Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Урок 20. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок 21. Образы опричника Кирибеевича и купца Калашникова

Урок 22. Эпизод поединка как кульминация сюжета поэмы «Песня про купца Калашникова»


УРОК 18
Стихотворение М. Ю. Лермонтова
«Три пальмы»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и раннего периода творчества М. Ю. Лермонтова; закрепить начальные представления об особенностях сюжета в лирическом произведении.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: лирическое стихотворение, сюжет, символ, эпитет, притча.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о М. Ю. Лермонтове,

его жизни и раннем периоде творчества (до создания стихотворения «Смерть Поэта») может предшествовать чтению статьи учебника о поэте или заменить чтение статьи живым рассказом учителя.

II. Чтение и анализ
стихотворения «Три пальмы»

(на основе вопросов 1—7 учебника).

Работа со сложным философско-аллегорическим стихотворением «Три пальмы» строится с учётом предшествующего читательского опыта семиклассников, которым уже знакомо состояние лермонтовского лирического героя, стремящегося к недостижимой гармонии («Парус», «На севере диком стоит одиноко...» и др.), которые имеют некоторое представление о жанре притчи.

В процессе работы с текстом стихотворения «Три пальмы» следует учесть также, что в нём нашли отражение черты жанра баллады, характерные для романтизма темы и образы: восточная тема и образ «злого мира», подавляющего всякий протест и даже ропот.

III. Сопоставление сюжета
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
и картины И. К. Айвазовского «Караван в оазисе»
:
1. Чем сюжеты стихотворения М. Ю. Лермонтова и картины И. К. Айвазовского похожи?
(Место действия, участники событий, образы пальм и каравана.)

2. Чего больше, сходства или различий, в этих сюжетах?
Сопоставьте два художественных произведения, используя помещённые ниже слова-антонимы.
День — ночь, тепло — холод, добро — зло, вечно — временно, гармония — дисгармония.

3. Как можно охарактеризовать взгляд поэта-романтика на мир? Как природные образы помогают поэту показать трагическую судьбу человека в этом жестоком мире?
Приведите другие примеры произведений М. Ю. Лермонтова, в которых нашло отражение такое восприятие жизни.

IV. Выразительное чтение
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

учащимися как представление его интерпретации.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Вспомните, какие интонации преобладают в балладах, притчах и сказаниях. Прочитайте стихотворение, предварительно определив для себя, чего в нём больше: мрачности и таинственности баллады, размеренности сказания или назидательности притчи?

2. Как вы обозначите интонационно завязку основного конфликта стихотворения?

3. Что такое строфа? Какие строфы стихотворения М. Ю. Лермонтова связаны с завязкой, кульминацией и развязкой конфликта?

4. Чем различаются две последние строфы по настроению и интонации? Какие слова, характеризующие развязку конфликта, уместнее всего здесь употребить?
(Трагедия, катастрофа, дисгармония.)

V. Домашнее задание:

выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» наизусть.

Индивидуальные задания: выполнить задания 1—2 или 3, помещённые после статьи о поэте (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» >>>


 
Айвазовский И. К. Караван в оазисе. Египет. 1871 год.
Холст, масло. Размер: 75 х 92 см. Частная коллекция
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика