Сны в русской поэзии
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
Ж. О. Энгр. Сон Оссиана.
1813. Монтобан, Музей Энгра[3]
 
 
 
Иллюстрация В. А. Табурина
«Сон Обломова»
к роману И. А. Гончарова
«Обломов»
 
Иллюстрация Е. М. Бем
«Сон Обломова»
к роману И. А. Гончарова
«Обломов»
 
Иллюстрация «Сон Обломова»
М. Я. Чемберс-Билибиной
к роману И. А. Гончарова
«Обломов». 1908 г.
(бум., накл. на картон, тушь, перо).
Литературный музей ИРЛИ РАН
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


8 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».

Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».

Уроки 34–37. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».[2]

* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».


УРОК 38*
Урок внеклассного чтения
«Сны в русской поэзии»

Задачи:
обогатить представления учащихся о снах как форме освоения внутреннего мира человека; расширить круг чтения учащихся.
Основные виды деятельности: сообщения учащихся; беседа по вопросам; выразительное чтение стихотворений; работа с наглядным материалом; прослушивание музыкальных фрагментов.
Термины: сон, лирический герои, психологизм.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о задачах урока внеклассного чтения.


Для подготовки к уроку рекомендуется обратиться не только к произведениям русской поэзии,
но и мирового изобразительного искусства
(«Спящий рыцарь» Рафаэля, «Сон Оссиана» Ж. О. Энгра, «Спящий мальчик» Н. Крылова, «Сон Иосифа», «Иосиф, толкующий сны в темнице заключённым с ним виночерпию и хлебодару» А. Иванова и др.),
музыки
(«Весенний сон» Ф. Шуберта, вальс «Осенний сон» А. Джойса, «Послеполуденный сон фавна» К. Дебюсси и др.).

II. Беседа о функции снов
в литературных произведениях.

Примерные вопросы и задания:


1. Назовите художественные произведения, в которых дано описание сновидений литературных героев.

Восьмиклассники должны вспомнить балладу В. А. Жуковского «Светлана», роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (сон Гринёва), поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (сон Мцыри), рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи» (сны Лукерьи), поэму Н. А. Некрасова «Русские женщины».

2. Какую роль играют сны в художественных произведениях?

Обобщая ответы школьников, учитель отмечает, что одной из самых богатых является христианская традиция восприятия снов. Приняты такие варианты истолкования их содержания:
сон-отдохновение, посылаемый Богом или отнятый в качестве наказания;
сон как вдохновляемые свыше состояния (пророческие сны).

Школьникам можно представить «Толковый словарь сновидений» В. Соловьёва (М., 2006), автор которого описывает символы сновидений, анализирует сюжеты отдельных снов.

III. Выразительное чтение учителем
стихотворения В. Г. Бенедиктова «Сон»

и выявление особенностей его восприятия учащимися.

Примерные вопросы:

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

2. Заметили ли вы смену настроений лирического героя?

При чтении стихотворения учителю нужно суметь точно передать смену настроений и интонаций лирического героя, темпа чтения.

В стихотворении «Сон» передано состояние душевного недовольства и неудовлетворённости лирического героя («расстроен был», «был душевно болен», «умереть хотел», «занемог»). Подтверждается это и синтаксическим строем стихотворения: многосоюзием, повторами.

В стихотворении изображается то, чего лирический герой устрашился. Событие — это пережитое (пусть и во сне) состояние смерти. Сон дал ему возможность увидеть, что «бедный» мир, жизнь, всё же лучше, чем не-жизнь. Иное бытие не просто фантастический мир, а то, что противостоит жизни.

Сон, таким образом, выступает как способ осознания ценности жизни.

IV. Выразительное чтение стихотворения
Д. С. Мережковского «Сон»

и краткий комментарий учителя.


1 марта 1881 года народовольцами был убит император Александр II (об этом событии восьмиклассники помнят, в частности, по рассказу И. С. Шмелёва «Страх»). Юный Мережковский навсегда запомнил столкновение отца, Сергея Ивановича, потрясённого этим событием, с братом Константином (будущим известным профессором зоологии и ботаники), который оправдывал убийц. Эта тяжёлая семейная ссора ускорила смерть матери поэта.

После убийства царя последовал разгром народничества, а в общественно-политической жизни России создалась особая атмосфера, которую писатель В. В. Вересаев охарактеризовал как «чёрные 80-е годы».

А. А. Блок в поэме «Возмездие» дал яркий поэтический образ той эпохи:

В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла...

Анализ стихотворения
Д. С. Мережковского «Сон»

может быть обобщён в виде тезисов,
которые записываются в рабочие тетради:


1. В стихотворении передано тягостное состояние лирического героя, переживающего ужас и мучительный страх. Романтический герой испытал разочарование в собственных мечтах, осознал неосуществимость идеала, надежд.

2. Выражение «борьба за существование» применительно к человеческому сообществу может пониматься, во-первых, как деятельность всего сообщества ради того, чтобы преодолеть зло, которое может угрожать людям; во-вторых, как соперничество людей друг с другом, стремление одного класса (группы, отдельного человека) победить тех, кто рядом, достичь лучшего за счёт окружающих. Но не об этой суетности человеческой жизни идёт речь в стихотворении Мережковского. Поэтому поэт изменил первоначальное название стихотворения.

3. Сравнение «как храм, поруганный кровавым злодеянием» очень экспрессивно: его выразительность подготовлена предшествующей картиной: «преступный тёмный лес» озарён лучами солнца с «праздничных небес». Герой потрясён не только ужасным криком, который «наполняет мир тоскующей мольбой», но и резким противоречием между «преступным тёмным лесом» и сияющими от солнца праздничными небесами, а ещё более — равнодушием природы («невозмутимо озаряет»).

Это сопоставление позволяет передать разочарование романтического героя: посягательство на самое святое соответствует признанию героем неосуществимости, невозможности ожидаемого.

Надежды героя укрыться в лесу от опасностей и испытаний не оправдались.

4. Море, горы и лес традиционно у романтиков олицетворяли мир свободы, противопоставленный жестокому миру людей. В стихотворении Мережковского символический образ леса теряет своё привычное значение: лес олицетворяет не природную стихию, не убежище «под вечным куполом небес», а, напротив, зло, от столкновения с которым рушатся последние надежды романтического героя. И в результате — вселенское (космическое) отрицание: мира и покоя нет нигде.

«Резня чудовищного боя» — и отправной, и конечный пункт стихотворения (композиция кольца). Поэт сгущает краски, усиливает эмоциональное напряжение, находя соответствие каждому слову данного выражения: «резня» — «злобы», «чудовищного» — «бешеных», «боя» — «врагов».

Возникающий таким образом параллелизм выполняет функцию мощного заключительного аккорда, характеристики картины всеобщего состояния.

В стихотворении Мережковского опровергается и другой романтический символ. Птица, традиционно олицетворяющая свободу, здесь — хищник, душащий добычу.

5. Эпитеты, которые использует поэт, могут быть сгруппированы:
Отрицательная оценочная окраска
Положительная оценочная окраска
Чудовищного, тёмный, кровожадный, железными, тоскующий, дикой, тоскующей, преступный, тёмный, кровавый, бешеных
Вечным, чудный, таинственного, лёгкий, сладким, благоговейный, молящейся, отрадный, могучий, безгрешный, торжественным, блестящей, праздничных

Несмотря на незначительный перевес эпитетов с положительной оценочной окраской, у читателя остаётся ощущение тяжести, безвыходности и отчаяния. Преобладают тёмные краски. Всё, что изображалось как светлое, очень скоро осознаётся неосуществимой мечтой.

На заключительном этапе анализа уместно предложить учащимся самостоятельно сопоставить стихотворения В. Г. Бенедиктова «Сон» и Д. С. Мережковского «Сон».

Примерные вопросы и задания:

1. Что объединяет стихотворения В. Г. Бенедиктова и Д. С. Мережковского?

2. Сравните стихотворения с точки зрения выраженной в них авторской эмоциональной окрашенности.

V. Домашнее задание:

прочитать фрагменты «Сна Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов»;
фрагменты «Четвёртого сна Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»;
«Первый сон Раскольникова» из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Индивидуальные задания: подготовить краткие биографические справки об И. А. Гончарове, Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском (по выбору учащихся).



УРОК 39*
Урок внеклассного чтения
«Сны героев произведений русской литературы XIX века»

Задачи:
развивать представления о сне как условной форме изображения действительности и способе выражения авторской позиции; определить функцию сна в эпических произведениях; расширить круг чтения учащихся.
Основные виды деятельности: сообщения учащихся; беседа по вопросам; выразительное чтение и анализ эпизода; работа с иллюстрациями.
Термины: сон, утопия, антиутопия, деталь, авторская позиция.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:
сообщения учащихся о писателе

(индивидуальное задание).

Учитель дополняет эти сообщения сведениями об истории создания, особенностях сюжета и композиции романов И. А. Гончарова «Обломов», Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

И. А. Гончаров отводит целую главу описанию сна главного героя. Сам писатель считал её ключом или увертюрой к роману.

Н. А. Некрасов, редактор «Современника», где сначала была опубликована «глава незаконченного романа», так отозвался о «Сне Обломова»:
«В этом эпизоде снова является во всём своём художественном совершенстве перо-кисть г. Гончарова, столько замечательная в отделке мельчайших подробностей русского быта, картин природы и разнообразных, живых сцен».

II. Чтение и анализ фрагментов
«Сна Обломова» по вопросам:


1. Похож ли этот сон на настоящий сон? Сравните со сном Гринёва из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.

2. Какой мотив пронизывает описание Обломовки? Подберите цитаты из текста для доказательства своей мысли.

3. Какой приём использует И. А. Гончаров при описании «чудного края»?

4. Почувствовали ли вы авторское оценочное отношение к изображаемому? В чём оно проявляется?

В изображении Обломовки всё пронизано мотивом тишины и неподвижности. Всё пребывает под «обаятельной властью» сна: «Как всё тихо... сонно в деревеньках, составляющих этот участок»; «Та же глубокая тишина и мир лежат на полях...», «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Описание отгороженного от всего мира уголка построено на контрасте и подчёркнуто антиромантично. Здесь не найдёшь «грандиозного» моря, не услышишь «рёва и бешеных раскатов валов», страшных гор и пропастей, далёкого от людей неба. В Обломовке небо — «родительская надежная кровля», яркое и жаркое солнце светит полгода, вместо гор — отлогие холмы, река весело шалит и играет.

В описании «благословенного Богом края» обнаруживаются и фольклорные мотивы (избушка, которую нужно упросить «стать к лесу задом, а к себе передом»; представления крестьян о неизвестных странах, населённых чудовищами, о рыбе, «которая держит землю»).

В «близком плане» сон Обломова — это картина современной деревенской России, данная И. А. Гончаровым во множестве подробностей. В то же время в сне дан образ оставшегося в прошлом золотого века, который противопоставлен настоящему. Обломовка — прекрасный заколдованный мир детской сказки.

Сон Обломова — воспоминание о безвозвратно ушедшем детстве, уход от внешнего мира в мир мечты. Сон — это попытка вернуться в совершенный, с точки зрения героя, мир. Для него сон и есть настоящая жизнь.

Сон Обломова — это сон-идиллия и сон-предостережение, сон-утопия «счастливого общества» и сон-антиутопия исторического застоя и бездействия (И. Н. Сухих).

III. Работа с иллюстрациями
к этому эпизоду романа И. А. Гончарова,

выполненными разными художниками: М. Клячко, И. Коноваловым, Г. Мазуриным, В. Табуриным, Т. Шишмарёвой и др.[4]

IV. Краткий пересказ
«Четвёртого сна Веры Павловны»

(заранее подготовленный учащийся)
можно дополнить комментариями к роману «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.

В частности, в Интернете учащиеся найдут изображение «Кристального дворца Лондона», под впечатлением от которого во многом рождался образ будущего в романе.

Хрустальный (или Кристальный) дворец (Crystal Palace) был революционным для своего времени сооружением — павильоном из стекла, металла и бетона. Он построен английским архитектором Джозефом Пакстоном для Всемирной выставки 1851 года в Гайд-парке Лондона. В 1852—1854 годах Хрустальный дворец был перенесён в Сиденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 году сгорел. Пакстон, управляя садами герцога Девонширского и имея опыт сооружения оранжерей, для строительства главного павильона выставки предложил использовать каркасную конструкцию из железобетона, стандартных элементов, изготовленных промышленным способом, и стеклянной оболочки.

Для большей прозрачности самого крупного для того времени здания было решено отказаться от традиционных окон. Здание Хрустального дворца имело 564 метра в длину, 124 метра в ширину и площадь 74 тыс. кв. метров. Для наружной оболочки было использовано 83 238 кв. метров стекла. Дворец был сооружён из отдельных конструкций, которые легко собирались и разбирались. Здание имело прямоугольную форму. Высота его частей возрастала по направлению к центру. Конструкция дворца представляла собой сложную систему тонких железных стержней, служащих опорой для стеклянных стен.

В течение длительного периода Хрустальный дворец использовался для проведения массовых культурных и спортивных мероприятий: выставок, концертов, спортивных соревнований. В 1854 году дворец был перенесён в предместье, на 10 км севернее (ныне в черте города), и использовался в течение более чем 25 лет. 30 ноября 1936 года здание сгорело.

Учитель расскажет о посещении Н. Г. Чернышевским Лондона и о том впечатлении, которое произвёл на него вид дворца. Писатель составил его подробное обозрение.

V. Чтение и анализ фрагментов
«Четвёртого сна Веры Павловны»

с краткими комментариями учителя, касающимися образа будущего в романе.

В «Четвёртом сне Веры Павловны» Н. Г. Чернышевский нарисовал утопическую картину будущего социалистического общества, в котором нет ни частной собственности, ни эксплуатации, ни социального неравенства, где стёрты границы между физическим и умственным трудом, осуществлён идеал гармонически развитой личности.

VI. Знакомство с сюжетом и композицией
романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»,

в котором представлено несколько подробных описаний снов героев.

Сам Ф. М. Достоевский как бы подсказывает читателю методику прочтения снов его героев: «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкостями, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбуждённый организм человека».

VII. Чтение и анализ фрагментов
первого сна Раскольникова,

который проводится на основе следующих вопросов и заданий:

1. В описании сна Раскольникова дано два его определения: «страшный» и «безобразный». Какое впечатление произвело описание этого сна на вас?

2. Какие образы помогают создать общую картину жестокого мира? Почему Миколка не просто убивает лошадь, а делает это с особой жестокостью?

3. В начале описания сна мальчик вспоминает про кутью, украшенную изюмом в форме креста, с которой они ходили в церковь. В описании пьяной толпы повествователь к теме креста дважды возвращается. Найдите эти фрагменты. Как вы прокомментируете эту деталь?

4. Какие другие детали в описании пьяной толпы свидетельствуют о том, что жизнь в этом мире основана на звериных инстинктах, что люди утратили веру, идеал?

5. Первый сон Раскольникова непосредственно предшествует сцене убийства Раскольниковым старухи-ростовщицы. Как вы думаете, такой сон о жестокости мира мог только подтолкнуть героя к убийству или он мог стать предупреждением для него?

Сон Раскольникова рисует картину реальной русской жизни. При этом перед нами символический сон, вобравший в себя все думы Раскольникова о зле и несправедливости в мире.

Этот сон раскрывает внутреннюю борьбу в душе Раскольникова. Он заставляет героя ужаснуться своей «идее» в её законченном виде. Раскольников просыпается «весь в поту» и решает отказаться от убийства: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»

VIII. При подведении итогов
учитель отмечает, что рассмотренные сны становятся и одной из форм изображения действительности (прошлого, настоящего и будущего), и способом выражения авторской позиции.

IХ. Домашнее задание:

прочитать статью учебника о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.

Следующие уроки: Урок 40. Художественный мир Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. «Сон Оссиана» – картина на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон).
На полотне Энгра седовласый Оссиан уснул, опираясь на свою лиру, над ним открылось пространство снов, воссоздающее заоблачный мир Элизиума и призрачные фигуры нимф, героев и муз.
«Сон Оссиана» – картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени, ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур. (вернуться)

4. «Сон Обломова» – важной частью романа И. А. Гончарова «Обломов», его образной структуры стала глава, посвященная сну Обломова. Благодаря своей лирической интонации и образу Обломова-ребенка, настолько непохожего на лежащего Илью Ильича, этот фрагмент текста привлекал внимание иллюстраторов чаще всего.
Так, В. А. Табурин, иллюстрируя роман, акцентирует внимание читателя на сне Обломова, создавая образ вполне «современного» для 1898 года мальчика (из рисунков В. А. Табурина в журнале «Нива», 1898, № 45).
Тема сна Обломова, который переносится вместе с читателем в беззаботное детство, вызвала глубокий интерес у иллюстраторов разных исторических эпох.
Лирическое настроение автора пытались передать и понять в художественных образах русская художница, силуэтист Е. М. Бем (1843–1914). Так, ее картина напоминает рисунок по трафарету, снимающий всякую однозначность образа Обломова-ребенка.
М. Я. Чемберс-Билибина (1874–1962) в иллюстрации к роману «Обломов» (1908) также повторяет сюжет о бегстве Илюши от спящей няньки в сад, где он получает полную свободу. (вернуться)

 
 
Рафаэль Санти. Сон рыцаря. ок. 1504
Масло. 17,1 × 17,3 см. Лондонская национальная галерея
 
Братья Дикинсон. Хрустальный дворец. Лондон. 1851
Компания братьев Дикинсон издала набор из пятидесяти пяти больших цветных литографий под названием «Всеобъемлющие изображения Великой выставки 1851 года»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика