Рассказы В. М. Шукшина «Срезал» и «Чудик»
Литература
 
 Главная
 
Портрет В. М. Шукшина
работы Ю. М. Ракши. 1974.
 
Шукшин В. М.
Портрет работы А. Андреева
 
Г. В. Калиновский.
Иллюстрация к рассказу
В. М. Шукшина "Чудик"
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН
(1929 – 1974)

4 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 82. Рассказ В. М. Шукшина «Срезал»

Урок 83. Рассказ В. М. Шукшина «Чудик»

Урок 84. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера

Урок 85. Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина


УРОК 82
Рассказ В. М. Шукшина «Срезал»

Задачи:
обогатить представления семиклассников о биографии и творчестве В. М. Шукшина, его героях; проанализировать своеобразие сюжета рассказа «Срезал».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; заочная экскурсия; чтение и анализ фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника.
Термины: рассказ, герой, тип.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о жизни и творчестве В. М. Шукшина

может быть дополнено чтением статьи учебника.

II. Заочная экскурсия на родину писателя,
подготовленная группой учащихся на основе ресурсов Интернета.

Здесь будут обозначены уже знакомые семиклассникам (например, по повести «Живёт такой парень») места, связанные с жизнью и творчеством В. М. Шукшина (Алтайский край, село Сростки, Чуйский тракт, река Катунь, гора Пикет и др.).

III. Чтение и анализ рассказа «Срезал»,
знакомство с его сюжетом, героями, особенностями изображения народного характера (вопросы и задания 1—5 учебника).

IV. Работа над чтением по ролям
рассказа «Срезал»
,
которую предварит обсуждение того, какие интонации и настроения преобладают у участников диалога.

V. Домашнее задание:

прочитать рассказ В. М. Шукшина «Чудик».

Индивидуальные задания:

выполнить задание 1 или 2 (по выбору учащихся) после статьи о писателе в учебнике.



УРОК 83
Рассказ В. М. Шукшина «Чудик»

Задачи:
обогатить представления учащихся о художественном мире и героях В. М. Шукшина; формировать навык анализа нравственной проблематики литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; презентации иллюстративного материала; беседа по вопросам учебника; просмотр кинофрагментов.
Термины: характер, тип, юмор, нравственная проблематика.

Этапы урока

I. Отчёт о выполнении домашнего задания:

презентации «В. М. Шукшин как актёр» и «Режиссёрские работы В. М. Шукшина».

II. Чтение и анализ рассказа «Чудик»,
особенностей его сюжета и образной системы (с использованием вопросов и заданий 1—6 учебника).

III. Обсуждение нравственной проблематики
рассказа «Чудик»:


1. Что такое проблематика литературного произведения?

2. Какие проблемы ставятся в литературе?

3. Какие проблемы относятся к нравственной проблематике произведения?

4. Вспомните высказывания главного героя рассказа «Чудик».

Какие жизненно важные вопросы он пытается решить?
Что он хочет доказать своим поведением себе и окружающим его людям?
Или он никому ничего не доказывает, а просто живёт по совести?

5. Докажите, используя текст рассказа, что в описании поступков главного героя рассказа очевидно присутствие доброго юмора, сочувствия и симпатии автора по отношению к чудику.

IV. Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов,
созданных по рассказам В. М. Шукшина.

V. Домашнее задание:

прочитать рассказ В. М. Шукшина «Микроскоп».



УРОК 84
Изображение события в жизни героя
как средство раскрытия характера

Задачи:
обогатить представления учащихся об образах людей и образе события в литературе; совершенствовать навыки связной письменной речи.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; письменная работа.
Термины: образ человека, образ события.

Этапы урока

I. Постановка целей урока,

посвящённого анализу события как средству раскрытия характера героя литературного произведения.

II. Повторение сведений о видах художественных образов,
представленных в литературных произведениях, и о заглавном образе.

Семиклассники вспоминают о видах образов, используя свои знания о том, какие образы чаще всего выносятся в заглавие произведения (людей, животных, явлений природы, предметов, событий и др.).

III. Беседа о событиях, изображённых в рассказах
В. М. Шукшина «Срезал» и «Чудик»:


1. Какие события происходят в жизни главных героев?

2. Опишите одно из этих событий. Как оно характеризует героя? Почему он поступает так, а не иначе? Как оценивают это событие окружающие его люди и он сам? Как оцениваете это событие вы? Что повлияло на вашу оценку этого события и поведения героя рассказа?

IV. Самостоятельная работа учащихся
на одну из предложенных тем
(по рассказам «Срезал» и «Чудик», индивидуальные задания 2 и 4 учебника):

1. Прокомментируйте слова Дмитрия, брата главного героя рассказа «Чудик»: «...в деревне-то люди лучше, незанозистые». Все ли персонажи Шукшина, деревенские жители, «незанозистые»?

2. Объясните смысл рассуждений главного героя рассказа «Чудик»: «Не понимаю: почему они стали злые?» Только ли по отношению к женщинам используется здесь этот вопрос?

V. Анализ письменных работ учащихся,
чтение и обсуждение фрагментов.

VI. Домашнее задание:


прочитать один из рассказов В. М. Шукшина (по выбору).

Индивидуальные задания:

1) написать отзыв об одном из рассказов В. М. Шукшина;

2) подобрать воспоминания о В. М. Шукшине его земляков.



УРОК 85
Урок внеклассного чтения
по рассказам В. М. Шукшина

Задачи:
формировать читательские интересы учащихся; развивать навыки устного рассказа о герое литературного произведения и письменного отзыва о прочитанном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; рассказ о герое литературного произведения; отзывы о прочитанном произведении.
Термины: заглавный образ, герой, письменный отзыв.

Этапы урока

I. Постановка целей урока внеклассного чтения,

на котором следует широко представить творчество В. М. Шукшина:

литературное творчество
(рассказы, киносценарии, пьесы «Энергичные люди», «А поутру они проснулись», романы «Любавины», «Я пришёл дать вам волю» и др.);

актёрские работы
(«Золотой эшелон», «Простая история», «У озера», «Они сражались за Родину» и др.);

режиссёрские работы
(«Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина красная» и др.).

Семиклассники должны продемонстрировать на уроке умения рассказать о сюжете литературного произведения, дать устный отзыв о нём, заинтересовать своим рассказом одноклассников.

II. Краткие сообщения учащихся
о самостоятельно прочитанных ими произведениях В. М. Шукшина (рассказы о сюжете этих произведений с выразительным чтением фрагментов, представлением иллюстраций).

III. Литературно-музыкальная композиция «Мир Шукшина»,
составленная на основе материалов, подготовленных учащимися и учителем:

1. Воспоминания о Шукшине его земляков.

2. Заочная экскурсия во Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина в селе Сростки Алтайского края.

3. Просмотр фрагментов кинофильмов с участием В. М. Шукшина.

4. Музыкальные фрагменты из кинофильмов
(например, народная песня «Миленький ты мой...», начало фильма «Странные люди», 1969, размещена на сайте «RuTube»).

IV. Подведение итогов работы учащихся на уроке.

Следующие уроки: Урок 86. Рецензия как жанр литературной критики и публицистики >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика