Литературные сказки
Литература
 
 Главная
 
Портрет П. П. Ершова.
Фотокопия акварели неизв. худ.
Воспр. П. П. Чукоминым
 
 
Портрет В. Ф. Одоевского
работы А. Покровского. 1844
 
Иллюстрация к сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Художник В. Кременецкая
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
 
5 ЧАСОВ

5 класс[1]


Уроки 8–9. Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Авторская позиция в сказке

Уроки 10–11 Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева». Силы добра и зла в сказке

* Урок 12. Урок внеклассного чтения по литературным сказкам[2]


УРОК 12*
Урок внеклассного чтения
по литературным сказкам

Задачи:
обогатить знания пятиклассников о художественных образах в литературных сказках; развивать читательские интересы учащихся; формировать навык устного представления любимой книги, устного отзыва о литературном произведении и рекомендации его для самостоятельного чтения одноклассникам.
Основные виды деятельности: краткие сообщения о писателях-сказочниках; устные отзывы о литературных сказках; взаимные рекомендации книг для самостоятельного чтения; конкурс литературных кроссвордов.
Термины: литературная (авторская) сказка, художественный образ, автор.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о целях данного урока и уроков внеклассного чтения в 5 классе.

Эти уроки призваны, в первую очередь, сформировать интерес к чтению, расширить читательский кругозор, помочь учащимся найти в книжном море свои (пусть небольшие) островки, заявить о своих читательских симпатиях и антипатиях.

На уроках внеклассного чтения преобладает работа по выбору учащихся, поэтому возможны коррективы и в планировании этих уроков в течение года в соответствии с особенностями класса и интересами ребят.

II. Устные сообщения учащихся
о писателях, авторах литературных сказок

(на материале энциклопедических изданий, словарей, вступительных cтатей к сборникам их произведений).

Можно рекомендовать пятиклассникам подготовить сообщения о
В. Ф. Одоевском, П. П. Ершове, Н. Н. Носове, Ш. Перро, В. Гауфе, братьях Гримм, Л. Кэрролле, А. Линдгрен, Дж. Крюсе и др.

III. Конкурс литературных кроссвордов
«Литературная сказка»
,
который можно разделить на два конкурса:
лучших составителей и лучших эрудитов.

IV. Взаимные рекомендации
литературных сказок,

дополненные презентацией новых изданий и собственных иллюстраций к изученным ранее и самостоятельно прочитанным литературным сказкам.

Учитель дополнительно может порекомендовать сборники, например:
«Литературная сказка пушкинского времени»,
«Городок в табакерке: сказки русских писателей»,
«Забытый день рождения: сказки английских писателей»,
«Как запело дерево: сборник рассказов и сказок французских писателей XX века»,
«Сказки немецких писателей»,
«Французская литературная сказка XVII—XVIII веков»,
«Английская литературная сказка XIX—XX веков»,
«Русская литературная сказка XVIII—XX веков» и др.

V. Домашнее задание:

проанализировать тексты, расположенные на обороте титульного листа.

Следующие уроки: Урок 13. Аннотация (практикум) >>>


1. Источник:Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Иллюстрация В. Алфеевского к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика