Авторская позиция и способы её воплощения в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. М. Карамзина
работы неизв. художника. Нач. 1780-х гг.
 
О. А. Кипренский. Бедная Лиза.
1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766 – 1826)


«БЕДНАЯ ЛИЗА»
4 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Урок 18. Образы Лизы и Эраста.

Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести.

* Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести.[2]


УРОК 19
Авторская позиция и способы её воплощения в повести
Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Задачи:
раскрыть своеобразие авторской позиции Н. М. Карамзина; выявить его новаторство в области жанра, построения сюжета, приёмов психологической характеристики героев.
Основные виды деятельности: беседа; выразительное чтение; ответы на вопросы дискуссионного характера; работа над планом.
Термины: жанр, идиллия, сюжет, конфликт, психологизм, портрет, деталь, внутренняя речь, пейзаж, сентиментализм.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания.


Учащиеся отвечают на вопрос: «Каковы причины трагедии бедной Лизы?»

Так как на предыдущем уроке учитель и ученики были в основном сосредоточены на постижении многоплановых образов Лизы и Эраста и на особенностях характеров героев, их ответы чаще всего сводятся к тому, что причиной трагедии является слабость и противоречивость натуры героя, доверчивость и самоотверженность Лизы.

Эти суждения позволяют учителю перейти к основной части урока.

II. Беседа обучающего характера,
которая строится на заранее подготовленных индивидуальных заданиях 2, 5, 6 и вопросах 1, 2, 6, 8.

Дополнительные вопросы,
задания и комментарии:


— Нельзя не заметить, что Карамзин, являясь одновременно последователем идей сентиментализма и просвещения, рассматривает как психологические, так и социальные причины трагических последствий любви Лизы и Эраста. Основной конфликт повести — «нравственность человеческого сердца — безнравственность общественных институтов» (Ю. М. Лотман).

Карамзина нередко упрекали в том, что в «Бедной Лизе» он даже не упомянул о крепостном праве, идеализировал жизнь крестьян. Тем не менее важные социальные проблемы своего времени он отразил в своей повести. Прежде всего это проблема отношений между людьми в сословном обществе.

В России той поры общество было строго разделено на привилегированные (дворянство, духовенство и богатое купечество) и податные сословия (городской люд, купечество, мещанство и крестьянство), которые несли рекрутскую повинность и исполняли тяжёлую подушную подать, что было законодательно оформлено Екатериной II. Необходимость ранжировать всех по сословному признаку определяла отношения между людьми буквально на всех уровнях и во всех сферах жизни. Межсословный брак был немыслим: дворянину жениться на купчихе или мещанке, а тем более на крестьянке не позволяли ни общественное мнение, ни официальная мораль.

Конечно, бывали редчайшие исключения из этих унизительных правил: граф Шереметев, человек высокой культуры, театрал, богач, аристократ, тайно обвенчался с крепостной актрисой своего театра — Прасковьей Жемчуговой, обладавшей прекрасным голосом и незаурядным драматическим талантом (можно показать учащимся портрет Жемчуговой кисти Николая Ивановича Аргунова[3] из династии крепостных художников Аргуновых, принадлежащих семейству Шереметевых).

Граф оберегал и пестовал актёрский дар своей «возлюбленной жены», ценил её душевную прелесть и доброту. Но история, которая так сказочно началась, закончилась плачевно, и прежде всего из-за сословной нетерпимости: окружение графа не приняло его молодой жены, она от этого страдала, чахла и умерла совсем молодой. В память о ней Шереметев построил прекрасной архитектуры «странноприимный дом», который должен был «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам приданое» (ныне здесь находится НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского).

— Сюжет «Бедной Лизы», повести о несчастной любви простолюдинки и аристократа, оказался очень продуктивным, так как был порождён самой жизнью. Его трагическую глубину показал в «Станционном смотрителе» и с юмором спародировал в «Барышне-крестьянке» А. С. Пушкин; его социальную и психологическую остроту отразили другие русские писатели: Л. Н. Толстой в романе «Воскресение», А. И. Куприн — в повести «Олеся», И. А. Бунин — в рассказе «Тёмные аллеи».

Зададим учащимся вопрос дискуссионного типа:

— Как вы думаете, актуальна ли повесть «Бедная Лиза» в наши дни?

Ответ на этот вопрос ученики изложили письменно дома. Учителю интересно узнать, изменилась ли их точка зрения после беседы на уроке.

Ответы могут быть разнообразными, основная же
цель учителя — донести до учащихся мысль
об универсальности разработанного Карамзиным сюжета, его общечеловеческой сущности.


— Воплощению авторского замысла способствует и новый для русской литературы жанр повести. Какую роль играет здесь повествование от первого лица?
(Как уже отмечалось на первом уроке, это придаёт тексту особую убедительность, искренность, доверительность. Главное же, что такая манера письма позволяет автору прямо высказывать свои суждения и оценки.)

— Работая над заданием 2, учащиеся подбирают из текста примеры авторских отступлений от сюжета и приходят к выводу, что повествователь сочувствует не только Лизе, но и Эрасту («Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется...»).

Считает ли автор Эраста виновным в смерти Лизы?

Как в таком отношении к героям сказываются принципы сентиментализма?

На чём основывается сострадание автора?

Размышления над этим вопросом очень важны: они позволяют понять идейно-художественные принципы Карамзина-сентименталиста и в то же время дают возможность формировать у подростков, склонных к императивности суждений о людях, толерантность.

Сочувствие героям основано у Карамзина на понимании естественного стремления человека к счастью и на осознании его бессилия перед требованиями и законами общества, а также на убеждении, что чувства порой оказываются сильнее разума и люди не всегда могут совладать со своими порывами. Здесь необходимо напомнить цитату из повести, которую мы взяли эпиграфом к урокам по творчеству Н. М. Карамзина: «Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

— Индивидуальное задание 6 позволяет донести до учащихся мысль о том, что Карамзин закладывает традицию лиро-эпического повествования, лиризм писателя проявляется и в выборе названия повести (вопрос 1). Как уже отмечалось, автор сочувствует героине, оправдывает её, несмотря на её грехи, а также указывает на её социальное положение, которое стало одной из причин её трагедии.

Какие строки финала повести соотносятся с её названием, проясняют его смысл?
«Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

— Чтобы искренне сочувствовать человеку, надо понимать его. Карамзин исследует внутренний мир героев, мастерство психологического анализа проявляется у него в использовании портрета, детали, пейзажа, внутренней речи (учитель предлагает учащимся подобрать и прокомментировать примеры из текста).

Более того, в повести мы находим такие новаторские приёмы характеристики внутреннего состояния героя, которые будут использоваться в русской литературе значительно позже. Это прежде всего психологизм мимики, движения, жеста: «Она встала, хотела идти, но не могла»; «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщательно скрыть хотела; щеки её пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою».

III. Составление плана
устного монологического ответа

по теме «Авторская позиция и способы её воплощения в повести Н. М. Карамзина „Бедная Лиза“».

IV. Домашнее задание:

подготовить устный монологический ответ по плану «Авторская позиция и способы её воплощения в повести Н. М. Карамзина „Бедная Лиза“».

Следующие уроки: * Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести >>>


1. Источник:Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Николай Иванович Аргунов (1770-1828) создал несколько портретов жены Н. П. Шереметева – бывшей крепостной актрисы Жемчуговой (П.И. Ковалевой):
в 1801–02 в красной шали (Музей-усадьба "Кусково", Москва),
в 1803 в полосатом халате (Музей-усадьба "Кусково", Москва),
поясной (поступил в 1946 г. в Эрмитаж из Музея этнографии народов СССР),
поясной (Собрание Государственного исторического музея). (вернуться)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика