Повесть М. Горького «Детство»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. М. Горького
работы Н. А. Павлова. 1938 г.
 
 
 
 
 
 
 
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
 
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 56. Повесть М. Горького «Детство»

Урок 57. Образы бабушки и деда Каширина

Урок 58. Образ Алёши


УРОК 56
Повесть М. Горького «Детство»

Задачи:
развивать представления учащихся об автобиографическом произведении на примере повести М. Горького; рассмотреть особенности изображения внутреннего мира ребёнка; познакомиться с главными и второстепенными персонажами повести, образом повествователя.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выразительное чтение фрагментов повести; ответы на вопросы учебника; комментированное чтение.
Термины: автобиографическая повесть, трилогия, главные и второстепенные персонажи.

Этапы урока:

I. Рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького

может быть продолжен чтением вступительной статьи учебника, работой по вопросам:

1. Каким было детство писателя?
2. Почему именно псевдоним Горький выбирает писатель?
Дополнительно можно обратиться к рассмотрению портрета писателя,
рассказать о людях, окружавших писателя в детские годы.

II. Чтение комментариев к повести «Детство»
можно дополнить сообщением о посвящении книги сыну, а также чтением фрагментов глав повести, их пересказом.

Важно обратить внимание на то, что рассказ о детстве начинается с описания смерти, что в повести М. Горького описана совсем иная социальная среда, здесь много тёмных, жестоких моментов.

Можно ввести понятие «свинцовые мерзости жизни» и попытаться объяснить смысл этого страшного образа. Возможен просмотр фрагментов кинотрилогии по автобиографическим произведениям М. Горького (Фильм «Детство Горького»; режиссёр М. Донской, 1938).

Далее следует беседа по вопросам:

1. Вопрос 1 учебника.
2. Кого из персонажей повести вам было особенно жалко?
3. Кто из персонажей повести больше других близок Алёше и почему?
4. Как чувствует себя Алёша в доме деда Каширина?
5. От чьего лица ведётся повествование в произведении?

III. Словарная работа
направлена на объяснение слов и выражений, которые необходимы для анализа проблематики повести: «внутренний мир», «мироощущение», «гуманизм», «жизнелюбие», «одарённость», «мудрость» и др.

IV. Чтение и анализ фрагментов повести.

Выразительное чтение IV главы можно предварить указанием на наличие в повести двух голосов, двух взглядов на жизнь: ребёнка и взрослого.

Здесь важно понаблюдать, в чём позиции взрослого повествователя и ребёнка сходятся, а в чём расходятся.

Вопросы и задания:

1. Расскажите о семье деда, особенностях взаимоотношений в его доме.
2. Вопросы 2, 3 учебника.
3. Назовите главных героев повести.
4. Сколько частей можно выделить в прочитанной главе?
5. Как связано повествование в первой и второй частях главы?
6. Как вы думаете, почему Горький хотел назвать повесть «Бабушка»?
7. Какую роль в формировании мироощущения Алёши сыграла бабушка?
8. Какие истины уже с детских лет усвоил Алёша?
9. Какие события жизни, образы остаются в памяти героя навсегда?
10. Почему нравился герою бабушкин Бог?
11. Какие интонации звучат в рассказе героя, в молитве бабушки?
12. Какие сильные стороны характера бабушки раскрываются в её молитве за дом, общении с дедом, сцене пожара?

V. Обобщение представлений учащихся
об автобиографическом произведении.


Можно предложить учащимся ещё раз обратиться к чертам автобиографических произведений:
теме детства, изображению становления характера, наличию реальных прототипов, отражению событий биографии самого писателя, особой роли образа повествователя.

Сопоставление двух автобиографических произведений
можно провести по следующим вопросам:

1. В чём сходство и в чём различия в изображении детства в повестях Л. Н. Толстого и М. Горького?
2. Что находится в центре внимания каждого из писателей в его повести?
3. К каким выводам приводят читателей Л. Н. Толстой и М. Горький?

VI. Домашнее задание:

подготовить устный рассказ об одном из героев повести М. Горького «Детство».

Индивидуальные задания:

выполнить индивидуальное задание 2 учебника.



УРОК 57
Образы бабушки и деда Каширина

Задачи:
обсудить смысл названия повести и приёмы создания образов бабушки и деда Каширина; развивать представления учащихся об автобиографическом произведении; закрепить навык составления речевой характеристики персонажа.
Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; заочная экскурсия; работа с иллюстрациями к повести; сопоставительный анализ образов персонажей; работа с цитатами.
Термины: речевая характеристика, портрет.

Этапы урока:

I. Обсуждение смысла названия повести

можно начать с чтения воспоминаний, фрагментов писем писателя (см. ниже),
обращения к фактам его биографии:

1. К какому сословию относилась семья Кашириных?
2. Кем был дед писателя?
3. Какие черты характера деда правдиво описаны Горьким в повести?
4. Чем особенно запомнилась внуку бабушка?
5. Кем была бабушка в молодости?
6. Почему именно бабушка и дед оказали огромное влияние на внука?
7. Чем жанр автобиографической повести был интересен для писателя?

Важно остановиться на том, что в доме деда для будущего писателя началась новая жизнь.

Грубое озорство, издевательства над слабыми, бессмысленная, пьяная жестокость отличали быт мещанства. Эти нравы царили и в семействе Каширина, хозяина красильного предприятия, на котором работали и два его взрослых сына. Отца будущего писателя не любили, как и его сына, но Алёша Пешков как мог сопротивлялся нравам семьи Кашириных.

Бабушка Горького, Акулина Ивановна Каширина, была светлым образом. В молодости она была балахнинской кружевницей; кружевницы эти славились в равной мере и своим ремеслом, и своими песнями. Память её удерживала огромное количество стихов. Мальчик любил слушать её песни, сказки и были.

М. Горький вспоминал: «…я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

Мать не имела большого влияния на сына. Она надолго уходила из семьи Кашириных, оставляя его на попечение деда. Мальчик обучался здесь церковнославянской грамоте.

Дед был доволен успехами внука, находя, что «память у него — каменная, коли что высечено на ней, так уж крепко». Однако и мать приложила руку к его обучению: купила «родное слово», и по этой книге Алексей «одолел в несколько дней премудрость чтения». Но мать стала требовать, чтобы он всё больше заучивал стихов на память, и с этого начались их взаимные огорчения: «…память моя всё хуже воспринимала эти ровные строки, и всё более росло, всё злее становилось непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова… — ненужные слова являлись целыми роями и быстро спутывали обязательное, книжное».

Народную словесность, ту, что он слышал от бабушки, мальчик запоминал легко и в очень большом объёме. Он мог на память читать народные сказания и былины.

II. Анализ образов бабушки и деда Каширина
можно начать с описания дома Кашириных.


Здесь стоит провести заочную экскурсию в музей «Домик Каширина» ( Музей открыт 1 января 1938 года в Нижнем Новгороде. Здесь воссоздана композиция дома деда и бабушки писателя, где он жил с 1871 по 1872 год.), ещё раз остановиться на вопросах о том, где и как жила семья, какова была общая атмосфера в доме.

При рассмотрении образов бабушки и деда можно разделить класс на две группы, попросив подобрать фрагменты, характеризующие героев, отметить значимые детали в создании образов.

Рассмотрение иллюстраций к повести, чтение фрагментов, в которых раскрываются образы бабушки и деда (истории героев, портреты, отношение к миру и окружающим, особенности речи и движений), помогут выделить приёмы создания образов, отметить главные черты характеров.

Учителем могут быть подобраны и другие фрагменты повести, помогающие более ярко представить анализируемые образы (пляска бабушки, портрет бабушки в первой главе и др.).

Обсуждение подготовленных материалов можно начать с постановки задачи — не просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и характера Алёши.

В процессе работы учащиеся постоянно возвращаются к тексту повести, осуществляется активная коммуникация:

1. Докажите, что бабушка действительно напитала внука «крепкой силой для трудной жизни».
2. Обоснуйте губительность власти, грубости и жадности деда Каширина. Объясните, в чём проявляется неоднозначность этого образа.

Можно использовать вопросы 4—8, 10 учебника, а также дополнительные вопросы и задания:

1. Что является определяющим в отношении бабушки к жизни?
2. Перескажите историю жизни бабушки. Меняется ли бабушка на протяжении жизни?
3. В чём истоки её жизнелюбия, доброго отношения к миру и людям, умения стойко переносить несчастья, быть надёжной опорой другим?
4. Каким качествам характера можно учиться у Акулины Ивановны?
5. Что привлекало Алёшу в бабушке?
6. Объясните, в чём причина покорности бабушки деду Каширину.
7. Подумайте, почему свою семью в повести бабушка называет «неразумным племенем».
8. Как можно объяснить жестокость деда Каширина?
9. Чьё отношение к жизни ближе и понятнее герою?

III. Анализ речевой характеристики персонажей
необходимо начать с объяснения того, как через речь раскрываются черты характера героя.

Далее обращаемся к вопросу 9 учебника.
На доске (и в рабочих тетрадях) выписана цитата:
«По миру пущу… Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачёт пойдёт! Ты знай: когда свой, родной бьёт — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня… так били, что ты этого в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам Господь Бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошёл до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям».

Шестиклассники выполняют задания,
связанные с дополнением характеристики персонажей на основе анализа их речи:

1. Какому персонажу повести принадлежат эти слова? Что можно сказать по речи об этом персонаже?
2. Подберите пример речевой характеристики бабушки. Чем отличается от неё характеристика, данная повествователем?

В заключение отмечается, что к речевой характеристике относится и непосредственно речь героя, и её восприятие повествователем.

IV. Обобщение и выводы
можно сделать на основе таблицы,

иллюстрирующей результаты сопоставительной характеристики бабушки и деда Каширина
(портрет, характер, речь, отношение к окружающим, отношение друг к другу, восприятие героя-рассказчика, авторское отношение к героям).

Отчёт о выполнении индивидуального задания 4 учебника также подведёт к выводу о том, как доброта, сердечность, сострадание, сила характера бабушки и суровая школа жизни деда Каширина становятся основой формирования личности Алёши.

V. Домашнее задание:

прочитать эпизоды, характеризующие отношение Алёши к жизни и дому Кашириных.

Индивидуальные задания:

выполнить индивидуальные задания 1 (устно), 4 (письменно).



УРОК 58
Образ Алёши

Задачи:
рассмотреть образ главного героя повести и средства его создания; развивать представления учащихся об авторской позиции и способах её выражения в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; ответы на вопросы учебника; подбор цитат; характеристика героя; викторина по содержанию повести.
Термины: повесть, главный герой, второстепенные персонажи, идея произведения, авторская позиция.

Этапы урока:

I. Рассказы учащихся о главном герое повести

от третьего лица могут опираться на записанный на доске план:

1. Алёша — главный герой повести.
2. Жизнь в семье деда Каширина.
3. Общение с бабушкой, отношение к бабушке.
4. Восприятие героем других членов семьи Кашириных и отношение к ним героя.
5. Общение мальчика с дедом Кашириным, отношение мальчика к нему.

II. Проверка домашнего задания,
чтение фрагментов, характеризующих отношение героя к жизни и дому Кашириных, помогут понять характер Алёши.

Дополнительные вопросы для обсуждения:

1. Какие события особо запечатлелись в памяти мальчика?
2. Что необычного можно отметить в повествовании героя о происходящем?
3. Что нравится Алёше в бабушке? Что он не мог понять в ней?
(Важно отметить несовпадение оценок положения в доме бабушки и рассказчика. Бабушка говорит: «Всё хорошо!..» Мнение рассказчика совсем иное: «Трудно было признать, что в доме всё хорошо…» Можно остановиться также на двойственном отношении героя к мастеру Григорию, отметить, что унижение, слабость и бессилие порождают страшного тирана и мучителя в человеке, которого постоянно унижают.)
4. Почему бабушка не озлобляется на мир, несмотря на тяжёлую жизнь?
5. Что Алёша активно не принимает в своём деде?
6. Попытайтесь объяснить слова писателя: «И ведь не про себя я рассказываю…» (М. Горький.)

Далее следует обратиться к проверке индивидуального задания 1 учебника, сопоставлению того, как раскрывается тема детства в повестях Л. Н. Толстого и М. Горького.

III. Викторина на знание текста
повести М. Горького «Детство».


Учащимся предлагается подготовить свои вопросы и задания для одноклассников, например:

1. Какие обращения звучат в речи бабушки, когда она говорит с внуком?
(Разбойник, голуба душа, Редькин сын, Олёша, Лёня.)
2. В какие дни всегда особенно долго молится бабушка?
(В дни огорчений, ссор и драк.)
3. Чего больше всего на свете боялась бабушка?
(Чёрных тараканов.)
4. Продолжите сообщение деда о пожаре: «Ну, мать…»
(«…посетил нас Господь, — горим!»)
5. Кого бабушка во время пожара называет «мышонком»?
(Лошадь.)
6. Продолжите слова деда, сказанные им бабушке после пожара: «Милостив Господь бывает до тебя…»
(«большой тебе разум даёт».)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:


написать сочинение на тему «Образ бабушки в повести М. Горького “Детство”».

2) прочитать фрагмент повести Ф. А. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда».

Следующие уроки: Урок 59*. Повесть Ф. А. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)
________

М. ГОРЬКИЙ О СЕБЕ:

«Родился в 1868 г... в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика... Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине — слободе.

По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтыри и часослову. Из „мальчиков“ сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимаясь усердно чтением...

На пароходе, когда был поваренком, на образование мое сильно влиял повар Смурый... он возбудил во мне интерес к чтению книг...

После 15 лет возымел я свирепое желание учиться, с какою целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято, вследствие чего я поступил в кре́ндельное заведение, по 3 рубля в месяц... В Казани близко сошелся и долго жил с „бывшими людьми“[3]. <...> Работал на Устье, пилил дрова, таскал грузы и, прибавим, почитывал всевозможные книжки».

В 1913 году он пишет первую часть автобиографии — «Детство» в 1916-м — продолжает ее, описывая уже свою тяжелую трудовую жизнь, — «В людях», а в 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью «Мои университеты».

«Eгo биография, — пишет Павел Максимов[4], — ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем дум, всемирно известным писателем...»

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И ПИСЕМ...
М. Горький


... «Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил мне: «Не писать же мне в литературе — Пешко́в».

Долго беседуя со мной, он рассказывал о своих путешествиях, отдельных жизненных эпизодах. Биографии своей почти не касался, ничего не говорил о пережи́том. Рассказчик Алексей Максимович был замечательный.
А. Калюжный

...Я с детства видел бессмысленную жестокость и непонятною мне вражду людей, был поражен тяжестью труда одних и животным благополучием других...
М. Горький. «О том, как я учился писать»

...Книги... показывали мне иную жизнь — жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям...

...Для меня книга — чудо, в ней заключена душа написавшего ее; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною.
М. Горький. «В людях»

Нередко я плакал, читая, — так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
М. Горький. «Как я учился»

3. Бывшие люди — бродяги, нищие, воры. (вернуться)

4. Павел Хрисанфович Макси́мов – молодой человек, написавший Горькому письмо, которое вызвало длительную переписку. Впоследствии писатель, автор книги «О Горьком. Письма А. М. Горького и встречи с ним». (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика