Стихотворения А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.
Литература
 
 Главная
 
А. С. Хомяков.
Фото конца 1850 гг.
 
 
А. К. Толстой.
Офорт М. Рундальцова
с рис. Т. Кирхгофа (?). 1911 г.
Источник: Захарова В. Д. Вслед за А. К. Толстым. В поисках истины. – Брянск, 2013.
 
Портрет поэта
великого князя К. К. Романова
работы И. Е. Репина, 1891 г.
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 4. Стихотворения М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина

Урок 5. Стихотворения А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.

* Урок 6. Традиции духовной поэзии в русской литературе XX века[2]


УРОК 5
Стихотворения
А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.

Задачи:
обогатить представления учащихся о духовной поэзии и духовной традиции в русской литературе; познакомить с отдельными фактами биографии и творчества А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.; развивать навыки анализа лирического стихотворения.
Основные виды деятельности: устные сообщения о поэте; чтение и анализ стихотворений; прослушивание музыкальных фрагментов; выразительное чтение стихотворений.
Термины: духовная поэзия, духовная музыка, идеал, «вечный» образ.

Этапы урока

I. Сообщение темы и основных задач урока,

посвящённого русской духовной поэзии второй половины XIX века.

II. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве А. С. Хомякова,

с чтением фрагментов стихотворений.

Например, можно прочитать отрывок из стихотворения «России» (1839), в котором патриотическая тема решается с позиций православного, глубоко верующего человека:

И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, —
Тебе Он дал своё призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племён святое братство,
Любви живительной сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.

С творчеством А. С. Хомякова школьники специально не знакомятся на уроках литературы, однако весьма важной для них в последующем может стать информация о личности поэта и философа, о его вкладе в становление идей славянофильства.

К теме гордости и смирения, нашедшей отражение во многих стихотворениях поэта, учащиеся будут неоднократно возвращаться при изучении произведений русской литературы (например, романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором особую роль играет эпизод чтения легенды о воскресении Лазаря).

III. Чтение и анализ стихотворения
А. С. Хомякова «Воскрешение Лазаря»

по вопросам 1—3 учебника, с использованием комментариев после текста стихотворения, чтением фрагментов Евангелия от Иоанна.

С библейской легендой о воскресении Лазаря из Вифании можно познакомить учащихся, прочитав фрагмент романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть четвёртая, глава IV, начиная со слов Раскольникова «Где тут про Лазаря?..»).

В ходе анализа текста стихотворения следует обратиться к объяснению значения слова «воскресение», производного от глагола «воскреснуть», т. е. вновь стать живым, и широко используемого в переносном значении для обозначения внутреннего обновления, возрождения (например, в названии романа Л. Н. Толстого «Воскресение»).

IV. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве А. К. Толстого,

с чтением фрагментов его стихотворений.

С биографией и отдельными произведениями А. К. Толстого восьмиклассники уже знакомы. В этом году можно сосредоточиться на религиозно-нравственных мотивах его творчества.

V. Чтение и анализ стихотворения
А. К. Толстого «Благовест»

по вопросам 1—3 учебника.

VI. Чтение и анализ
фрагмента поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин»

по вопросам 1—4 учебника.

На уроке может прозвучать известный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (1880), своеобразный гимн Творцу.

VII. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве К. Р.,

с использованием иллюстративного материала, чтением фрагментов стихотворений.

Творчество К. Р. (великого князя Константина Романова) в средней школе специально не изучается, однако сведения об этом разносторонне одарённом человеке, многое сделавшем для развития русской науки, образования и культуры, могут быть интересными учащимся.

VIII. Чтение и анализ
стихотворения К. Р. «Молитва»

по вопросам 1—2 учебника.

IX. Обобщение материала
об особенностях художественного мира произведений русской духовной поэзии, связанного с христианской картиной мира, а также о Христе как вечном и идеальном образе в русской литературе.

X. Домашнее задание:

1) прочитать стихотворения И. А. Бунина «Христос воскрес! Опять с зарёю...», «За всё Тебя, Господь, благодарю...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» и А. А. Ахматовой «Под крышей промёрзшей пустого жилья...», «Распятие»;

2) выучить наизусть одно из стихотворений, включённых в обзор «Духовная традиция в русской литературе».

Индивидуальные задания:
выполнить задание 5, помещённое в учебнике после стихотворения А. К. Толстого «Благовест»,
задание 3, помещённое после стихотворения К. Р. «Молитва»,
и индивидуальные задания 2—4 (по выбору учащихся).

Следующие уроки: * Урок 6. Традиции духовной поэзии в русской литературе XX века >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

Фрагмент
романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
(часть четвёртая, глава IV)


Где тут про Лазаря? — спросил он вдруг.

Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.

— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.

Она искоса глянула на него.

— Не там смотрите… в четвертом евангелии… — сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.

— Найди и прочти мне, — сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.

«Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет», — бормотал он про себя.

Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу.

— Разве вы не читали? — спросила она, глянув на него через стол, исподлобья. Голос ее становился все суровее и суровее.

— Давно… Когда учился. Читай!

— А в церкви не слыхали?

— Я… не ходил. А ты часто ходишь?

— Н-нет, — прошептала Соня.

Раскольников усмехнулся.

— Понимаю… И отца, стало быть, завтра не пойдешь хоронить?

— Пойду. Я и на прошлой неделе была… панихиду служила.

— По ком?

— По Лизавете. Ее топором убили.

Нервы его раздражались все более и более. Голова начала кружиться.

— Ты с Лизаветой дружна была?

— Да… Она была справедливая… она приходила… редко… нельзя было. Мы с ней читали и… говорили. Она бога узрит.

Странно звучали для него эти книжные слова, и опять новость: какие-то таинственные сходки с Лизаветой, и обе — юродивые.

«Тут и сам станешь юродивым! заразительно!» — подумал он. — Читай! - воскликнул он вдруг настойчиво и раздражительно.

Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Почти с мучением смотрел он на «несчастную помешанную».

— Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.

— Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога.

«Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.

Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь — «что бы там ни вышло потом!»… Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения… Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха:

«И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог».

Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос…

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему:

(и как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала:)

Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир».

Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха.

«Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?»

Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.

«Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе».

Она энергично ударила на слово: четыре.

«Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший,

(громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела:)

обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет.

Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него».


Далее она не читала и не могла читать, закрыла книжку и быстро встала со стула.

— Все об воскресении Лазаря, — отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него глаза. Лихорадочная дрожь ее еще продолжалась. Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Прошло минут пять или более. (вернуться к уроку)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика