Повесть В. Л. Кондратьева «Сашка»
Литература
 
 Главная
 
В. Л. Кондратьев.
Фото военных лет
 
Иллюстрация Кабанина А. Ф.
к повести В. Л. Кондратьева «Сашка»
 
 
 
 
 
 
ТЕМА
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
6 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 76. Поэзия времён Великой Отечественной войны.

Урок 77. Стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» и Р. Гамзатова «Журавли».

Урок 78. Повесть В. Л. Кондратьева «Сашка».

* Урок 79. Изображение событий военного времени в повести «Сашка».[2]

Урок 80. Образ Сашки.

* Урок 81. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.


УРОК 78
Повесть В. Л. Кондратьева «Сашка»

Задачи:
подготовить восьмиклассников к восприятию и анализу повести В. Л. Кондратьева «Сашка»; отметить особенности повествовательной манеры писателя.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение фрагментов повести; исторический комментарий; словарная работа.
Термины: повесть, повествователь.

Этапы урока

I. Устные сообщения учащихся о биографии
В. Л. Кондратьева

(или презентации).

II. Рассказ учителя об особенностях
военной прозы В. Л. Кондратьева,

которую обычно рассматривают в контексте так называемой «лейтенантской прозы».

«Невыдуманная проза» В. Кондратьева посвящена поколению, судьбу которого определила война.

Жизненные впечатления будущего писателя — московская юность, служба на Дальнем Востоке, война, ранения, трудное обретение себя в послевоенной жизни — составляют автобиографическую основу его произведений.

Основной творческий принцип Кондратьева — писать только «строгую правду» о войне, «иначе это будет просто безнравственно». В этом стремлении писателя утвердили вышедшие во второй половине 50-х — начале 60-х годов произведения Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева.

В «лейтенантской прозе» Кондратьева привлекла подлинная правда, он увидел в ней «настоящую войну», «войну без романтики». Авторов объединял особый ракурс изображения — с точки зрения тех, кто сражался на передовой, «из окопа», на уровне взвода или роты. Это определило выбор героев (рядовые, сержанты, младшие офицеры), особенности сюжета (один день, бой, эпизод), жанровые предпочтения (рассказ или небольшая повесть), особую достоверность изображения военного быта и чувств человека на грани жизни и смерти.

Взгляд «из окопа» в произведениях В. Кондратьева подразумевает не только максимальную точность повествования, конкретность деталей, но и правдивость передачи переживаний человека, часто совсем юного, оказавшегося лицом к лицу с врагом. В этом сказалось несомненное влияние русской классической литературы с её повышенным вниманием к «проклятым» вопросам, обращением к совести, мастерством психологического анализа.

Но при всём родстве с «лейтенантской» прозой было в книгах Кондратьева то, что сразу же заставило критику заговорить о своеобразии художественного мира писателя, его взгляда на войну.

В произведениях Кондратьева почти нет изображения боёв, тем более победоносных, но есть трудные дороги, наступления и отступления, тяжкие потери. Есть описание неразберихи со снабжением боеприпасами, голода на передовой, в госпиталях, в деревнях, злоупотреблений в тылу.

Есть в произведениях Кондратьева и другой пласт изображения войны: это непоказное мужество бойцов и командиров, врачей и санитарок, это тяжкий труд стариков, женщин и детей в тылу, в разорённых фашистами деревнях. В изображении Кондратьева жизнь человека на войне — это жизнь на грани почти неминуемой гибели, что рождает не обречённость, а словно бы высвобождает скрытый в человеке потенциал.

Главное для писателя — способность его героев оставаться людьми в нечеловеческих условиях, их превосходство над врагом не в силе и технике, а прежде всего нравственное. Именно поэтому военное время кажется автору не только тяжким, но и «настоящим» («потому что человек на фронте всегда берёт выше себя», как говорил Кондратьев).

Исследование духовной сущности человека — в этом видел писатель свою главную задачу и причину интереса читателей к военной теме, позволяющей раскрыться характеру в экстремальной ситуации.

В. Кондратьеву свойственно особое понимание подвига: он не разделял героизм и будни войны, считая, что и будни войны являются подвигом, как является подвигом первый шаг на поле боя, само нахождение на передовой. Образ передовой проходит через многие произведения писателя. Наделённое почти мифологическими чертами, страшное и таинственное «там» раскрывается через варьирующиеся звуковые и цветовые образы: отдалённый гул, всполохи огня, раскатами грома бахающие «катюши», «фронтовое небо во всей его красе и жути». Автор изображает конкретное поле боя (заснеженное, «окружённое тремя деревнями, занятыми врагом, и с трёх сторон насквозь простреливаемое»), на котором, мужая, преодолевая боль и страх, сражаются, умирают и побеждают его герои. И одновременно овсянниковское поле становится олицетворением родных городов и деревень, символом России, за которую герои отдают «самое дорогое, что имеют, — свои жизни».

III. Чтение и анализ
первой главы повести «Сашка»

(до эпизода возвращения Сашки с пленным немцем в штаб батальона), с использованием вопросов и заданий 1—3 учебника.

IV. Домашнее задание:

подготовить краткий пересказ одного из эпизодов повести В. Л. Кондратьева «Сашка».



УРОК 79*
Изображение событий военного времени
в повести «Сашка»

Задачи:
обогатить представления учащихся о военной прозе В. Л. Кондратьева и особенностях изображения писателем жизни человека на войне; развивать навыки самостоятельной работы с художественным текстом и составления вопросов для обсуждения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; обмен впечатлениями; составление вопросов для обсуждения; выполнение самостоятельной работы
Термины: повесть, эпизод, образ события.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого изображению военных событий в повести В. Л. Кондратьева «Сашка».

На уроке следует вернуться к основным тезисам рассказа учителя о своеобразии военной прозы писателя (материалам прошлого урока).

II. Чтение и анализ
первой главы повести «Сашка»

(начиная с эпизода возвращения Сашки с пленным немцем в штаб батальона), с использованием вопросов и заданий 4—7 учебника.

III. Самостоятельная работа
с текстом повести «Сашка»:


а) составление вопросов и заданий для анализа повести;
б) обмен вопросами и заданиями между учащимися;
в) выполнение самостоятельной письменной работы.

Примерные вопросы и задания
для самостоятельной работы:


1. Докажите, что Сашка, несмотря на молодость, уже опытный, «кадровый боец».

2. Какую роль в описанных в первой главе повести событиях сыграл случай? Можно ли говорить о том, что Сашке повезло?

3. Почему немец с огромным любопытством наблюдал за тем, как Сашка «сворачивал цигарку»? Как устроен солдатский быт?

4. Как можно объяснить обилие вопросительных и восклицательных знаков в речи повествователя?

По желанию учащихся они, вместо выполнения задания, предложенного одноклассниками, могут письменно проанализировать один из эпизодов повести (проверка домашнего задания).

IV. Домашнее задание:

познакомиться с полным текстом повести В. Л. Кондратьева «Сашка».

Индивидуальные задания:
1) подготовить живописный или словесный портрет Сашки;
2) выполнить индивидуальное задание 3 учебника.



УРОК 80
Образ Сашки
в повести В. Л. Кондратьева

Задачи:
дать характеристику заглавного образа повести; обогатить представления учащихся о сочинении на литературную тему, его основных видах; формировать навыки подбора и расположения материала в сочинении о персонаже литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; устное словесное рисование; работа с иллюстрациями; составление плана сочинения; формулировка выводов; подбор цитат к сочинению.
Термины: персонаж, сочинение, цитата.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого анализу заглавного образа повести «Сашка».

II. Лекция учителя о главном герое повести
В. Л. Кондратьева «Сашка»

(с записью тезисов в рабочие тетради).

Главным открытием писателя стал характер рядового солдата, имя которого дало название самому известному произведению Кондратьева. Сашка — это максимально обобщённый образ защитника, потому и становится возможным посвятить произведение «всем воевавшим подо Ржевом — живым и мёртвым».

Повесть написана в сказовой манере, от лица деревенского парнишки, ставшего рядовым солдатом великой войны. Автор передаёт особенности не замысловатой речи Сашки, насыщенной разговорными и диалектными выражениями («вдосыть набедовался», «утомный день», «однопутник», «быркая вода», « обнаторенный двухмесячной игранкой со смертью»). Обращение к сказу помогает максимально полно и достоверно раскрыть народную душу, с её бесхитростностью и пытливостью, добротой и отзывчивостью, нравственной силой и стойкостью.

Писатель подчеркнул в своём герое народное долготерпение, умение приспосабливаться к обстоятельствам, естественность поведения и чувств, внутреннее достоинство.

Произведение состоит из трёх частей, каждая из которых, в свою очередь, включает цепь эпизодов. Из отдельных картин складывается, как в мозаике, целостное полотно народной жизни и народного характера в его наиболее ярких и значимых проявлениях. Сочетание сказа и авторского повествования позволяет наполнить конкретные эпизоды обычной солдатской жизни глубоким смыслом, соединить их с раздумьями о времени, о судьбе народа и предназначении человека.

Героическое раскрывается автором через обыденное. Сам подвиг Сашки имеет по-солдатски бытовую мотивировку: он пополз в рощу, чтобы добыть валенки для ротного, здесь увидел скрытно готовящихся к атаке немцев, предупредил своих и во время контратаки взял в плен фашиста. Но во всех этих эпизодах проявляется глубинная народная этика. Сашка заботится не о себе, а о своём командире, с которым сроднился за месяцы жизни на передовой:
«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались — и за лето не просушить, а тут сухенькие наденет и походит в сухом, пока ему сапоги со склада не доставят».

«Дуриком», по словам Сашки, удалось ему взять в плен немца, но многие детали авторского повествования показывают, сколько опыта, сил, смекалки потребовалось для этого солдату. Схватка двух противников в рукопашном бою, при всей конкретности описания, восходит к фольклорному сюжету битвы двух богатырей. Рукопашный бой не разъединяет, а сближает дерущихся, подчёркивает их близость, обнажает бессмысленность вражды. Азарт боя, злость и ненависть к врагу сменяются живым интересом (немец был Сашкиным одногодком, курносым и веснушчатым, похожим на русского), уважением к солдату, который в плену вёл себя с достоинством, «без суеты и подобострастия», сохранял верность присяге («немец не трус»).

В центре сюжета — трудная ситуация нравственного выбора, в которой оказался Сашка. С одной стороны, приходит осознание безграничной власти над пленным, с другой — не такой Сашка человек, «чтоб над пленным и безоружным издеваться». Приказ комбата «немца — в расход» кажется ему несправедливым, этот приказ нельзя выполнить, невозможно «переступить преграду» в душе.

В этой ситуации в главных своих чертах раскрывается внутренний мир героя, на всё имеющего «своё суждение», обладающего обострённым чувством справедливости («раз они гады, значит, и мы такими должны быть?»), верного слову («Ты листовки наши для немцев читал?.. А там написано: обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны»).

Раскрытию конфликта способствует ряд эпизодов, важнейшие из которых — два разговора с комбатом. В этом нравственном поединке силы изначально неравны. С одной стороны — капитан, а с другой — рядовой, дело которого — подчиняться. Да и правота, казалось бы, полностью на стороне комбата. Сашке нечего ему возразить: идёт война, они на передовой, в Сашкиной роте из ста пятидесяти человек в живых осталось всего шестнадцать. Остроту ситуации усиливает личное горе комбата: только что погибла его любимая девушка, и автор точными деталями (мёртвые, пустые глаза, тяжёлый, ненавидящий взгляд) передаёт глубину переживаемой капитаном трагедии, объясняя несвойственное ему поведение.

«Капитан тем временем поднялся, вышел из-за стола и медленно надвигался на немца. Сашка глянул на комбата, на побелевшие его глаза, на сведённые губы, и пробрала его дрожь — такого взгляда не видел он у людей никогда».

Для комбата в эту минуту олицетворением врага являлся добытый Сашкой «язык». Сам же Сашка, вопреки всему, немца жалел, его «ненависть к фашистам почему-то не переносилась на этого вот пленного». Исконно народное «жалел» относится не к врагу, а к человеку, «безоружному, беспомощному». Традиция разрешения этого нравственного конфликта уходит корнями в классическую литературу (отношение к пленным в «Войне и мире» Л. Н. Толстого), в фольклор (поговорка «лежачего не бьют») и отражает нравственный кодекс народа. Авторский комментарий подчёркивает высоту этого чувства, которое вряд ли смог бы выразить сам герой:
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».

Дорога к месту расстрела пленного — это звенья настоящей психологической драмы, в ходе которой «столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали». Кульминацией сцены стало бесповоротное решение: не может и не будет Сашка беззащитного убивать, чего бы ему лично это ни стоило. Уверенность в правоте такого решения придала герою силы и твёрдость, с какой он встретил взгляд догнавшего их комбата (во время первой встречи Сашка такого взгляда не выдержал). Исход этого нравственного противостояния автор обозначил высоким стилем: «и отвернул глаза капитан». Отменив свой поспешный приказ («может, отошёл малость, одумался...»), комбат восстановил в глазах солдата уважение к себе как воину, командиру и человеку.

Описанное событие Сашка оценит как самое главное из пережитого им на войне. В двух последующих частях повести автор дополняет и углубляет характеристику главного героя, находя новые ракурсы изображения. Автор проводит Сашку дорогами войны через ранение, госпиталь, дорогу в тыл «среди пожарищ и разора», проверяет его отношением к женщине, товарищам, незнакомым людям, встречающимся на его пути, доверяет герою размышления о любви и предательстве, вере и безверии, жизни и смерти, войне и мире.

Такое построение повести позволяет глубже раскрыть характер на эпическом фоне народной жизни в годы войны. Благодаря этому частная история «рядового бойца Сашки» приобретает обобщающий смысл, который М. А. Шолохов определил метафорой «судьба человека».

III. Описание портрета Сашки
(устное словесное рисование и работа с иллюстрациями к повести, подготовленными учащимися).

IV. Составление плана устного рассказа
(или сочинения) о главном герое повести В. Л. Кондратьева «Сашка».

Примерные темы:

1. Мужество и благородство простого русского солдата Сашки.
2. Главное событие в жизни Сашки на войне.
3. Важная победа в жизни Сашки.

Можно предложить учащимся дать свою формулировку темы сочинения о Сашке.

V. Домашнее задание:

завершить работу над планом сочинения о главном герое повести В. Л. Кондратьева «Сашка».



УРОК 81*
Сочинение по произведениям
о Великой Отечественной войне

Задачи:
подвести итоги работы по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»; развивать навык работы над сочинением о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: обсуждение плана сочинения; подбор цитат; обсуждение вариантов вступления и заключения.
Термины: аргументы, цитата.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:
обсуждение примерного плана сочинения по повести В. Л. Кондратьева «Сашка».

II. Работа над черновым вариантом сочинения.

III. Обсуждение возможных вариантов

вступления и заключения к сочинению о главном герое повести «Сашка».

IV. Самостоятельная работа учащихся
над текстом сочинения.

V. Подведение итогов работы
в третьей четверти.


Следующие уроки: Урок 82. Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
К. Прокофьев. Иллюстрация к повести В. Л. Кондратьева «Сашка»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика