Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах»
Литература
 
 Главная
 
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова.
СПБ. 1891-1893 гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)

4 ЧАСА

6 класс[1]


Уроки 42–44. Сказ Н. С. Лескова «Левша»

Урок 45. Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах»


УРОК 45
Урок внеклассного чтения
по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах»


Задачи:
обобщить представления учащихся о национальных чертах русского человека и их отражении в произведениях русской литературы;
раскрыть многообразие идейного содержания рассказа.
Основные виды деятельности:
беседа по вопросам; анализ внутренней речи героя; межтекстовые сопоставления.
Термины:
рассказ, ирония.

I. Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания 4, 5, 7, 8 и чтение послания от имени героя к императору (индивидуальное задание 10) помогут оценить понимание шестиклассниками сказа «Левша» и обобщить основные проблемы, поставленные в произведении. Важно обратить внимание учащихся на то, что судьба левши — это пример равнодушия власти к народу в целом и к личности конкретного человека. В то же время левша Лескова, не произнося громких слов, добросовестно служит Отечеству, которое для него связано со словами «дом», «семья», «родители», «вера», со всем укладом жизни русского человека. Царю не докладывают о словах левши потому, что каждый из тех, кто мог это сделать, боялся за своё положение. О похожем в чём-то случае страха за себя, ложного патриотизма, равнодушия к человеку, готовности закрывать глаза на очевидные вещи во имя собственного спокойствия и карьеры идёт речь и в другом произведении Н. С. Лескова — рассказе «Человек на часах».

II. Чтение учителем первой главы рассказа «Человек на часах» и беседа

Осмысление экспозиции рассказа, позиции героев, мотивации их поведения в произведении.

Примерные вопросы и задания:

1. С чего начинается рассказ «Человек на часах»?

2. От чьего лица ведётся повествование?

3. О чём говорится в предисловии к рассказу?

4. Как вы думаете, является ли герой рассказа героическим лицом, а его история и её развязка оригинальными? Свой ответ обоснуйте.

5. Почему автор, с одной стороны, указывает на произошедшую историю как на исторический анекдот, с другой — говорит о том, что в рассказе нет никакого вымысла?

6. В какое время происходит действие в рассказе? Найдите в тексте указание на то, к какому историческому времени относятся описываемые в рассказе события.

Важно отметить указание на вымышленность событий, которые, подобно сказке («Сказка — ложь, да в ней намёк...»), придуманы автором, но передают при этом подлинную атмосферу времени. Авторская ирония подчёркивает трагизм происходящего.


III. Пересказ содержания рассказа


Пересказ необходим, чтобы понять композицию, последовательность событий, причинно-следственные связи. Здесь можно остановиться на жанровой природе произведения.

1. К какому жанру можно отнести произведение Лескова «Человек на часах»?

2. В чём анекдотичность случившегося?

3. Какой эпизод положен в основу рассказа?

4. Какие поступки героев на первый взгляд оказываются странными, лишёнными смысла?

5. Поясните слова «офицер инвалидной команды» (офицер, дежурящий по району), «гуманист», «карцер», «обер-полицмейстер» (начальник полиции), «лазарет», «либерализм» и дайте толкование образным выражениям «пойдёт горячка», «всякая вина виновата», «сам владыка», «выйти сухим из воды», без которых понимание произведения будет неполным.

IV. Беседа по вопросам

Беседа поможет понять поступки и состояние персонажей:

1. Подумайте, чем встревожен каждый из героев.

2. Что объединяет всех «провинившихся»?

3. Как мог быть решён вопрос с Постниковым, спасшим человека?

4. Как на самом деле была разрешена случившаяся ситуация? Познакомьтесь с комментариями к рассказу.

5. Почему подвиг другого офицера был представлен царю как спасение им погибающего?

6. Какие чувства испытывает каждый из героев рассказа?

7. Как сложилась судьба Постникова? Почему наказан герой?

8. Для чего подполковник Свиньин навещает героя в лазарете и даёт ему фунт сахару и четверть фунта чаю? Почему солдат доволен и благодарен?

V. Обобщение и подведение итогов урока.

Следует в заключение остановиться на смысле названия, объяснить, почему оно было изменено (вместо «Спасения погибавшего» — «Человек на часах»), пояснить авторскую позицию: «Я думал о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы оно ни было».

VI. Подготовка к письменной работе сопоставительного характера «Левша и Постников: сходство и различия».

Примерные вопросы для сопоставления:

1. Какими людьми были левша и Постников?

2. В каких поступках выявляются лучшие качества героев?

3. О чём хотел сказать читателю Н. С. Лесков, повествуя о судьбах левши и Постникова?

4. Какие чувства вызывают рассказы о судьбах левши и Постникова?

VII. Домашнее задание:
завершить письменную работу «Левша и Постников: сходство и различия».

Следующие уроки: Урок 46. Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя. >>>


 
Павлинов П. Я. Иллюстрация к рассказу Н. С. Лескова "Человек на часах"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика