Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах»
Литература
 
 Главная
 
«Песнь о Нибелунгах»
Das Nibelungenlied
Конец второй и начало третьей авентюры "Песни о Нибелунгах"[3]
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА
 
ОБРАЗ ЗИГФРИДА
в «Песни о нибелунгах»

3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 7. Героический эпос. Образ Роланда

Урок 8. Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах»

* Урок 9. Герои финского эпоса «Калевала»[2]


УРОК 8
Образ Зигфрида
в «Песни о нибелунгах»

Задачи:
обогатить представления шестиклассников о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера; закрепить навыки выразительного чтения.
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ фрагментов поэтического текста; выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: рыцарский героический эпос, герой, культурный герой.

Этапы урока:

I. Вводная беседа

на выявление особенностей восприятия учащимися отрывков из «Песни о нибелунгах».

Можно использовать вопросы 1 и 2 учебника, обращающие шестиклассников к описанию средневекового замка и главных героев.

Дополнительные вопросы:

1. Понравились ли вам отрывки из «Песни о Роланде», которые вы самостоятельно прочитали дома?
Возникли ли сложности при чтении? Что было непонятно?

Учащимся следует сказать о том, что отрывки из «Песни о Роланде» даны в современном переводе, поэтому язык поэмы им в основном понятен и не вызывает особых затруднений при чтении.

2. Что вам показалось особенно интересным в описании жизни средневековых рыцарей?

3. Что вам известно об эпохе Средневековья? Каково ваше представление об этом историческом времени? Каким оно было?

4. Кто из персонажей «Песни о нибелунгах» вызвал ваши симпатии? Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой создатели произведений героического эпоса?

II. Комментированное чтение и анализ фрагмента
«О том, как Зигфрид был убит»
(см.: Авентюра XVI. О том, как Зигфрид был убит)
с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника,
а также дополнительных вопросов и заданий:

1. В описании Зигфрида особо подчёркивается, причём неоднократно, его красота. Однако можно ли представить себе внешний облик героя? Докажите, что и в этом произведении героического эпоса отсутствуют портретные описания.

2. Что общего в описании «неистового» Роланда и «рьяного» Зигфрида? Чем отличаются друг от друга эти герои?

3. Какие сложности, противоречия отмечены в характеристике Зигфрида? Сделайте вывод о том, чем отличается этот герой от фольклорных (сказочных) персонажей. Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш вывод.

Шестиклассники уже сопоставляли персонажей фольклорных и литературных сказок (например, при изучении сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» в 5 классе).

В «Песни о нибелунгах» они могут найти краткие психологические характеристики Зигфрида, отличающие этого героя от фольклорных персонажей, и даже небольшой внутренний монолог:

<…> Взор Зигфрида туманили то счастье, то слеза.
Он сокрушённо думал: «Напрасные мечты!
Меня своей любовью не осчастливишь ты,
А без тебя в могилу сведёт меня тоска».
То в жар, то в дрожь от этих дум бросало смельчака.

III. Выразительное чтение фрагментов «Песни о нибелунгах»
(по выбору учащихся) с учётом основной исполнительской задачи — передать при чтении любование героем, восхищение его красотой и мужеством, отвагой и благородством.

IV. Работа с иллюстрацией к «Песни о нибелунгах»,
помещённой в учебнике (репродукция картины К. Васильева «Зигфрид»; см. репродукцию ниже).

Шестиклассникам предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Таким ли вы себе представляли Зигфрида? Как бы вы нарисовали его? Нарисуйте его портрет словами.

2. Какое воинское снаряжение было у Зигфрида? Найдите примеры из текста, которые помогли бы вам нарисовать портрет «воителя».

Можно предложить шестиклассникам нарисовать свои иллюстрации к «Песни о нибелунгах».

V. Домашнее задание:

прочитать фрагменты из карело-финского эпоса «Калевала» («Создание Сампо кузнецом Ильмариненом», «Бой за Сампо»).

Индивидуальные задания:

1) выполнить индивидуальные задания 5, 6 учебника (по выбору);

2) подобрать или подготовить собственные иллюстрации к «Калевале».

Следующие уроки: Урок 9. Герои финского эпоса «Калевала» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Авентюра — слово (германизм), которым обозначаются главы в «Песне о Нибелунгах», состоящей из 39 авентюрр. (вернуться)

4. В 1910–1911 годах Артур Рэкхем нарисовал большую серию иллюстраций к «Кольцу нибелунга» Рихарда Вагнера и получил золотую медаль на международной выставке в Барселоне.
«Кольцо нибелунга» (нем. Der Ring des Nibelungen, Nibelungen – дети тумана) – название цикла из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, на исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах»:
Золото Рейна (Das Rheingold),
Валькирия (Die Walküre),
Зигфрид (Siegfried),
Сумерки богов (Götterdämmerung). (вернуться)

 
Зигфрид. Иллюстрация К. А. Васильева к тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».
Р. Вагнер в этой музыкальной драме взял за основу «Сагу о Вользунгах», повествующую о пределах Зигфрида, древненемецкую «Песнь о Нибелунгах» и сборник древних германских поэм «Книгу о героях».
Третью оперу цикла «Кольцо нибелунга», «Зигфрид», Васильев проиллюстрировал графическим портретом главного героя.
В величественной фигуре Зигфрида мы видим силу и красоту возрожденного героического язычества. Зигфрид звонко трубит в свой рог, вызывая достойного соперника на бой. На плечах его волчья шкура, в правой руке обнаженный меч, выкованный им из обломков Зигмундова меча — священная память об отце.
Этот портрет, являясь единственной иллюстрацией к опере «Зигфрид», завершает всю серию из семи графических работ Васильева, посвященную тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».
(вернуться к уроку)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Брунгильда. «Кольцо нибелунга»
Иллюстрация А. Рэкхема[4]
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика