Д. Дефо и его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 7 класс
Литература
 
 Главная
 
Даниель Дефо
Неизв. художник, 17-18 вв.
Национальный морской музей, Лондон
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
ДАНИЭЛЬ ДЕФО
(1660 – 1731)

1 ЧАС

7 класс[1]



УРОК 10
Д. Дефо и его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Задачи:
обогатить представления учащихся о литературной классике и классических (традиционных) сюжетах в мировой литературе; познакомить учащихся с биографией Д. Дефо и сюжетом его романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»; закрепить навык работы со справочной литературой и энциклопедическими словарями.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; обмен первыми впечатлениями от прочитанного; чтение и анализ фрагмента романа; работа с комментариями; анализ иллюстраций.
Термины: литературная классика, классический (традиционный) сюжет, просветительский роман, робинзонада, дневник.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

о произведениях фольклора и классической литературы, в которых описаны путешествия героев:

1. Вспомните сюжеты русских народных сказок, былин, которые основаны на путешествиях (походах, поездках) главных героев. Какую роль в раскрытии характеров этих героев играют описания тех испытаний, через которые они проходят?

2. Что вам известно о жанре «хожения» («хождения») в древнерусской литературе? С какой целью древние писатели обращались к этому жанру?

3. В каких произведениях русской и зарубежной литературы описаны путешествия героев в дальние страны?

4. Знакомо ли вам слово «робинзонада»? Как вы объясните его происхождение? Можете ли вы привести примеры современной литературной или кинематографической робинзонады?

II. Рассказы учащихся о Д. Дефо
и представление иллюстративного материала (презентации, слайд-шоу, фрагменты экранизаций романа о Робинзоне Крузо), которые помогут подготовиться к разговору о художественном произведении на известный школьникам сюжет.

Сообщения учащихся завершаются обращением к сюжету романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», основанному на реальном событии (прототипическая ситуация может быть восстановлена на уроке при помощи источников Интернета).

III. Краткие пересказы
сюжета романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо (этот этап урока можно провести как конкурс на самый краткий, яркий и образный пересказ).

IV. Чтение и анализ фрагмента романа
по вопросам 1—3, 6 учебника, которые направлены на закрепление содержания произведения, анализ образа Робинзона Крузо и поучительный смысл его истории.

V. Письменная творческая работа
на основе прочитанного фрагмента романа о Робинзоне Крузо.

Семиклассникам можно предложить два варианта такой работы (на выбор):

1. «Описание жилища Робинзона» (с использованием цитат из романа).

2. Составление таблицы «Анализ сложной ситуации, в которой я оказался (оказалась)» (по образцу фрагмента дневника Робинзона, который соотносит плюсы и минусы, «добро» и «зло», своего положения на необитаемом острове).

VI. Домашнее задание:

1) познакомиться со значениями слова «жизнь» в рубрике «Мир в слове»;

2) подобрать свои отрывки из произведений художественной литературы, в которых используется это слово.

Следующие уроки: Урок 11. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении >>>


1. 1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика