Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Литература
 
 Главная
 
А. А. Перовский.
Портрет работы К. Брюллова, 1836 г.
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
 
5 ЧАСОВ

5 класс[1]


Урок 8. Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Урок 9. Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Урок 10. Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Урок 11. Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»

* Урок 12. Урок внеклассного чтения по литературным сказкам[2]


Антоний Погорельский
(1787-1836)
2 часа


УРОК 8
Сказка А. Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители»

Задачи:
обобщить знания пятиклассников о литературной сказке и её отличиях от фольклорной сказки; закрепить навыки устного пересказа; познакомить с историей создания сказки А. Погорельского.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника, работа с иллюстрациями.
Термины: литературная сказка, фольклорная сказка.

Этапы урока

I. Представление новой темы
и основных целей её изучения.


Это первый обзор в программе 5 класса, поэтому следует сказать
об особенностях работы по обзорным темам, которые нацелены,
во-первых, на расширение круга чтения,
а во-вторых, позволяют познакомиться с отдельными литературными жанрами, распространёнными в мировой литературе образами, темами.

II. Чтение вступительной статьи,
обобщение знаний пятиклассников
о литературной сказке.


Материалы статьи (на это она как раз и нацелена) дополняются другими примерами, а выводы об отличии литературной сказки от сказки фольклорной в хорошо подготовленном классе могут быть сделаны и на основе предшествующего читательского опыта учащихся.

В последующем анализ, возможно, уже известных многим пятиклассникам литературных сказок поможет сделать некоторые выводы и об отличии литературы как искусства слова от народной словесности.

III. Слово о писателе
или чтение материалов
биографии А. Погорельского,
помещённой в учебнике
.


На уроках-обзорах биографические сведения отбираются особенно тщательно. В данном случае важно обратиться к тем фактам биографии писателя, которые связаны с историей создания сказки и её автобиографической основой.

Дополнительный материал об этом содержится в комментариях к произведению, с которыми пятиклассники знакомятся самостоятельно (при первоначальном знакомстве с текстом) и к которым они возвращаются на уроке.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на следующие моменты:
настоящее имя писателя (Алексей),
местонахождение пансиона, в котором он учился (Петербург),
имя племянника (Алексей), для кого и была написана сказка.

Обсуждение вопроса о том, с какой целью она могла быть создана, предстоит на следующем уроке.

IV. Чтение и анализ
сказки А. Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители».


Работа с текстом произведения строится на основе вопросов 1—6 учебника
(сначала читаются необходимые фрагменты: зачин сказки, описание жизни Алёши в пансионе и отношения к нему детей и наставников и др.).

При ответе на вопрос 1 важно обратить внимание на единственный формальный признак сказочного зачина в первом предложении («жил-был») и на чётко обозначенное в самом начале присутствие повествователя («я, может быть, поговорю с вами пространнее…», «как уже вам сказывал…»).

На уроках по сказке А. Погорельского можно специальное время выделить на проверку техники, темпа и выразительности чтения.

V. Работа с иллюстрациями
к сказке А. Погорельского.


Пятиклассникам предлагается выбрать наиболее понравившуюся им иллюстрацию
и ответить на вопросы:

1. Таким ли вы себе представляли Алёшу? Как бы вы нарисовали его? Нарисуйте его портрет словами. Есть ли в сказке описание внешности мальчика? Найдите это описание.
Эпизод после спасения Чернушки: «Алёшу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шёлковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперёд по обе стороны груди».

2. Таким ли вы себе представляли подземное царство и его жителей? Попытайтесь описать его словами. Найдите его описания в тексте сказки.

Можно предложить пятиклассникам нарисовать свои иллюстрации к сказке А. Погорельского и представить их на конкурс иллюстраций (к уроку внеклассного чтения по литературным сказкам).

VI. Домашнее задание:

ответить устно на вопросы 7, 8 по сказке А. Погорельского.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 3 и составить подобные задания для одноклассников по тексту сказки.



УРОК 9
Авторская позиция в сказке А. Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители»

Задачи:
продолжить знакомство с особенностями литературной (авторской) сказки; формировать начальное представление об авторской позиции и способах её выражения в произведении.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов сказки; проверка знания содержания сказки; ответы на вопросы учебника.
Термины: литературная сказка, автор, повествователь, авторская позиция.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания.


Учащиеся, выполнявшие индивидуальные задания 2 и 3, отвечают на вопросы учебника и предлагают одноклассникам свои вопросы, основная цель которых — проверить, насколько внимательно была прочитана сказка, не ушли ли из поля зрения важные детали.

Задача учителя — прокомментировать вопросы, отметить, почему следует обратить внимание на эти детали.

Примерные вопросы,
которые могут быть предложены учащимся в дополнение к тем, что они подберут сами:

1. Что известно о родителях Алёши? Где они жили? Вспомните, что на праздничный стол по случаю приезда в пансион директора училищ подавали «киевское варенье». Случайно ли именно перед этим словосочетанием поставлено многоточие? На что мог намекать повествователь?
2. Почему забор, весь усеянный дырочками, казался Алёше волшебным? Откуда в действительности появились эти дырочки?
3. Что означают слова «бекеша», «шандал»? Объясните значение словосочетания «империал, составляющий всё его имение».
4. Что в сказочном подземном царстве напомнило Алёше о реальной жизни в пансионе? Почему лошади и рыцари были там «ненастоящими»?
5. Какому наказанию, широко использовавшемуся в учебных заведениях в давние времена, подвергли Алёшу? Что такое розга?

II. Чтение и анализ сказки А. Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители».


Работа с текстом строится на основе вопросов 7—11 учебника (при этом читаются необходимые фрагменты: необыкновенные успехи Алёши в учебе, эпизод с учителем, последняя встреча с Чернушкой и др.).

При ответе на вопросы 7 и 8 даётся начальное представление об авторской позиции в литературном произведении, в котором (в отличие от фольклорных произведений) находит воплощение взгляд на жизнь, характеризующий конкретного человека (автора).

В 5 классе возможно лишь обозначение разницы между «биографическим автором» (писателем А. Погорельским, с биографией которого мы познакомились) и «образом автора» (в данном случае с неким повествователем, поведавшим нам историю об Алёше).

Уже на предыдущем уроке речь шла о прямых оценках повествователем событий и героев. Ученики могут привести и другие примеры того, как он сочувствует Алёше, осуждает, жалеет мальчика:
«важничал перед другими»; «но, к несчастью, самолюбие так в нём было сильно, что заглушало голос совести»; «Куда! Наш Алёша и не думал об уроке!»; «Увы! бедный Алёша не знал…» и др.

На этом уроке можно продолжить проверку техники, темпа и выразительности чтения. На это уйдёт дополнительное время: чтение пятиклассников необходимо не только оценить, но и прокомментировать, дать рекомендации (предпочтительнее индивидуальные).

III. Беседа об образах сказки,
которая ставит своей целью не характеристику образной системы или отдельных образов, а преимущественно выявление читательских симпатий и антипатий.

Эта беседа подведёт к обобщению по теме урока:

1. Какой образ в сказке вам показался самым ярким, запоминающимся? Почему, как вы думаете?

2. Какие образы в сказке можно назвать главными? Какие из них напоминают вам об образах народной сказки? Вспомните заглавие сказки и ее подзаголовок.

При обсуждении этого вопроса важно обратить внимание на виды образов,
представленные в сказке А. Погорельского:

образ персонажа (Алёша), фантастический образ сказочной птицы (Чернушка),
собирательный образ обитателей подземного царства,
образ волшебного предмета (конопляное зёрнышко).

3. Какие ошибки совершил Алёша? Чем похож он на сказочного персонажа, нарушившего запрет? Чем отличается от традиционного сказочного героя? Хотелось бы вам дружить с таким мальчиком? Напишите письмо Алёше, в котором попытайтесь выразить своё отношение к происходящим в его жизни событиям (индивидуальное задание 4 учебника). Как вы думаете, в какой момент Алёше особенно важно было получить такое письмо?

4. Что вы можете сказать о повествователе? Каким вы его себе представляете (возраст, образование, положение в обществе, характер)? Как всем ходом повествования создаётся образ автора, мудрого и доброго человека?

IV. Заключительная беседа
о художественных особенностях
литературной сказки А. Погорельского,

её развлекательном и в то же время поучительном характере (с использованием вопросов 9—11 учебника).

V. Домашнее задание:

1) прочитать статью о Х. К. Андерсене;

2) прочитать сказку «Снежная королева».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4 или 5 к сказке А. Погорельского (задание к уроку внеклассного чтения).

Следующие уроки: Урок 10. Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева» >>>


ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(Статья из учебнка)

Первые сказочные истории пришли к нам из глубокой древности и складывались в связи с мифологией и фольклором. Сказка как жанр прошла длительный путь своего становления.

Литературная, или авторская, сказка – сказка, созданная писателем. Она ведёт своё начало от народной сказки. Темы, сюжеты, герои литературных сказок часто напоминают нам о темах, сюжетах и героях народных сказок. Однако писатели внесли в сказочный жанр много нового, оригинального.

Жанр литературной сказки возник в XIX веке. Он связан с хорошо знакомыми вам именами: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. П. Ершов – в России, Шарль Перро – во Франции, Вильгельм Гауф и братья Якоб и Вильгельм Гримм – в Германии, Ханс Кристиан Андерсен – в Дании.

Чем же отличаются народные (фольклорные) сказки от литературных (авторских)?

1. Создателем литературной сказки является автор, чьё отношение к происходящему и отдельным героям может проявиться в тексте, как это бывает в любом другом литературном произведении.

2. После публикации текста авторской сказки уже исключено появление её вариантов. Правда, возможны подражания, переработки или, например, инсценировки, но это уже совсем другие произведения.

3. Авторская сказка написана литературным языком, в то время как в фольклорной сказке преобладает разговорная речь и даже присутствуют просторечные выражения (вспомните сказку «Жена-доказчица»).

4. В авторской сказке нарисованы более сложные характеры. Здесь нет однозначного деления на положительных и отрицательных персонажей, как в народной сказке.

5. Литературная сказка, в отличие от народной сказки, не всегда может иметь благополучный финал (например, «Русалочка» X. К. Андерсена).

6. Авторская сказка может быть не только прозаической, но и стихотворной (например, «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина).

Литературная сказка имеет множество разновидностей. Она может быть волшебной, бытовой, приключенческой, юмористической, сатирической, научно-фантастической. Некоторые литературные сказки называют сказочными повестями, а сказки, созданные специально для постановки на сцене, – пьесами-сказками.

Литературная сказка была необычайно популярной и в XX веке. Вы можете самостоятельно продолжить список самых известных сказок русских и зарубежных авторов: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова, «Старик Хоттабыч» Л. И. Лагина, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен, «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна. К этим и другим сказочным образам обращались не только писатели, но и художники, композиторы, драматурги, кинематографисты.
(вернуться к уроку)


Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ
1787–1836

(Статья из учебнка)

Антоний Погорельский (настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский) – писатель, автор рассказов и повестей, популярных в первой половине XIX века.

Фамилия Перовского происходит от названия подмосковного имения графа А. К. Разумовского – Перово, где будущий писатель провёл детство. Он получил прекрасное образование, окончил пансион в Петербурге, слушал лекции в Московском университете, получил звание доктора философии и словесных наук. Писатель свободно владел немецким, французским и латинским языками. Имея возможность блестящей служебной карьеры, Перовский, вопреки воле отца, отправляется на Отечественную войну 1812 года, принимает участие в партизанском движении.

После войны Перовский некоторое время живёт в Германии, где знакомится с немецким писателем Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, автором всемирно известной сказки «Щелкунчик и Мышиный король». С 1822 года он поселяется в своём небольшом имении Погорельцы, где посвящает себя литературной деятельности. От названия имения происходит литературный псевдоним[3] писателя – Антоний Погорельский.

В Погорельцах Перовский занимается воспитанием племянника – Алёши Толстого, который станет впоследствии известным поэтом, писателем и драматургом Алексеем Константиновичем Толстым (1817–1875), с чьим творчеством вы начнёте знакомиться уже в этом году. Именно здесь Перовский пишет для своего племянника знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». С 1833 года А. Погорельский постепенно прекращает свои занятия литературой. Вместе с племянником и сестрой он путешествует по Италии. Смерть застаёт писателя в дороге. Похоронен он был в Варшаве.

КОММЕНТАРИИ

Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана в 1826 году для племянника и воспитанника писателя – будущего известного русского поэта Алексея Константиновича Толстого (1817–1875). Впервые она была опубликована в 1829 году. Писатель, создавая сказку, описал в ней события из своего детства. В основу произведения легли воспоминания о петербургском пансионе, откуда когда-то бежал сам Алёша Перовский и, по семейной легенде, повредил ногу, оставшись навсегда хромым. Из жизни же был взят и эпизод, связанный с большой дружбой Алёши Толстого с курочками в поместье Погорельцы.

Писатель впервые в русской литературе показал внутренний мир ребёнка, у которого могут быть свои собственные переживания, интересы, желания, мечты. Герой растёт на наших глазах, и от детской шаловливости через общение с миром сказки он приходит к осознанию ответственности за свои поступки.

Сказка А. Погорельского открыла в русской литературе традицию автобиографической повести о детстве, которую продолжили С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Н. Г. Гарин-Михайловский.

(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Псевдоним – подпись, которой писатель заменяет своё настоящее имя. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика