Биография Толстого Алексея Константиновича
Литература
 
 Главная
 
А. К. Толстой.
Офорт М. Рундальцова
с рис. Т. Кирхгофа (?). 1911 г.
Источник: Захарова В. Д. Вслед за А. К. Толстым. В поисках истины. – Брянск, 2013.
 
 
 
 
 
 
 
 
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
 
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
(1817 – 1875)

БИОГРАФИЯ А. К. ТОЛСТОГО
 
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября (24 августа по старому стилю) 1817 года в Петербурге. Отец, граф К. П. Толстой, не играл в его жизни никакой роли; родители сейчас же после рождения сына разошлись, и Толстой был увезен матерью в Черниговскую губернию. Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем ее брата, Алексея Перовского, он провел всё свое детство, оставившее у него, по его собственному признанию, одни только светлые воспоминания.

Литературные интересы обнаружились у Толстого очень рано. «С шестилетнего возраста, — сообщает он в автобиографии, — я начал марать бумагу и писать стихи — настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов... Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику». Алексей Перовский — известный прозаик 20—30-х годов, печатавший свои произведения под псевдонимом «Антоний Погорельский», — воспитывал в племяннике любовь к искусству и поощрял его первые литературные опыты.

Десяти лет Толстой впервые был с матерью и Перовским за границей. В Веймаре они посетили Гёте. Сильное впечатление произвело на Толстого путешествие по Италии в 1831 году, во время которого он познакомился с замечательными памятниками итальянского искусства.

В 1834 году Алексея Толстого определили «студентом» в московский архив министерства иностранных дел. В обязанности «архивных юношей», принадлежавших к знатным дворянским семьям, входили разбор и описание древних документов. С 1837 года он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне, а в 1840 году перевелся во второе отделение собственной е. и. в. канцелярии, в ведении которого были вопросы законодательства.

Красивый, приветливый и остроумный молодой человек, прекрасно знавший иностранные языки, начитанный, Толстой делил свое время между службой, литературными занятиями и светским обществом, которое в молодости весьма привлекало его. Однако и тогда Толстой глубоко и серьезно относился к литературе. Перовский показывал стихи юного поэта своим литературным друзьям, в том числе Жуковскому. Есть указания на то, что первые опыты Толстого были одобрены Пушкиным.

В 1841 году Толстой издал под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения «Красный Рог») фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести Белинский, увидевший в ней «все признаки еще слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования».

В 40-х годах Толстой напечатал очень мало — одно стихотворение и несколько очерков и рассказов. Но уже тогда был задуман и начат исторический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный», написан ряд широко известных стихотворений Толстого: «Ты знаешь край, где всё обильем дышит...», «Колокольчики мои...», «Василий Шибанов», «Курган» и др. Уже тогда Толстой сформировался и как лирик и как автор баллад. Все эти стихотворения были опубликованы, однако, значительно позже. В то время интерес к поэзии резко упал, основные задачи передовой русской литературы решались преимущественно в прозаических жанрах, стихов печаталось, по сравнению с 30-ми и началом 40-х годов, чрезвычайно мало, и Толстой, по-видимому, вполне удовлетворялся небольшим кружком своих слушателей — светских знакомых и приятелей.

К первой половине 50-х годов относится возникновение Козьмы Пруткова. Это — не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали стихи, пьески, афоризмы и анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. В основе их искреннего и заразительного смеха лежали неоформленные оппозиционные настроения, желание как-то преодолеть гнет и скуку мрачных лет николаевской реакции, когда правительство, напуганное ростом крестьянских волнений, антикрепостнических настроений передовой русской интеллигенции, революцией 1848 года, стремилось задушить все живые течения общественной мысли и литературы. Прутковским произведениям соответствовал и в жизни ряд остроумных проделок, которые имели тот же социальный смысл. Рассказывали, например, о том, как один из «опекунов» Пруткова объездил ночью в мундире флигель-адъютанта главных петербургских архитекторов, сообщив им, что провалился Исаакиевский собор, и приказал от имени государя явиться утром во дворец, и как был раздражен, узнав об этом, Николай I. Прочитав в газете, что некто ищет попутчика для поездки за границу, один из них разбудил будущего путешественника в четыре часа ночи и сказал ему, что он с ним, к сожалению, поехать не может. И много еще подобных рассказов ходило о Толстом и Жемчужниковых.

В январе 1851 года на сцене Александринского театра была поставлена комедия Толстого и Алексея Жемчужникова «Фантазия», впоследствии включенная в собрание сочинений Пруткова. Это остроумная пародия на господствовавший еще на русской сцене пустой, бессодержательный водевиль. Присутствовавший на спектакле Николай I остался недоволен пьесой и приказал снять ее с репертуара.

В ту же зиму 1850—1851 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной, она знала много иностранных языков и обладала, по-видимому, незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.

Толстой постепенно приобретал всё более широкие литературные связи. Он был довольно хорошо знаком с Гоголем, с которым впервые встретился еще в 30-х годах у Жуковского. В начале 50-х годов поэт сблизился с Тургеневым, которому помог освободиться из ссылки в деревню за напечатанный им некролог Гоголя, затем познакомился с Некрасовым, Анненковым, Боткиным, Панаевым, Писемским и др. В 1854 году, после большого перерыва, Толстой снова выступил в печати. В «Современнике» появилось несколько его стихотворений и первая серия прутковских вещей, часть которых также принадлежала ему.

В годы Крымской войны Толстой сначала хотел организовать партизанский отряд на случай высадки на балтийском побережье английского десанта, а затем, в 1855 году, поступил майором в стрелковый полк. Но на войне поэту побывать не пришлось — во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом.

Вторая половина 50-х годов — период большой поэтической продуктивности Толстого. «Ты не знаешь, какой гром рифм грохочет во мне, какие волны поэзии бушуют во мне и просятся на волю», — писал он жене. В эти годы написано около двух третей всех его лирических стихотворений. С конца 50-х годов он упорно работал также над драматической поэмой «Дон Жуан» и «Князем Серебряным». Поэт печатал стихи во всех толстых журналах — «Современнике», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Русской беседе»; имя его стало время от времени появляться в критических обзорах. Он думал об издании сборника своих стихотворений, но мысль эта была осуществлена лишь через много лет — в 1867 году.

Уже в 1857 году наступило, однако, охлаждение между Толстым и редакцией «Современника». Одновременно с этим произошло сближение его со славянофилами. Толстой стал постоянным сотрудником «Русской беседы» и подружился с И. С. Аксаковым, который надеялся сделать его партийным поэтом славянофильства. Но через несколько лет обнаружились существенные расхождения. Толстой отрекся от своих былых симпатий и не раз высмеивал претензии славянофилов на представительство подлинных интересов русского народа.

Как флигель-адъютант, Толстой часто бывал при дворе. Однако служебные обязанности и сознание, что он не может всецело отдаться искусству, что он не только поэт, но и «чиновник», всё более тяготили его. Лишь в 1859 году ему удалось добиться бессрочного отпуска, а в 1861 году — отставки.

В письме к Александру II Толстой писал: «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей природе... Я надеялся... победить мою природу художника, но опыт доказал мне, что я боролся с ней напрасно. Служба и искусство несовместимы». Хотя сам Толстой и утверждал, что единственной причиной его ухода от двора является стремление посвятить себя искусству, в действительности этот шаг был связан со всей его социальной позицией.

В начале 60-х годов Толстой напечатал «Дон Жуана» и «Князя Серебряного», а затем написал одну за другой три исторические пьесы, составившие драматическую трилогию: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» (1863—1869). В 1867 году, когда поэту было пятьдесят лет, вышел сборник его стихотворений, подводивший итог его больше чем двадцатилетней поэтической работе. После завершения трилогии, в 70-х годах Толстой задумал, но лишь частично осуществил драму из жизни древнего Новгорода «Посадник». Из пьес Толстого при его жизни была поставлена только «Смерть Иоанна Грозного».

Во второй половине 60-х годов Толстой после большого перерыва вернулся к балладе и создал ряд прекрасных образцов этого жанра; лирика занимает теперь в его творчестве гораздо меньшее место, чем в 50-х годах. В конце 60-х и в 70-х годах написана и большая часть его сатир, направленных как против революционного лагеря, так и против бюрократических верхов и официальной идеологии. Последние не могли быть напечатаны при его жизни по цензурным причинам.

Жил Толстой широко; своими имениями никогда не занимался; хозяйство велось в них патриархальными методами, хаотично, и материальные его дела постепенно приходили в расстройство. Особенно ощутимо стало разорение к концу 60-х годов. Поэт говорил своим близким, что принужден будет просить Александра II снова взять его на службу. Всё это очень тяготило его и нередко выводило из себя.

В последние годы жизни Толстого сильно мучила болезнь. Ежегодно он ездил за границу лечиться, но это помогало лишь ненадолго. Умер Толстой 10 октября (28 сентября по старому стилю) 1875 года в имении Красный Рог Черниговской губернии (сейчас Брянская область), где и был похоронен.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика