Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Топи да болота…». Литература-5
Литература
 
 Главная
 
С. А. Есенин.
Фото Н. Свищова-Паола.
1919 г. Москва
 
 
 
Иллюстрация Е. Капустина
к стихотворению С. Есенина
«Нивы сжаты, рощи голы…»
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 54. Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

* Урок 55. Образ родины в поэзии С. А. Есенина[2]

Урок 56. Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина


УРОК 54
Стихотворения С. А. Есенина
«Гой ты, Русь, моя родная…», «Топи да болота…»,
«Нивы сжаты, рощи голы…»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) С. А. Есенина и его лирическими стихотворениями; закрепить знания учащихся о изобразительно-выразительных средствах; формировать навык выявления в художественном тексте фольклорных образов.
Основные виды деятельности: слово о поэте; заочная экскурсия; выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника.
Термины: фольклорные образы, метафора, олицетворение, сравнение.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о поэзии С. А. Есенина

с чтением фрагментов из стихотворений поэта.

II. Заочная экскурсия на родину поэта,
в село Константиново,

с демонстрацией слайдов, альбомов, фотографий и чтением фрагментов из стихотворений «Туча кружево в роще связала…», «Я, пастух, мои палаты…», «Край ты мой заброшенный…» и др.

III. Чтение вступительной статьи
о С. А. Есенине

и ответы на вопросы, помещённые после статьи.

IV. Чтение и анализ стихотворения
«Гой ты, Русь, моя родная…»

с использованием вопросов 1—4 учебника, а также комментариев к стихотворению, в которых дана, в частности, информация об описываемых в нём церковных праздниках.

V. Чтение и анализ стихотворения
«Топи да болота…»
.


Работу с текстом могут направить вопросы 1—3 учебника.

Здесь обращается внимание на смену настроения и особую грустную интонацию.

VI. Чтение и анализ стихотворения
«Нивы сжаты, рощи голы…»
,

уже, возможно, знакомого пятиклассникам.

В ходе беседы могут быть использованы вопросы 1—3 учебника.

VII. Заключительная беседа
об основном настроении прочитанных на уроке стихотворений С. А. Есенина и рекомендации по их выразительному чтению.

VIII. Домашнее задание:

1) выучить одно из прочитанных в классе стихотворений С. А. Есенина наизусть;

2) подобрать иллюстрации или нарисовать свои рисунки к этому стихотворению.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1—3 (по выбору учащихся).



УРОК 55*
Образ родины в поэзии С. А. Есенина

Задачи:
обогатить представления учащихся об образе родины в русской поэзии и средствах его создания; формировать навыки выявления в художественном тексте эпитетов, сравнений, метафор и объяснения их художественной функции.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; беседа по вопросам учебника; письменная практическая работа.
Термины: эпитет, постоянный эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Этапы урока

I. Вступительная беседа об образе родины в поэзии С. А. Есенина

может проводиться по следующим вопросам:

1. Какие картины, городской или деревенской жизни, преобладают в прочитанных вами стихотворениях Есенина? Почему, как вы думаете?

2. Из каких художественных образов складывается в нашем представлении есенинский образ Руси?

II. Выразительное чтение
стихотворений С. А. Есенина наизусть

(по выбору учащихся) и представление иллюстраций к стихотворениям.

III. Отчёты отдельных учащихся
о выполнении индивидуальных заданий 1—3 (проверка домашнего задания).

IV. Работа по карточкам,
связанная с закреплением навыка выявления в тексте художественных средств и объяснения их художественной функции.

Примерные вопросы и задания,
которые могут выполняться по группам:


1. Перечитайте словосочетания («тёмным елям снится гомон косарей», «дремлет взрытая дорога», «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани»).
Как называется выделенный приём? С какой целью он используется поэтом?

2. Какой из эпитетов в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» является постоянным эпитетом? («Сини горы».) Какой из них самый оригинальный? («Рыжий месяц».)

3. Какой цвет присутствует во всех прочитанных вами стихотворениях Есенина? Как вы думаете, почему? В каком стихотворении нарисована самая яркая картина? Какие цвета представлены в нём?

4. Найдите в стихотворениях Есенина необычные (просторечные) формы известных слов.
Попробуйте заменить их общеупотребительными словами. Что изменилось в художественной картине, нарисованной в стихотворении?

V. Итоговая беседа по теме
«Образ родины в русской поэзии XX века»
:

1. Какие стихи о родине вам больше всего понравились?
2. О чьих стихотворениях наполнил вам есенинский образ Руси?
3. Продолжите предложение: «Есенинская Русь — это русская деревня, крестьянская изба, православный храм, синее небо, широкие поля, …, …, …, …, …».

VI. Домашнее задание:

прочитать стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке».



УРОК 56
Выразительное чтение
стихотворений С. А. Есенина

Задачи:
развивать навык выразительного чтения стихотворений как способа его интерпретации; подготовить учащихся к рассмотрению особенностей ритмической организации стихотворного текста и определению стихотворного размера.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; наблюдение над особенностями ритма и рифмы.
Термины: выразительное чтение, ритм, рифма.

Этапы урока

I. Постановка задач урока

— работа над выразительным чтением как способом собственного прочтения (интерпретации) стихотворения и наблюдение над особенностями ритма и рифмы.

II. Выразительное чтение
стихотворений С. А. Есенина наизусть

(по выбору учащихся) и представление иллюстраций к стихотворениям.

III. Наблюдение над особенностями
ритма и рифмы в стихотворениях

«Гой ты, Русь, моя родная…», «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Учитель может прочитать (проскандировать) несколько фрагментов из этих стихотворений, чтобы продемонстрировать почти единый ритм: размеренный, хореический.

На доске записываются два произвольно выбранных разными учениками четверостишия и обозначается способ рифмовки:

Топи да болота,   а
Синий плат небес.   б
Хвойной позолотой   а
Вззвенивает лес.   б

Это, разумеется, совпадение, однако все три стихотворения Есенина, помещённые в учебнике, написаны хореем (трёхстопным и четырёхстопным).

Во всех этих стихотворениях используется парная рифма (в первом и втором — женская и мужская, в третьем — только женская).

Разговор об особенностях поэзии как формы художественной речи будет продолжен на следующих занятиях.

IV. Чтение стихотворения
«Песнь о собаке».


Основная задача этого этапа урока — расширение представлений учащихся о своеобразии поэзии Есенина и об изображении мира природы в его стихотворениях.

Можно сказать пятиклассникам о том, что именно в поэзии Есенина так широко впервые представлен не только растительный, но и животный мир. Поэту принадлежит известное определение «братья наши меньшие» (в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…»).

Эмоциональное впечатление стихотворение «Песнь о собаке» производит обычно такое сильное, что не нуждается в комментариях и пояснениях, как и ещё более мрачное, проникнутое болью и сочувствием по отношению к животным стихотворение «Корова».

V. Заключительное слово учителя
об особенностях поэзии С. А. Есенина и о развитии традиционных тем родины и природы в его стихотворениях.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;

2) нарисовать иллюстрации к одному из эпизодов или образов произведения.

Следующие уроки: Урок 57. Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
С. Ф. Якушевский. Голубое утро. Родина С. Есенина. 1969
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика