущейся, железной
Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах[3]
Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты, беспощадно,
Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый
Четырёх подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств; —

Но, отважный, со стихией
После бьёшься с грудью грудь,
Чтоб ещё над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! ты поставишь
Над землёй ряды ветрил.
Ты по прихоти направишь
Бег в пространстве, меж светил.

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересёк,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!
1 декабря 1906
Источник: В. Я. Брюсов. Пути и Перепутья. Собрание стихов. – М.: Скорпион, 1909. – Т. 3. (вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. Хвала человеку – из цикла «Оды и послания», сб. «Все напевы». Создано: 1906. Впервые опубликовано: журнал «Современный мир», 1907, № 2, стр. 56, с эпиграфом: «В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего. Софокл» (трагедия «Антигона»).
В творчестве Брюсова тема человека как завоевателя природы, неутомимого труженика и вдохновенного созидателя была значительна. Героизированный образ человека-строителя лег в основу одического стихотворения «Хвала человеку».
В зрелый период жизни Брюсова его страстное и взволнованное отношение к научному и техническому прогрессу в настоящем и мечта о безмерных завоеваниях науки в будущем отразились в его поэзии еще ярче и последовательней. Например, стихотворения Брюсова, в которых он прославляет авиацию или, подымаясь до подлинного лиризма, выражает надежду на сближение с гипотетическими обитателями соседних планет («Кому-то», «Сын земли», «Детские упования»). (вернуться)

3. Левиафан (библ.) – огромное морское чудовище. (вернуться)

4. Портрет Ломоносова работы Г. Преннера – единственное достоверное прижизненное изображение в живописи.
Заказчиком и владельцем портрета являлся граф Воронцов, позволявший делать копии с него создателям гравированных и мозаичных портретов, впоследствии также утерянных. Первым же владельцем портрета из представителей рода Ломоносова стала после 1767 года единственная дочь учёного Елена Михайловна (1749–1772). После ее смерти портретом Ломоносова в разные годы владели следующие представители семьи: А. А. Константинов; Софья Алексеевна (1769–1844) — дочь Константинова и внучка Ломоносова, ставшая женой генерала Н. Н. Раевского — героя Отечественной войны 1812 года; Александр Николаевич Раевский (1795–1868) — старший сын Раевских, полковник и правнук Ломоносова, друг А. С. Пушкина и прототип его «Демона»; Иван Григорьевич Ностиц (1824–1905) — граф, генерал и муж дочери А. Н. Раевского Александры (1839–1863), праправнучки Ломоносова, рано ушедшей из жизни; Григорий Иванович Ностиц (1862–1926) — граф, генерал, начальник штаба гвардейского корпуса, сын Александры и прапраправнук Ломоносова. До 1917 г. портрет хранился у потомков Ломоносова. но позднее был утрачен.
Фрагментарную копию с прижизненного портрета работы Г. Преннера по заказу главы двух Академий Екатерины Романовны Дашковой (1744 – 1810) выполнил популярный в те годы петербургский художник Леонтий Семенович Миропольский (1744(5) – 1819), ученик Левицкого. Портрет находится в Музее М. В. Ломоносова в Кунсткамере.
В XVIII–XX вв. помимо этих портретов Ломоносова было выполнено значительное количество копий как с них, так и с последующих копий. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика