Характеристика Мцыри (поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


8 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».

Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».

Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Образ Мцыри.

* Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри».[2]

* Урок 37. Письменная характеристика Мцыри.

* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».

* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».


УРОК 37*
Письменная характеристика Мцыри

Задачи:
обобщить изученное в русле определённой темы; продолжить обучение составлению плана и подбору цитат для письменной работы; формировать навыки цитирования разного типа; развивать умение письменно аргументировать собственные суждения и оценки.
Основные виды деятельности: разработка плана; подбор цитат; устная и письменная аргументация высказывания; выполнение письменной работы.
Термины: смысл названия, эпиграф, жанр, поэма-исповедь, предыстория, пейзаж, конфликт, сюжет, этапы развития действия, композиция, речевая характеристика, ритм, финал, авторская позиция.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя,
его примерное содержание:


«Как нам уже известно, в подлинном, вершинном произведении искусства не может быть ничего лишнего. Все сравнения, эпитеты, детали, которые на первый взгляд кажутся незначительными, все художественные приёмы и средства в нём служат главной цели — воплощению позиции автора, его идейно-художественного замысла.

Задача М. Ю. Лермонтова — создать в поэме „Мцыри“ образ героя-бунтаря, который вопреки судьбе, вопреки враждебным обстоятельствам остаётся верен своей мечте.

Наша цель — написать исследовательскую работу, в которой мы должны всесторонне рассмотреть образ героя поэмы и охарактеризовать те приёмы и средства, с помощью которых его создаёт поэт».

Тема сочинения записана на доске:
«Образ Мцыри, приёмы и средства его создания».


Учитель предлагает учащимся подобрать эпиграф к сочинению. Из всех высказываний о поэме, с которыми они ознакомились по ходу её анализа, восьмиклассники, скорее всего, предложат слова В. Г. Белинского:
«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности».

II. Приступая к работе над планом,
учитель задаёт учащимся вопрос:

какие художественные особенности поэмы мы с вами проанализировали?

Ответы учеников выстраиваем в логической последовательности и получаем
основу для плана сочинения:

1. Название.
2. Эпиграф.
3. Жанровое своеобразие поэмы (поэма-исповедь).
4. Предыстория героя.
5. Его романтическая «исключительность».
6. Пейзаж.
7. Конфликт.
8. Особенности сюжета (символическая сущность испытаний героя, движение по замкнутому кругу).
9. Своеобразие композиции («кольцевая», «вершинная»).
10. Стилистика поэмы (речь героя, ритм).

Записывая всё это на доске, учитель поясняет задачу: теперь мы должны вспомнить, какую роль играют все эти приёмы и средства в раскрытии образа Мцыри, и составить план нашего исследования.

В результате обсуждения учитель и ученики совместно разрабатывают подробный план, при этом учитель помогает восьмиклассникам подобрать необходимые цитаты и сформулировать наиболее сложные аргументы, иными словами, составление плана представляет собой совместную исследовательскую деятельность.

План к сочинению
исследовательского типа по теме:
«Образ Мцыри, приёмы и средства его создания»

        Эпиграф

I.  В с т у п л е н и е.

Задача М. Ю. Лермонтова — создать в поэме «Мцыри» образ героя-бунтаря, который вопреки судьбе остаётся верен своей мечте.

II.  О с н о в н а я  ч а с т ь.

1. Смысл названия поэмы и его роль в определении позиции героя.
(Меняя название поэмы «Бэри», что по-грузински значит «монах», на «Мцыри», Лермонтов на первый план выводит тему свободы. Являясь не монахом, а лишь послушником, герой формально имеет право выбора, фактически же он его лишён. Эта несправедливость рождает в его душе стремление «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».)

2. Значение эпиграфа в истолковании образа Мцыри.
(Эпиграф из Библии придаёт образу героя особую, обобщающую силу, подчёркивает общечеловеческий смысл его судьбы. Скрытая параллель с Ионафаном помогает читателю понять отношение автора к своему герою, обратить внимание на его мужество и силу духа.)

3. Почему для воплощения своего замысла М. Ю. Лермонтов выбирает жанр поэмы-исповеди?
(Такая форма помогает поэту с максимальной полнотой и достоверностью передать духовные искания героя, его мечты и разочарования, его стремление к жизни-борьбе.)

4. Какую роль в раскрытии образа Мцыри играет его предыстория?
(Во второй главке поэмы от лица повествователя сжато изложена вся короткая жизнь героя; несмотря на то что в «в стенах хранительных» монастыря к нему относились по-доброму, его иссушала необъяснимая тоска; он был окрещён, был готов «изречь монашеский обет», как вдруг внезапно исчез. Всё это свидетельствует о том, что его бунтарский дух сформировался скорее вопреки обстоятельствам, чем благодаря им.)

5. Мцыри — персонаж романтической поэмы, исключительный герой в исключительных обстоятельствах (докажите это). Каковы его цели и мечты? Подтвердите цитатами.

6. Какое значение имеет пейзаж в характеристике Мцыри?
(Величественная природа Кавказа является своеобразным отражением могучего духа героя; так же, как и окружающий его пейзаж, он ярок, непредсказуем и дик. Мцыри — воплощение романтического идеала не испорченного цивилизацией естественного человека, живущего по законам природы. Достаточно привести примеры из 9 и 10 главок в подтверждение этой мысли.)

7. Какой конфликт, на ваш взгляд, является в поэме наиболее важным? Как проявляется героическая натура Мцыри в сцене побега?
(Не случайно Лермонтов изображает сцену побега Мцыри из своей «тюрьмы» на фоне ночной грозы; здесь герой резко противопоставлен старцам-монахам, трепещущим от страха в своей слепой вере. Сам же он будто сливается с этим бушующим миром природы. Подберите цитату из главки 3.)

8. Каким образом построение сюжета поэмы способствует раскрытию характера Мцыри? Почему все этапы развития действия мы можем назвать сценами-испытаниями героя?
(К истолкованию этих сцен мы неоднократно обращались на предыдущих уроках, поэтому над этой частью плана, а затем и сочинения учащиеся работают самостоятельно; учитель лишь может помочь правильно подобрать и оформить цитаты.)

9. Почему композицию поэмы о герое-бунтаре называют «вершинной»? Какое значение построение поэмы имеет для характеристики Мцыри?
(Всего три дня прожил Мцыри свободным, но в сознании героя они противопоставлены всему его существованию.)

10. Какие особенности речи героя выявляют сущность его натуры? Какую роль в этом смысле играет ритм поэмы?
(Речь Мцыри отличается экспрессивностью, яркой выразительностью; изобилуя множеством разнообразных изобразительно-выразительных средств, она свидетельствует о его страстности, поэтичности и мужественности. Этой же цели служит и избранный поэтом ритм: поэма написана четырёхстопным ямбом с парными мужскими рифмами.)

Как оценивал В. Г. Белинский ритм поэмы?

III.  З а к л ю ч е н и е.
Можно ли согласиться с высказыванием В. Г. Белинского, избранным нами эпиграфом к сочинению? Какие идеалы поэта воплощены в образе Мцыри?
(Вывод не может быть однозначным, однако в первую очередь необходимо отметить, что автор отстаивает здесь идеал СВОБОДЫ — личностной свободы, свободы выбора, наконец, внутренней свободы человека, одерживающего моральную победу над обстоятельствами, которые сильнее его.)

III. Разработав вместе с учителем подобный
план, учащиеся приступают к письменной работе.


Задача учителя на данном этапе — контролировать процесс аргументации выдвигаемых учащимися положений и подтверждения их цитатами, по ходу работы обучая восьмиклассников цитированию разного типа.

IV. Домашнее задание:
завершить письменную работу по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Следующие уроки: * Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Пастернак Л. О. Исповедь Мцыри. 1891 г.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика