Иллюстрации А. П. Бубнова к повести «Ночь перед Рождеством»
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
 
 
 
 
 
 
БУБНОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
(1908 – 1964)

Иллюстрации
к повести «Ночь перед Рождеством»
[1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

А. П. Бубнов создал серию иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Эта серия хранится в собрании Новосибирского художественного музея.

Основным источником для Н. В. Гоголя при создании повестей послужили обычаи и быт украинского народа, его песни и предания. Вся философия «Ночи пред Рождеством» проникнута духом народного творчества. Влияние национальной поэтической традиции сказывается в характере художественно-изобразительных средств, в лирически ярком языке, эмоционально-приподнятой тональности повествования.

Мир «Ночи перед Рождеством» - это яркий веселый мир сказки, в котором преобладает мажорное начало. Свет здесь одолевает тьму, добро оказывается сильнее зла, любовь торжествует. Главные герои молоды, красивы, сильны, они легко подчиняют себе даже «нечистую силу». Так кузнец Вакула сумел оседлать черта и заставил его служить себе. Фантастическое и реальное смешано у Гоголя в причудливом гротеске. В его ведьмах, колдунах, чертях нет ничего страшного, потустороннего, напротив, каждое их появление сопровождается лукавой авторской усмешкой.

Поэтичность, фантастику, юмор гоголевской повести удалось передать в своих листах Александру Павловичу Бубнову (1908 – 1964). Известный живописец, Бубнов прославился прежде всего своими историческими полотнами, обращался он также к жанрам пейзажа, портрета, натюрморта.

В 1950-е годы большое место в его творчестве занимает книжная графика: он иллюстрирует произведения Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Шевченко. Готовясь приступить к работе над листами к «Ночи перед Рождеством», художник летом 1953 года совершает поездку на Украину для сбора материала. Он точно воспроизводит в иллюстрациях подробности национального быта, одежды, но это лишь одно из средств передачи неповторимого колорита, поэтической атмосферы повести Гоголя.

Лейтмотивом всего цикла становится образ старинного украинского села с его заснеженными хатами в таинственном мерцании зимней ночи. Листы с изображением глубокого синего неба, усыпанного звездами, искрящегося под луной снега, рождают радостное настроение, проникнутое ожиданием чуда. Цвет в иллюстрациях, исполненных в технике темперы, насыщен и звучен. Преобладающие в зимнем пейзаже сине-голубые тона сменяются охристыми в сценах, где действие происходит в интерьерах хат, освещенных колеблющимся огнем лучин. Красочное многообразие характеризует эпизод встречи запорожцев с царицей, в котором яркие цвета одежды казаков – красный, желтый, синий, зеленый, лиловый – отчетливо выделяются на фоне белых стен с позолоченной лепниной.

В созданных Бубновым образах главных героев отразились черты славных дивчин и парубков из украинского фольклора: в соответствии с песенной традицией красавица Оксана белолица, румяна, черноока; Вакула статен, широкоплеч. В облике других, более приземленных, персонажей повести художник подчеркивает и гиперболизирует смешные и отталкивающие черты. Перед нами предстают: безобразно толстый, с заплывшими глазками Пацюк; худой, как жердь, с торчащей бороденкой и красным длинным носом дьяк; хитро усмехающаяся коварная Солоха.


1. Источник: Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством. – М.: Гос. издательство художественной литературы, 1956 г. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика