Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 12. Стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Туча»

Урок 13. Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»

Урок 14. Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Урок 15. Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель»

Урок 16. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Метель»


УРОК 19
Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»

Задачи:
обогатить представления учащихся об особенностях сюжета в лирических произведениях и о символических образах; показать на примере стихотворения А. С. Пушкина «Анчар» особую роль антитезы в композиции литературного произведения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; беседа по вопросам учебника; устные сообщения учащихся; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа.
Термины: гипербола, антитеза, сюжет, композиция.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

об основных задачах урока, посвящённого анализу стихотворения А. С. Пушкина «Анчар».

В этом небольшом по объёму лирическом произведении представлен развёрнутый сюжет, основанный на вечном конфликте добра и зла, разрешающемся трагически.

В отличие от традиционных сюжетов история, описанная в «Анчаре», не оставляет никакой надежды на конечное торжество добра и света. Таким видит мир лирический герой стихотворения. Он обращается к приёму гиперболы, чтобы выразить своё неприятие рабства, неограниченной власти человека над человеком.

II. Проверка домашнего задания:
а) выразительное чтение стихотворений «Узник» и «Туча» наизусть;
б) устные сообщения учащихся об анчаре с демонстрацией иллюстративного материала.

III. Исторический и историко-культурный комментарий
предварит анализ стихотворения «Анчар».


Учитель обратится ко времени создания стихотворения и характеристике той эпохи, которая связана в сознании учащихся с понятием «крепостное право» и которая знакома им по многим произведениям русской литературы.

Совсем недавно на уроках по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» шла речь об униженном положении Еремеевны и других слуг в доме госпожи Простаковой. Семиклассники помнят об истории тургеневского Герасима, незавидной участи лесковского левши.

Следует напомнить также о событиях, связанных с выступлением декабристов на Сенатской площади в 1825 году.

Отдельные строки из вольнолюбивых произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова подготовят к восприятию сюжета и образного строя стихотворения «Анчар»:

— «Свободой Рим возрос, а рабством погублён» («Лицинию» А. С. Пушкина, 1815);
— «Тираны мира! трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!» («Вольность» А. С. Пушкина, 1817);
— «Здесь рабство тощее влачится по браздам / Неумолимого владельца» («Деревня» А. С. Пушкина, 1819);
— «Там стонет человек от рабства и цепей!.. / Друг! этот край... моя отчизна!» («Жалобы турка» М. Ю. Лермонтова, 1829);
— «Погибнет ваш тиран, / Как все тираны погибали!..» («Новгород» М. Ю. Лермонтова, 1830).

IV. Чтение и анализ стихотворения
А. С. Пушкина «Анчар»

(прочитать его могут заранее подготовленные учащиеся) по вопросам 1—6 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какие природные и предметные образы присутствуют в стихотворении? Как они дополняют заглавный образ?

2. Как можно охарактеризовать общую атмосферу стихотворения? Меняется ли его основное настроение к финалу? 3. Какие иллюстрации к этому стихотворению вы подобрали из Интернета? Какая из них кажется вам точнее всего передающей картину, нарисованную в «Анчаре»? Объясните свой выбор.

4. Обратите внимание на особенности сюжета в стихотворении «Анчар». Какие события в нём изображены? Попробуйте их перечислить. Кто принимает в них участие?

5. Можно ли говорить о цепи последовательно разворачивающихся и связанных друг с другом событий (то есть о сюжете) применительно к этому стихотворению?

6. Вспомните, что такое антитеза. Докажите, что система образов стихотворения строится на основе приёма антитезы. Какие образы в нём связаны с образом жизни, а какие — с образом смерти? Как вы объясните смысл использования в стихотворении необычного словосочетания «зелень мёртвая»?

V. Выполнение самостоятельной
исследовательской работы
на материале стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

(индивидуальные задания 2 и 3) и отчёты учащихся об итогах работы (возможна письменная форма отчёта).

Задачи исследовательской работы — проверка умения давать развёрнутый аргументированный ответ на вопрос, работать с текстом, делать выводы на основании проведённого наблюдения.

Можно предложить учащимся
примерный план работы:

1. Определение основной проблемы.
2. Необходимые этапы её решения (уточнение терминологии, наблюдение над текстом, обращение к дополнительным источникам).
3. Выводы.

VI. Домашнее задание:

прочитать повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Следующие уроки: Урок 14. Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика