Повесть А. С. Грина «Алые паруса»
Литература
 
 Главная
 
А. Грин.
Фото, 1910 г.
 
Портрет А. Грина.
Худ. А. Харшак. Из серии иллюстраций к феерии "Алые паруса". 1979. Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина
 
Иллюстрация В. П. Высоцкого
к повести А. Грина «Алые паруса»
 
Иллюстрация С. Бродского
к повести А. Грина «Алые паруса»
 
Иллюстрация С. Бродского
к повести А. Грина «Алые паруса»
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ГРИН
(1880 – 1932)

5 ЧАСОВ

5 класс[1]

Урок 67. Повесть А. С. Грина «Алые паруса»

Урок 68. Образ Ассоль

Урок 69. Образ Грэя

Урок 70. Описание первой встречи героев

* Урок 71. Финал повести[2]


УРОК 67
Повесть А. С. Грина «Алые паруса»

Задачи:
познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Грина; подготовить к восприятию и анализу повести «Алые паруса».
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; заочная экскурсия в музей писателя; чтение первой главы повести.
Термины: повесть, художественный образ.

Этапы урока

I. Вступительная беседа о писателе,

готовящая к восприятию повести «Алые паруса» и вхождению в художественный мир писателя, в удивительную страну Гринландию:

1. Знакомо ли было вам имя Александра Грина? Слышали ли вы что-то о нём или о его произведениях (героях)?
2. Как сам писатель объяснял происхождение своего псевдонима?
3. Что такое Гринландия? Существует ли в реальности такая страна (или очень похожая на неё)?
4. Как по названиям произведений писателя можно создать представление о его мире, любимых темах, сюжетах, героях? Какое из названий больше всего вас заинтересовало? («Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана».)

II. Заочная экскурсия
в литературно-мемориальный музей А. С. Грина,
открытый в Феодосии в 1970 году.


Материалы для этой экскурсии можно взять на официальном сайте музея.

Здесь представлен своеобразный виртуальный музей, где дано подробное описание экспозиции, помещены фотографии.

Проект музея принадлежит художнику С. Г. Бродскому, чья иллюстрация к повести «Алые паруса» приведена на цветной вклейке в учебнике.

Небольшой одноэтажный дом, где жил писатель, стилизован под старинный парусный корабль. У входа — судовой якорь, часть фок-мачты, судовой фонарь. Экспозицию музея открывает карта Гринландии. Необычные комнаты-каюты музея носят своеобразные названия: «Каюта странствий», в центре которой расположено панно с изображённым на нём кораблём, плывущим по океану навстречу солнцу; «Кают-компания клипера», в которой помещена большая модель парусного клипера «Аврора»; «Ростральная», которую украшает ростра — носовая часть древнего судна с головой морской девы, вырезанной из дерева; «Каюта капитана Геза», обставленная морскими аксессуарами (её стены до половины покрыты канатными матами); «Корабельная библиотека», где собраны книги Грина, переведённые на многие языки мира.

III. Чтение первой главы
повести «Алые паруса» («Предсказание»)
и беседа на выявление первичного восприятия:


1. Каковы ваши первые впечатления от Гринландии? Какой он, мир моряков и рыбаков? Только ли красота и романтика приключений характеризуют этот мир?
2. Какие новые для себя слова вы встретили в повести Грина? Как эти слова помогают представить мир, полный опасности и риска, неожиданных открытий и приключений?

Начало первой главы стоит прочитать самому учителю, чтобы ввести пятиклассников в мир Грина, представить этот мир во всём богатстве красок, с его необычными, зачастую сложными для истолкования сравнениями, метафорами и символами, о которых пойдёт разговор на последующих уроках.

IV. Словарная работа
может быть выделена как отдельный этап урока,
потому что в художественном мире Грина учащимся встретится много специальных морских терминов (в основном иностранного происхождения), значение которых может быть им, скорее всего, неизвестно.

Можно разделить все новые для учащихся слова, объяснение которых дано в сносках, на четыре группы:
«Порт» (мол, причал, мостки, сваи и др.),
«Морские суда» (бот, вельбот, галиот и др.),
«Морские снасти» (мачта, шкот, брашпиль, бушприт, бакборт, леер, вант, стеньга, салинг, клюз, кливер, кнеки и др.),
«Управление судами» (навигация, лоция, галс, штиль, норд и др.).

V. Домашнее задание:

прочитать первую главу повести «Алые паруса».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника по выбору.



УРОК 68
Образ Ассоль
в повести А. С. Грина «Алые паруса»

Задачи:
продолжить знакомство с миром А. С. Грина; формировать навык создания устного рассказа о литературном персонаже с использованием цитирования; показать связь художественного мира повести со сказочным миром.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа об Ассоль.
Термины: художественный образ, образ персонажа, образ события, образ предмета, портрет.

Этапы урока

I. Знакомство с темой
и основными задачами урока,

на котором учащиеся не только будут готовить
устные рассказы об Ассоль и других действующих лицах первой главы,
но и отметят в тексте повести черты, сближающие это произведение со сказкой.

II. Вступительная беседа об Ассоль
и других художественных образах,

непосредственно связанных с нею, по вопросам 1—7 учебника.

В ходе беседы ещё раз прозвучат отдельные фрагменты первой главы:
«Чёрная игрушка» Лонгрена»,
«Беседа Ассоль с воображаемым капитаном»,
«Встреча Ассоль со сказочником Эглем»
(описание портрета Ассоль, толкование имени Ассоль, сказка Эгля об алых парусах).

III. Составление плана
рассказа об Ассоль,

с использованием цитат из текста повести.

Возможно представление
плана рассказа в форме вопросов:

1. Кто были родители Ассоль? Каким было её детство? Какую роль в жизни Ассоль сыграл её отец?
2. Где прошло детство Ассоль? Что особо подчёркнуто автором в описании Каперны и её жителей?
3. Что можно сказать о внутреннем мире Ассоль? Как можно охарактеризовать круг интересов Ассоль? Что отличало её от жителей Каперны?
4. Как складывались отношения Ассоль с окружающими? Почему у неё не было друзей и подруг? Какими словами обычно называют окружающие таких людей? Что говорили об Ассоль жители Каперны?
5. Какую роль в жизни Ассоль сыграла встреча с Эглем? Можно ли считать, что с этого эпизода события в повести начинают развиваться почти по сказочному сценарию?

На данном уроке достаточно ограничиться рассказом о детстве Ассоль, который на последующих уроках будет дополнен новыми фактами и наблюдениями учащихся.

IV. Комментированное чтение второй
главы повести «Алые паруса» («Грэй»).


Лучше, если чтение повести продолжит учитель или заранее подготовленные учащиеся
(дома учащиеся дочитают вторую главу до конца).

V. Домашнее задание:

прочитать вторую главу повести «Алые паруса».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4—7 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 69
Образ Грэя
в повести А. С. Грина «Алые паруса»

Задачи:
продолжить комментированное чтение повести «Алые паруса»; сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных персонажей; дать начальное представление о символе в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа о Грэе; работа с иллюстрацией.
Термины: образ персонажа, образ события, символ.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме урока и о его основной задаче
— ответить на вопросы: «Почему Грэй и Ассоль, ещё не встретившись, узнали друг друга? Что общего между ними?»

II. Анализ образа Грэя
по вопросам 9, 10 учебника

и с использованием индивидуальных заданий 4—7 учебника, заранее подготовленных учащимися.

Примерный план работы:

1. Эпиграф к уроку: «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».

Какие похожие слова, характеризующие Ассоль, вы можете привести?
Например, слова Эгля: «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».

2. Грэй, в отличие от Ассоль, родился и воспитывался совсем в других условиях. Однако с самого начала писатель подчёркивает и нечто общее в судьбах и характере героев. Что именно?

Учащимся предлагается прокомментировать слова повествователя о том, что Грэй «родился с живой душой», что он «жил в своём мире», и вспомнить описание любви матери к своему сыну («чувствовала прекрасную обособленность сына; грусть, любовь и стеснение наполняли её, когда она прижимала мальчика к груди, где сердце говорило другое, чем язык») и описание любви родителей Ассоль друг к другу и к маленькой дочке.

3. Как характеризуют Грэя история с картиной, на которой было изображено распятие, и дружба со служанкой Бетси?

4. Когда и при каких обстоятельствах мечта юного Грэя стать капитаном окончательно завладела его сердцем?

Особое место на уроке необходимо отвести чтению и анализу эпизода «Грэй в библиотеке» и описания огромной картины и фигуры человека на ней.

В процессе анализа этого эпизода можно обратиться к помещённой в учебнике репродукции картины К. Ф. Богаевского «Корабли», попросить учащихся описать эту картину, используя текст повести.

5. В каком возрасте Грэй решил, что он уже совсем взрослый и вполне готов к осуществлению своей мечты? Приведите примеры того, как Грэй учился преодолевать трудности. Кто помогал юноше?

III. Комментированное чтение третьей главы
повести «Алые паруса» («Рассвет»).

IV. Домашнее задание:


прочитать третью главу повести «Алые паруса».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 8—10 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 70
Описание первой встречи героев
(повесть А. С. Грина «Алые паруса»)

Задачи:
продолжить комментированное чтение повести «Алые паруса»; обогатить представления учащихся о художественном образе на примере образа события.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; отчёты о выполнении индивидуальных заданий.
Термины: художественный образ, образ события, пейзаж.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме урока, в центре которого анализ образа события — первой встречи главных героев, Ассоль и Грэя.

II. Анализ описания
первой встречи героев

с чтением фрагментов и использованием вопросов 11—14 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Подготовлены ли вы были к описанию первой встречи главных героев? Стала ли эта встреча неожиданностью для вас или после прочтения первых глав вы ждали именно этого момента?

2. Какие описания в третьей главе настраивают читателя на то, что это будет весьма необычная встреча?

3. Что в описании встречи Грэя с Ассоль напоминает вам о сказках? Только ли то, что герой видит «спящую красавицу»?
Обратите внимание на описание природы. Какую роль в этом эпизоде играет образ «старинного дорогого кольца»? Как вы объясните выделенные в этом фрагменте слова:
«Когда он наконец встал, склонность к необычайному застала его врасплох с решимостью и вдохновением раздражённой женщины. Задумчиво уступая ей, он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии. Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка»?
Пятиклассники вспоминают, что Грэй пока ничего не знает об Ассоль, что разговор о ней с Меннерсом и решение, которое примет Грэй после этого разговора и второй встречи с Ассоль, ещё впереди.

4. Почему же Грэй снимает со своей руки кольцо и оставляет его Ассоль? Какое подтверждение нашли его первые эмоции в сцене второй встречи с Ассоль?
Как описаны чувства Грэя в этом эпизоде?

5. Какую роль сыграло это событие в жизни Грэя? Можно ли говорить, зная содержание только первых трёх глав повести, что эта необычная встреча (Грэй дважды видел Ассоль, а она его так и не увидела) изменила что-то и в жизни Ассоль?

6. Ещё раз прочитайте финал третьей главы, вспомните её название.
Обратите внимание на название следующей, четвёртой главы. Какой дальнейший ход событий можно предугадать? Почему всё говорит о том, что сказка, которую рассказал Эгль, станет в скором времени реальностью?

III. Комментированное чтение
четвёртой главы повести «Алые паруса» («Накануне»).


На уроках по повести Грина учащиеся готовятся к работе с полными текстами больших по объёму произведений, фрагменты которых включены в школьный учебник. Важно при этом обязательно прочитать в классе ключевые эпизоды и описания, вызвать интерес к чтению и стремиться к максимальной индивидуализации учебных заданий.

IV. Домашнее задание:

продолжить чтение повести «Алые паруса» (главы четвёртая «Накануне», пятая «Боевые приготовления», шестая «Ассоль остаётся одна», седьмая «Алый “Секрет”»).

Индивидуальные задания: выбрать наиболее понравившиеся фрагменты повести «Алые паруса», подготовить их выразительное чтение или нарисовать иллюстрации.



УРОК 71*
Финал повести
А. С. Грина «Алые паруса»)

Задачи:
подвести итоги изучения повести А. С. Грина «Алые паруса»; рассмотреть финал произведения и смысл названия повести.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов повести; чтение и анализ финала; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
Термины: заглавный образ, символ.

Этапы урока

I. Вступительная беседа
о дальнейшем развитии событий
в повести «Алые паруса»:


1. Как по названию глав повести можно определить примерный ход дальнейших событий?
2. Какие события описаны в главах «Накануне» и «Боевые приготовления»?
3. Почему шестая глава называется «Ассоль остаётся одна»?
4. Какое событие становится центральным в седьмой главе «Алый “Секрет”»?

II. Чтение и анализ финала
повести «Алые паруса»

(со слов «Некоторое время «Секрет» шёл пустым морем…»).

III. Анализ заглавного образа
повести «Алые паруса»

с использованием вопросов 16—18 учебника.

Попутно закрепляется понятие «символ», работа с которым началась при изучении стихотворений И. А. Бунина.

Ещё раз пятиклассники обращаются к определению понятия в «Кратком словаре литературоведческих терминов», пытаются найти толкование заглавного образа повести Грина.

При этом можно повторить уже использовавшийся ранее вид задания — дополнить предложение:
«Алые паруса в повести А. С. Грина — это символ осуществлённой мечты, …, …, …, …, …» (творчества, любви, надежды, вечных странствий, прекрасного мира фантазий).

IV. Выразительное чтение фрагментов
и работа с иллюстрациями к повести «Алые паруса»,

подготовленными пятиклассниками, может быть дополнена обсуждением иллюстрации С. Г. Бродского, помещённой на цветной вклейке учебника.

Учащиеся вспоминают о том, что именно этот художник был автором проекта музея А. С. Грина в Феодосии, обращают внимание на необычное цветовое решение картины. Сопоставление чёрно-белого фона и ярких алых парусов подводит к разговору, который уже был задан целым рядом вопросов учебника, — о соотношении мечты и грубой реальности.

Можно и поспорить с художником, намеренно выделившим символический образ алых парусов на преимущественно сером фоне.

Пятиклассники же, нарисовавшие свои рисунки, видят в мире Грина множество ярких красок и редко обращаются к серому цвету.

V. Подведение итогов
изучения повести А. С. Грина «Алые паруса».

VI. Домашнее задание:

прочитать вступительную статью об А. П. Платонове.

Следующие уроки: Урок 72. Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Карта Гринландии
Литературно-мемориальный музей А. Грина. Феодосия
 
Богаевский К. Ф. Корабли. Вечернее солнце. 1912
Холст, масло. 133,5 х 155,8
Русский музей. Флигель Росси, Зал 42.

Художник развивал романтическую тему лорреновских произведений – тему дальних странствий, открытия гармоничной земли, где обитает идеальный человек. Этой теме посвящено и данное полотно.
Роскошная природа озарена лучистым солнцем, что определяет оптимистичное звучание полотна. Это одно из лучших произведений художника, в котором прорывается романтический пафос преображения мира, а реальность возвышена до грандиозной космической глубины.
"Корабли" Богаевского некоторые исследователи называют "Воспоминанием о Клоде Лоррене".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика