Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Литература
 
 Главная
 
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912 г.
Источник: Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М.: Сов. Россия, 1971
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 61. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»

* Урок 62. Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор»[2]


УРОК 61
Урок 61. Рассказ А. И. Куприна
«Чудесный доктор»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. И. Куприна и особенностями святочного рассказа.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; работа над техникой чтения; беседа по вопросам учебника.
Термины: прототип, святочный рассказ.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о жизни и творчестве А. И. Куприна,
реальной основе его рассказа «Чудесный доктор».

II. Чтение статьи учебника
о биографии и творчестве А. И. Куприна.

III. Чтение и анализ
рассказа «Чудесный доктор»

с использованием вопросов и заданий 1, 4, 5 учебника.

Чтение комментариев может быть дополнено сведениями о реальном прототипе главного героя, возвращением к материалам статьи о писателе, разговору о том, что основой для многих литературных произведений стали подлинные события, свидетелем которых становился писатель.

Проверку техники и темпа чтения можно совместить с анализом композиции произведения, разделив его на примерно равные части, к каждой из которых следует подобрать вопросы, проверяющие степень усвоения содержания прочитанного:

1. В каком городе происходит действие рассказа?
2. Как мальчики оказались у витрины магазина?
3. О каком празднике напоминает украшенный огород?
4. Как далеко от освещённого огнями центра живут мальчики?
5. Как давно семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении?
6. Сколько детей в семье?
7. Как зовут детей?
8. Какое поручение матери не было выполнено и почему?
9. Что прочла жена в глазах вернувшегося домой мужа?
10. С чего начались беды семьи?
11. Какова была главная цель блужданий Мерцалова по городу?
12. Где оказался неожиданно для себя Мерцалов?
13. Какая страшная мысль пришла ему в голову?
14. Что в словах незнакомца привело Мерцалова в состояние «отчаянной злобы»?
15. Почему Мерцалов доверился незнакомцу?
16. Что в голосе незнакомца заставило и Елизавету Ивановну подчиниться ему?
17. Какой сюрприз ждал Мерцаловых после ухода незнакомца?
18. Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя?
19. Как сложились в дальнейшем судьбы членов семьи Мерцаловых?

IV. Заключительное слово учителя
об особенностях святочного рассказа и признаках святочного рассказа в «Чудесном докторе».[3]

V. Домашнее задание:

выполнить задания 6, 7 и 8 учебника.

Индивидуальные задания:

выполнить индивидуальное задание 1 или 2 (по выбору учащихся).

УРОК 62*
Заглавный образ в рассказе
«Чудесный доктор»

Задачи:
повторить сведения о заглавном образе литературного произведения; закрепить навыки работы над сочинением о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему.
Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы; отзывы о сочинении одноклассника; чтение фрагментов святочных рассказов.
Термины: заглавный образ, прототип, святочный рассказ.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания,

отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий, посвящённых традиции святочного рассказа в русской литературе.

II. Чтение фрагментов святочных рассказов,
знакомых и незнакомых шестиклассникам («Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, «Зверь» Н. С. Лескова, «Тапёр» А. И. Куприна, «Ёлка» К. М. Станюковича и др.).

Можно вспомнить о том, что Святки, период с Рождества до Крещения, были всегда самым большим праздником, особенно любимым детьми, что эти праздничные дни связаны со знаменательными событиями библейской истории, произошедшими в Вифлееме.

III. Чтение и анализ сочинений учащихся
о «чудесном докторе» с выражением собственного отношения к герою.

IV. Заключительная беседа
о заглавном образе рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор».

V. Домашнее задание:

прочитать один из святочных рассказов и нарисовать иллюстрации к этому рассказу.

Следующие уроки: Урок 63. Сочинение о персонаже литературного произведения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Один из ранних рассказов А.И.Куприна «Чудесный доктор был впервые напечатан в рождественском номере (25 декабря) газеты «Киевское слово» в 1897 году.
Этому произведению присущи основные признаки святочного или рождественского рассказа. Святки – праздничное время от Рождества Христова до Крещения (с 25 декабря до 6 января по старому стилю). В дни праздников святочные рассказы и сказки, действие которых, как правило, происходит накануне Рождества, такие как «Девочка со спичками» Х.К.Андерсена, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского, «Ванька» А.П.Чехова, напоминали читателям о тех, кто беден и нуждается в сочувствии и помощи. Нередко в таких произведениях беднякам помогает волшебная чудесная сила (как в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»).
В рассказе А.И.Куприна тоже происходит чудо, но писатель подчеркивает, что описал совершенно достоверную историю (первоначально рассказ имел заголовок «Истинное происшествие»). См. также страницу "Святочные рассказы в русской и зарубежной литературе". (вернуться)

 
Винокуров Б. К. Иллюстрация к рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор".
М.: Диафильм, 1954
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика