Поэзия времён Великой Отечественной войны
Литература
 
 Главная
 
А. Сурков – фронтовой корреспондент под Вязьмой, 1941 г.
 
 
 
 
 
 
 
ТЕМА
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
6 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 76. Поэзия времён Великой Отечественной войны.

Урок 77. Стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» и Р. Гамзатова «Журавли».

Уроки 78–80. Повесть В. Л. Кондратьева «Сашка».

* Урок 81. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.


УРОК 76
Поэзия времён Великой Отечественной войны

Задачи:
познакомить учащихся с поэзией военного времени, с фактами биографии и творчества русских поэтов-фронтовиков; обобщить материалы семейных воспоминаний о военном времени, подобранные восьмиклассниками.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; просмотр кинофильмов; прослушивание песен военного времени.
Термины: тема, идея, проблематика.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

отчёт о выполнении задания, связанного с подбором материалов из семейного архива, посвящённых Великой Отечественной войне (с демонстрацией фотографий, чтением фрагментов семейных воспоминаний, писем и т. п.).

II. Чтение статьи учебника,
открывающей раздел «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе».

III. Рассказы учителя о поэтах-фронтовиках
(по выбору учителя), в том числе с использованием материалов о поэтах-земляках.

Материалы для рассказа учитель может найти в многочисленных публикациях, а также на сайтах Интернета.

Кроме информации о поэтах и их поэтическом творчестве, можно обратиться к сохранившимся записям, на которых поэты-фронтовики читают свои стихи (например, известный диск «Не оставляя линии огня», 1984), а также к песням военного времени.

IV. Выразительное чтение стихотворений,
посвящённых Великой Отечественной войне

(по выбору учителя и учащихся).

V. Чтение и анализ стихотворения
А. А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь...»

(на основе вопросов и заданий 1-3 учебника).

VI. Домашнее задание:

подготовить сообщения о биографии и творчестве А. А. Суркова, Д. С. Самойлова и Р. Гамзатова.


УРОК 77
Стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые»
и Р. Гамзатова «Журавли»

Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. А. Суркова, Д. С. Самойлова и Р. Гамзатова; проанализировать стихотворения поэтов, отметив в них основные средства выражения авторской позиции.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказы о поэтах; беседа по вопросам; выразительное чтение стихотворений; прослушивание песни.
Термины: лирика, тематика, проблематика.

Этапы урока:

I. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве А. А. Суркова и Д. С. Самойлова

(с использованием иллюстративного материала и чтением фрагментов из их стихотворений).

II. Чтение и анализ
стихотворения Р. Гамзатова «Журавли»

(на основе вопросов и заданий 1—3 учебника).

III. Чтение и анализ
стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые»

(на основе вопросов и заданий 1—4 учебника).

IV. Заключительная беседа,
посвящённая особой значимости для нас поэзии военного времени и постоянному возвращению русских поэтов к теме Великой Отечественной войны.

V. Домашнее задание:

1) познакомиться с биографией В. Л. Кондратьева;

2) прочитать повесть В. Л. Кондратьева «Сашка».

Следующие уроки: Урок 78. Повесть В. Л. Кондратьева «Сашка» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

 
Специальные корреспонденты «Красной звезды» (справа налево):
Алексей Сурков, Александр Прокофьев, Александр Безыменский

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика