Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Литература
 
 Главная
 
М. А. Булгаков.
Фото, 1928 г.
 
Иллюстрация А. З. Иткина
к повести «Собачье сердце»
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)


6 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 64. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Урок 65. Особенности художественного мира повести.

* Урок 66. Символический смысл эксперимента профессора Преображенского.[2]

Урок 67. Образ Шарикова.

Урок 68. Смысл названия повести.

* Урок 69. Анализ письменных работ учащихся.


УРОК 64
Повесть М. А. Булгакова
«Собачье сердце»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества М. А. Булгакова; подготовить их к восприятию и анализу особенностей художественного мира повести «Собачье сердце»; обогатить представления учащихся о приёмах сатирического изображения.
Основные виды деятельности: слово о писателе; просмотр кинофрагментов; чтение и анализ фрагментов повести; беседа по вопросам учебника.
Термины: повесть, сатира, фантастика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о значении сатиры в русской литературе и в творчестве М. А. Булгакова.

Восьмиклассники уже знакомы с некоторыми сатирическими произведениями, в том числе со сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина, которого М. А. Булгаков считал одним из своих учителей.

Приёмы сатирического изображения жизни (гипербола, фантастика, гротеск) широко используются в творчестве писателя.

Во вступительной беседе (вопросы 1 и 2 после статьи о писателе) следует привести примеры из произведений Булгакова (романа «Мастер и Маргарита», комедий «Иван Васильевич», «Зойкина квартира»), продемонстрировать фрагменты их известных театральных или кинематографических интерпретаций.

II. Беседа о биографии
и творчестве М. А. Булгакова,

о его сложных отношениях с советской властью и об истории создания и публикации его основных произведений в условиях цензуры.

На первом уроке по повести «Собачье сердце» учащимся можно предложить задание — делать по ходу её чтения выписки, которые могли послужить основанием для отказа в публикации.

Важным моментом, предваряющим анализ повести, должен стать краткий исторический экскурс, вводящий учащихся в атмосферу эпохи, изображённой в «Собачьем сердце» и других произведениях писателя.

Можно остановиться на таких вопросах:

1. События Гражданской войны нашли отражение в романе Булгакова «Белая гвардия», в его пьесах «Дни Турбиных» и «Бег».
Что предшествовало этим событиям?
Что вам известно о причинах поражения белой гвардии и установлении власти большевиков?
Из каких источников вами получена эта информация?

2. О сложных взаимоотношениях советской власти и интеллигенции, не уехавшей в эмиграцию, Булгаков пишет в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита».
Знакомы ли вам принципы построения нового мира, выдвинутые большевиками, а также коммунистические идеалы, лозунги авторитетных вождей?
Как относились представители власти (особенно в первые годы после революции) к интеллигенции?
Чем объяснялись преследования интеллигенции, вылившиеся в массовые репрессии?

На уроке могут прозвучать фрагменты
из исторических документов, высказываний партийных и государственных деятелей,
текста «Интернационала» и государственного гимна Советского Союза (стоит отметить, например, строки «Кто был никем, тот станет всем!»),
произведений В. В. Маяковского, других поэтов того времени.

III. Чтение и анализ первых глав
повести «Собачье сердце»

(по вопросам и заданиям 1—2 учебника).

Чтение повести на этом и на последующих уроках можно сопровождать фрагментами из кинофильма «Собачье сердце» (режиссёр В. В. Бортко, 1988).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Что необычного можно отметить в характере повествования? Чем можно объяснить активное использование грубой и просторечной лексики уже в самом начале повести?

2. Что вам известно об использовании слов «гражданин», «господин» и «товарищ» в первые годы советской власти?

3. Как можно прокомментировать заявленную уже в первой главе повести систему отношений «властитель — раб» применительно к профессору Преображенскому и Шарикову (Шарику)?

4. Обратите внимание на характерную деталь. Первая встреча Шарикова (Шарика) с профессором Преображенским, имя, отчество и фамилия которого станут известны читателю чуть позже, начинается с интересных рассуждений «бездомного пса» о незнакомом господине, который «ест обильно и не ворует», а из-за тухлой солонины «поднимет такой скандал, в газеты напишет: меня, Филиппа Филипповича, обкормили!» Случайно ли это «попадание в точку», включая точное указание на имя и отчество героя?

5. Какие фрагменты второй главы воспроизводят накалённую обстановку в первые послереволюционные годы? Почему Швондер и его единомышленники вынуждены уступить человеку, который прямо заявляет о том, что он «не любит пролетариата»?

V. Домашнее задание:

дочитать повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Индивидуальные задания: выполнить задания 2 и 3, помещённые после статьи о писателе.



УРОК 65
Особенности художественного мира
повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Задачи:
обогатить представления учащихся о художественном мире повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» и средствах создания картины жизни; закрепить навык объяснения художественной функции детали в литературном произведении.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; чтение фрагментов повести; презентации иллюстративного материала; беседа по вопросам учебника.
Термины: гипербола, фантастика, гротеск, деталь.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания,
сообщения учащихся:


1) «М. А. Булгаков и Москва»;
2) «Об особенностях художественного мира М. А. Булгакова»
(с презентацией иллюстративного материала, фрагментов из документальных фильмов о Москве, художественных фильмов, снятых по произведениям писателя).

II. Повторение сведений
о художественной детали

и её особой роли в создании картины жизни и человеческих типов:

1. Определение термина «деталь». Виды художественных деталей (детали в описании портрета, интерьера, пейзажа, поступков и речи персонажей).

2. Примеры использования деталей в знакомых восьмиклассникам произведениях русской литературы.

3. Художественные детали в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (чтение фрагментов).

III. Чтение и анализ фрагментов повести,
выполнение заданий,

связанных с определением функции отдельных деталей и их роли в создании художественной картины.

Учащихся можно попросить прокомментировать
некоторые детали московского быта и быта профессора Преображенского:


— «несвежие окорока» и «тёмные бутылки с плохой жидкостью» (в витринах магазинов);
— «узкая полосочка плохо стиранного кружевного бельишка» (у барышни);
— «богатая прихожая», «бесчисленные шубы», икра за обедом (в квартире профессора);
— «сова с глупыми жёлтыми глазами» (в кабинете профессора);
— «издох», а потом «воскрес» (в описании Шарика, усыплённого Борменталем).

Интересно провести изучение цветовой гаммы,
представленной в повести.


В описании улиц, внутреннего убранства квартиры профессора Преображенского, героев повести автор использует в основном оттенки чёрного, белого, жёлтого и красного цветов.

Писатель часто даёт их в сопоставлении и противопоставлении, цвета и оттенки соединяются и перетекают друг в друга:
руки врача в чёрных перчатках и белый халат;
«чёрная с золотыми буквами карточка»;
тёмная каморка и ослепительный свет;
белая скатерть на столе и тёмные бутылки на ней;
седой (белый) Преображенский и брюнет (чёрный) Швондер и др.

Нередко цветовые детали приобретают символический смысл (красные пятна крови на белом халате врача; залитый светом кабинет — и символ тьмы сова), образуют мотив огня, передают борьбу света и тьмы.

Так создается зримая картина сложного, противоречивого, изменчивого мира, подчёркивается неоднозначность событий и характеров.

В качестве конкретного задания
можно предложить провести анализ цветовой палитры

в одном из эпизодов (например, посещение Преображенского членами домкома),
в изображении московских улиц,
в описании интерьера (кабинет Преображенского, операционная, столовая, кухня),
в портретной характеристике Преображенского, Швондера, Шарика.

IV. Подведение итогов урока,
выводы о роли художественной детали в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

V. Домашнее задание:

письменно ответить на вопросы 3 или 4 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 66*
Символический смысл эксперимента профессора Преображенского
(повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Задачи:
подготовить учащихся к выводам о философской, социальной и нравственной проблематике повести «Собачье сердце»; обогатить их представления о сатире и сатирических приёмах изображения.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; просмотр фрагментов кинофильма; наблюдения над словом в художественном тексте.
Термины: деталь, символ, фантастика, гипербола.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого необычному сюжету повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», в основу которого положено описание научного опыта профессора Преображенского над живым существом и результаты этого эксперимента.

II. Чтение и анализ
фрагментов повести «Собачье сердце»,

непосредственно связанных с описанием результатов эксперимента профессора Преображенского, и проверка домашнего задания (вопросы 3 и 4 учебника).

Внимание восьмиклассников обращается на необычную сюжетную ситуацию, неожиданный сюжетный ход, представленный в повести.

После восстановления последовательности развития событий (краткие пересказы, чтение фрагментов, просмотр кинофрагментов) следует обратиться, опираясь на письменные ответы учащихся, подготовленные дома, к характеристике образа профессора Преображенского.

III. Устная характеристика
профессора Преображенского по примерному плану:


1. Портрет.
2. Социальное положение, род занятий.
3. Образ жизни героя.
4. Наиболее характерные черты.
5. Причины конфликта с представителями советской власти.
6. Отношение к нему окружающих.
7. Как герой оценивает окружающих и себя самого?
8. Что можно сказать об отношении автора к герою?
9. Ваше отношение.

Необходимо раскрыть смысл фамилии профессора Преображенского, показать её связь с сюжетом и проблематикой повести.

Фамилия героя связана с христианской традицией (Преображение Господне). Отец Преображенского был священником (кафедральным протоиереем).

Действие в повести происходит на Пречистенке, название улицы также связано с христианством. Но «творец» (по оценке Борменталя), «высшее существо» (в восприятии Шарика), Преображенский в сцене первой операции больше похож на убийцу, «вдохновенного разбойника», «сытого вампира». Это подчёркнуто рядом деталей: «белые одежды» врача залиты кровью, настойчиво звучит мотив злодейства, преступления.

Возомнив себя божеством, способным повлиять на законы жизни, Преображенский, по его собственному признанию, «нарвался на этой операции»: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу». Так в повести решена тема ответственности учёного.

Символический смысл событий подчёркивает календарь повести. Преображенский подобрал Шарика 16 декабря, в ночь на 24 декабря была сделана «первая в Европе операция», а 6 января, как отметил в дневнике доктор Борменталь, исчезла последняя примета «собачьего» облика пациента — отвалился хвост. Следовательно, основной процесс превращения (преображения) собаки в человека пришёлся на период между важнейшими датами христианского календаря — Сочельником и Рождеством. Итог оказался ужасным: рождается абсолютно аморальное, зловещее существо, «нечистая сила» (неслучаен подзаголовок повести: «чудовищная история»).

Используя христианскую образность, автор выражает отрицательное отношение ко всяким попыткам насильственного изменения природы, человека и общества.

Фамилия Преображенский также содержит в себе намёк и на возможность изменений во взглядах самого профессора, что и происходит в конце повести. По сравнению со сценой первой операции изменяются средства изображения профессора, он вновь воспринимается как «добрый волшебник».

Но авторская оценка здесь неоднозначна: эксперимент ещё не завершён. К обсуждению финала повести и смысла её названия учитель вновь вернётся на последующих уроках.

IV. Домашнее задание:

1) выполнить задания 5, 9 учебника;

2) выписать из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» цитаты для характеристики «шариковщины» как социального явления.



УРОК 67
Образ Шарикова
в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Задачи:
развивать навыки анализа и интерпретации литературного произведения; обогатить представления учащихся о сатирической литературе и сатирическом образе.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; устные ответы на вопросы; тестирование; работа в группах; просмотр кинофрагментов.
Термины: сатирический образ, гротеск, композиция.

Этапы урока

I. Постановка задач урока,

на котором можно проверить знание текста повести и провести обмен впечатлениями о кинофильме — экранизации повести «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988):

Совпадает ли ваше представление о внешнем облике и характере персонажей с игрой актёров? Обоснуйте свою точку зрения.

Передана ли в фильме связь социально-бытового и философского планов, сатиры и фантастики, трагического и комического?

Какие цитаты из текста повести и фильма вам особенно запомнились?

II. Анализ композиции
повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

можно провести в процессе работы с таблицей, которую восьмиклассники завершат дома.

В таблице должны найти отражение элементы композиции сюжета, важно также отметить в ней то лицо, от имени которого ведётся повествование.

Заполнение таблицы позволит сделать вывод о том, что композиционно повесть распадается на две части. Она имеет зеркальную (симметричную) композицию (имеет парные эпизоды) и в целом построена по кольцевому принципу. Наличие парных эпизодов позволяет автору показать изменения, которые произошли с героями, а кольцевая композиция выражает основную идею — отрицание насилия как принципа жизни, науки, отношения к человеку, социального действия.

III. Знакомство учащихся
с результатами сопоставительного анализа,

которые может представить заранее подготовленный ученик (или сам учитель).

«Новый человек» в изображении
М. А. Булгакова («Собачье сердце»)
и В. В. Маяковского («Клоп»)


1. Социальное происхождение героев, смысл имён и фамилий
(донор Клим Чугункин «возрождается» в Полиграфе Полиграфовиче Шарикове).

Имя выбрано не по святцам, как до революции, а по новому советскому календарю, в котором значился День полиграфиста. Таким образом, в персонаже подчёркнуто «пролетарское» происхождение. Но пролетарий — это человек труда, а Шариков не способен и не желает трудиться. У Маяковского «бывший рабочий и партиец» Пётр Присыпкин меняет свою неблагозвучную фамилию и становится Пьером Скрипкиным.

2. Портрет, роль детали
(Присыпкин меняет одежду рабочего на нарядный костюм и лакированные туфли; Шариков предпочитает необыкновенно понравившемуся ему вначале галстуку ядовитой расцветки и сияющим штиблетам кожу и портфель, в руках его появляется револьвер).

Портретные детали передают устремления героев, изменения, происходящие с ними, подчёркивают опасность таких людей, по стечению событий оказавшихся у власти. 3. Черты характера, отношение к жизни, к людям
(невежественность, агрессивность, хамство, неспособность к труду, стремление «взять всё, да и поделить», извлекая выгоду только из факта своего «пролетарского происхождения»).

4. Речевая характеристика.

5. Отношение авторов к героям.

Оно выражается в сюжете, названиях произведений, другими языковыми средствами. Присыпкин — «обывателиус вульгарис», «клоп».

IV. Выполнение тестовых заданий
по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

(эта работа может быть проведена в группах; тестовые задания «Проверь себя», заранее подготовленные, учащиеся предложат для своих одноклассников).

Здесь же могут быть даны и
письменные творческие задания:

1. Дайте краткую характеристику профессора Преображенского глазами Шарика, используя характерные для этого пса обороты речи.

2. Передайте своё мнение о проведённом профессором Преображенским эксперименте, используя слова и выражения героев повести, которые кажутся вам наиболее точными.

V. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся.

VI. Домашнее задание:

письменно ответить на вопросы 7 и 10 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 68
Смысл названия повести
М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Задачи:
закрепить представление учащихся о тематике и проблематике литературного произведения, а также о способах выражения авторской позиции.
Основные виды деятельности: чтение финала повести; беседа по вопросам; просмотр финала кинофильма.
Термины: тематика, проблематика, символ..

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о «сильных позициях текста» и о заглавии литературного произведения и его финале как «сильных позициях текста».

II. Чтение и анализ
финала повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
(со слов «Преступление созрело и упало...)
и эпилога, с использованием следующих вопросов и заданий:

1. Как вы объясните смысл использования здесь слова «преступление»? Как решается в повести тема преступления и наказания?

2. Каково состояние профессора в последней сцене с Шариковым? Можно ли было в то время предположить ситуацию, в которой Полиграф Полиграфович оказался бы без револьвера?

3. Почему Шариков называется здесь преимущественно Полиграфом Полиграфовичем?

4. Какую роль играет в повести эпилог? С какой целью в его финале говорится о том, что профессор Преображенский вновь «погружался в сосуд, доставал мозги»?

III. Основные выводы о средствах выражения
авторской позиции в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».


Булгаков всегда избегал однозначной оценки событий и героев. Оценка Преображенского, к примеру, на разных этапах развития сюжета содержит разные оттенки — иронию, осуждение, сочувствие, уважение, восхищение.

Необходимо показать причины изменения отношения к герою, их связь с позицией самого Преображенского.

Средства выражения авторской позиции:

1. Построение произведения (кольцевая композиция).
«Зеркальное» построение (две сцены операций, имеющих разные цели).
Смысл финала.
Роль кольцевой композиции (трагедия снимается фантастикой, юмором).

2. Смена повествователей
(автор, Шарик, Борменталь), средства выражения их взгляда на события и героя.

3. Герой в оценках других действующих лиц
(Шарика, Борменталя, Шарикова, Швондера, Зиночки).

4. Оценка героя средствами авторского повествования
(выбор фамилии, подбор эпитетов для характеристики героя, цветовая гамма сцен, значимые детали, изменение образных средств как способ выражения разных оттенков отношения к Преображенскому).
Приёмы сатиры.
Средства фантастики.
Роль библейской образности.

5. Выражение авторской позиции в заглавии произведения и его подзаголовке.
Спор Преображенского и Борменталя о том, собачье или человеческое сердце у Шарикова.
Безобразна именно «человеческая» сущность Шарикова, в котором многократно усилены самые худшие качества Глеба Чугункина.
Разные значения слова «собачье».

В произведении выделяется несколько пластов смысла:

— социальный (изображение конкретной исторической ситуации двадцатых годов XX века, отношение к пролетарской революции, попыткам создать «нового человека» и т. д.);
— нравственный (безнравственность вмешательства в законы природы и жизни, насильственного слома традиций, культуры);
— философский (размышления о революции и эволюции, о неотменимости вечных законов бытия).

IV. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся.

V. Домашнее задание:

написать отзыв об экранизации повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Индивидуальные задания: подготовить индивидуальные задания 1—4 (по выбору учащихся).



УРОК 69*
Анализ письменных работ учащихся
(по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Задачи:
проанализировать письменные работы учащихся; закрепить навык цитирования; провести работу над ошибками.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов письменных работ; работа над ошибками.
Термины: цитата.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания

отзывы об экранизации повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»,
отчёты о выполнении индивидуальных заданий 1—4.

Этот этап урока может занять его основное пространство, потому что выполненные учащимися индивидуальные задания будут нуждаться в иллюстрациях, презентации
подобранного материала:

о мифологических и литературных источниках повести;

об упоминаемых в повести именах собственных;

о словах и выражениях, нуждающихся в дополнительных комментариях;

о музыкальном фрагменте оперы Дж. Верди «Аида», включенном в текст повести.

II. Анализ письменных работ учащихся,
чтение наиболее удачных отзывов об экранизации повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Учитель может использовать при подготовке к этому виду работы на уроке фрагменты отзывов зрителей о кинофильме, снятом по повести (см., например, сайт «Отзовик»), и обсудить, в частности, следуя установкам многих интернет-сайтов, вопрос о том, насколько мог быть полезен (оригинален) тот или иной отзыв.

Для учителя можно также рекомендовать материалы сайта «Мир "Собачьего сердца"», в особенности размещенную там статью Е. А. Яблокова «Беспокойное "Собачье сердце", или Горькие плоды легкого чтения» (статья размещена также на сайте журнала «Октябрь»: Октябрь. — 2010. — № 3).

III. Работа над ошибками
может быть начата совместно с учителем, который предложит обратить особое внимание на цитирование.

Следующие уроки: Урок 70. Интерьер в литературном произведении >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 

Неприличными словами не выражаться! — вдруг гаркнул пёс с кресла и встал...
Иллюстрация А. З. Иткина
к повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика