Произведения о животных
Литература
 
 Главная
 
Джеральд Даррелл.
Фото. 1987
 
Джой Адамсон.
Фото
 
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


6 ЧАСОВ
 
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ

2 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 93. Урок внеклассного чтения по произведениям о животных

* Урок 94. Письменный отзыв с использованием цитат[2]


УРОК 93
Урок внеклассного чтения
по произведениям о животных

Задачи:
формировать читательские интересы учащихся; развивать навыки устного рассказа о заглавном образе литературного произведения и письменного отзыва о прочитанном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; конкурс литературных кроссвордов; рассказы о своих любимых животных и образах животных в литературных произведениях; отзывы о прочитанных произведениях.
Термины: заглавный образ, письменный отзыв.

Этапы урока

I. Постановка целей урока внеклассного чтения.


Ребята должны проявить эрудицию, начитанность,
умение представить любимого героя литературного произведения,
дать устный отзыв о произведении,
заинтересовать своими рассказами одноклассников.

II. Краткие сообщения учащихся
о писателях-анималистах
(например, о Дж. Даррелле, Д. Адамсон и др.)

с представлением их книг, иллюстраций к их произведениям.

III. Отзывы учащихся
о наиболее понравившихся им произведениях о животных

и рассказы о любимых героях этих произведений с выразительным чтением фрагментов.

На этом уроке можно продолжить знакомство пятиклассников с любимыми животными своих товарищей
(истории из жизни животных и презентации).

Кроме того, учащимся, вызвавшимся написать рассказ для сборника «Животные-герои» (по примеру книги Э. Сетона-Томпсона), следует предложить объединиться в группу, написать к нему предисловие и подготовить этот сборник для обсуждения (в частности, на форуме) и последующего участия в школьном конкурсе творческих проектов.

IV. Разгадывание кроссворда
«Мир животных в произведениях
русских и зарубежных писателей».


Из составленных пятиклассниками кроссвордов отбираются (возможно, заранее) два наиболее удачных. Авторы рисуют их на доске. Эта работа проводится в форме своеобразного соревнования между рядами.

V. Подведение итогов работы
учащихся на уроке.


Самым активным участникам конкурсов можно заранее приготовить небольшие призы: книги, фотографии и календари с изображением животных и др.

VI. Домашнее задание:

подготовиться к работе над письменным отзывом.


УРОК 94*
Письменный отзыв
с использованием цитат

Задачи:
закрепить навыки создания и редактирования письменного отзыва о литературном произведении с использованием цитат.
Основные виды деятельности: подбор цитат из произведения; самостоятельная письменная работа; выполнение практических заданий; редактирование отзыва.
Термины: письменный отзыв, цитата (полная и неполная).

Этапы урока

I. Постановка цели урока,
подготовка к выполнению
самостоятельной письменной работы.


Работу по подготовке письменного отзыва учащиеся начали на предыдущих уроках.

Они уже выбрали то литературное произведение, о котором будут писать.

Некоторые из них выступили с устными отзывами перед товарищами, другие оценили эти отзывы, в том числе письменно (на форуме в Интернете).

Важно вновь вернуться к материалам практикума «Отзыв о литературном произведении»,
вспомнить, в частности, о цели и примерной структуре отзыва, необходимости использовать в нём аргументы и оценочные, эмоционально окрашенные слова.

II. Подбор необходимых цитат для письменного отзыва,
работа с закладками в тексте,
записи в рабочих тетрадях.


Цитаты, подобранные пятиклассниками, можно классифицировать.

Чаще всего это цитаты, которые представляют собой

описание портрета или характеристику одного из персонажей (как правило, главного героя),
его речевую характеристику (одно из наиболее ярких, характерных его высказываний),
яркое, красочное описание природы,
прямую (или косвенную) оценку изображённых в произведении событий, поступков героя, его личности (обычно эта оценка воспринимается как авторская).

В качестве примера в рабочих тетрадях записывается знакомая пятиклассникам цитата из рассказа Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пёс»:

«С виду он был совсем взрослой собакой, с крепкими ногами, чёрной спиной и рыжими подпалинами на животе и на морде. Он был силён и велик для своего возраста, но во всех движениях его сквозила неуверенность и напряжённость».

Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

1. Подумайте, какую часть отзыва о рассказе мог бы проиллюстрировать этот фрагмент. Что представляет собой данный фрагмент текста? Как эти слова характеризуют главного героя рассказа?
2. Составьте предложение с прямой речью, в котором эта цитата была бы представлена как полная. Составьте одно или два предложения, в которых она же использовалась бы для неполного цитирования.

III. Выполнение самостоятельной письменной работы:

а) подготовка и редактирование чернового варианта;

б) написание чистового варианта.

Следующие уроки: Урок 95. Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень Мазарини» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Джой Адамсон и героиня ее книги "Рожденная свободной" – львица Эльза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эльза, декабрь 1960 г.
Фото из книги Д. Адамсон
«Рожденная свободной»
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика