Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Литература
 
 Главная
 
П. П. Бажов
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
 
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ
(1879—1950)

2 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 57. Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Урок 58. Образ рассказчика в сказе


УРОК 57
Сказ П. П. Бажова
«Медной горы Хозяйка»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества П. П. Бажова; дать начальное представление о сказе на примере сказа «Медной горы Хозяйка»; показать соотношение реального и фантастического в произведении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; групповая работа; чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; работа со словарём.
Термины: сказ, сказовая манера повествования, сказка, предание, легенда, фантастика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о П. П. Бажове,

создание установки на разговор о сказе уральского писателя, сказовой манере повествования, богатствах Урала, суровости и непредсказуемости характера хозяйки малахитового камня. Возможна стилизация слова учителя в сказовых интонациях.

Желательно вспомнить с пятиклассниками географическое положение Урала, увидеть обозначенные на карте месторождения руд, описанные писателем.

II. Чтение вступительной статьи
и закрепление представлений пятиклассников о писателе П. П. Бажове

(в форме своеобразного конкурса на лучшее монологическое высказывание) будет способствовать также развитию устной речи и творческого воображения учащихся.

В работе групп (команд) оценивается точность, полнота ответа, оригинальность построения монологического высказывания.

Возможные вопросы и задания:

1. Воссоздайте словесный образ Урала — родины писателя.
2. Почему Бажов был обеспокоен судьбой уральских богатств? Что радовало и что огорчало писателя в жизни уральских мастеров?

Далее можно обратиться к вопросам учебника 1 и 2, которые способствуют развитию аналитического мышления, умению строить устное высказывание. Учащимся в процессе комментирования их ответов сообщается, что одухотворённый труд — труд, в который вложена человеком душа, — великое старание, усердие и желание.

Герой бажовских сказов — мастер, умелец, человек, живущий по законам сердца, всей душой преданный делу, ценящий и понимающий красоту.

III. Чтение и анализ сказа П. П. Бажова
«Медной горы Хозяйка»

можно начать с выявления впечатлений учащихся после чтения сказа дома, выразительного чтения начала сказа, объяснения непонятных слов, разговора об особенностях сказовой манеры повествования.

Целесообразно остановиться на близости жанра сказа преданию, легенде, сказке.

В сказе очевидна установка на реальность происходящего.
Наличие вымысла в сказе помогает раскрытию идеи — основной мысли произведения.
Повествование ведётся от лица рассказчика, звучащее слово которого отчётливо ощутимо в сказе и подразумевает наличие слушателя.
Сюжет сказа состоит из нескольких эпизодов.
Финал содержит морализирующую концовку, подводящую итог изложенному.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какая история произошла со Степаном?

2. Кратко перескажите основные эпизоды сказа «по цепочке».

При выполнении индивидуального задания 4
возможна организация работы с тетрадью, статьёй учебника, словарём литературоведческих терминов.

На доске даны определения терминов «легенда», «предание»:

Легенда — фольклорный прозаический жанр, в основе которого чаще всего лежат какие-то фантастические события.
Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передаётся из поколения в поколение.


Вместе с учащимися необходимо на основе текста раскрыть связь сказа с преданием, легендой, сказкой
(мотивы запрета, испытания героя, волшебные помощники и др.).

3. О каком историческом времени идёт речь в сказе? На основании чего это можно определить? Выпишите слова, воссоздающие образ исторического времени («барин», «приказчик», «крепостное право», «управляющий», «вольная»).
Важно показать, что недовольство рабочих, бездушие заводчиков, приказчиков, крепостная зависимость — всё это достоверно раскрывает образ времени в сказе.

4. Выполнение индивидуального задания 2 учебника.
Здесь следует остановиться на том, почему писатель выбирает жанр сказа и какими возможностями обладает данный жанр.

Работа с текстом произведения строится на основе вопросов 1—8 учебника. Для ответов подбираются и читаются необходимые фрагменты сказа, комментируются моменты, связанные с фольклорно-сказочными традициями, сочетанием фантастики и реальности.

В центре внимания оказываются образы малахитницы, героя, исторического времени как значимого фона описываемых событий.

IV. Работа с рисунками учащихся
к сказу П. П Бажова

(обсуждение домашнего задания).

Пятиклассникам предлагается охарактеризовать выбранный ими эпизод, образ героя.

Индивидуальное задание 6 содержит письменную и устную части (первая может выполняться учащимися под музыку).

V. Подведение итогов урока
включает обращение к индивидуальному заданию 1 учебника.

Дополнительно учащимся предлагаются вопросы:

1. Какой наказ Хозяйки Медной горы не выполнил герой и почему?
2. Раскройте значение концовки произведения.
3. Завершите предложение: «Образ Хозяйки Медной горы олицетворяет… (стихийные силы природы, суровые, не прощающие слабости; красоту природы, забыть которую невозможно)».

VI. Домашнее задание:

составить и художественно оформить кроссворд по сказу П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» к конкурсу на лучший кроссворд.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 5 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 58
Образ рассказчика в сказе

Задачи:
сформировать у пятиклассников представления об образе рассказчика в сказе; обобщить сведения об особенностях сказовой манеры повествователя и средствах создания образа народного умельца в сказе.
Основные виды деятельности: пересказ фрагментов сказа; представление кроссвордов; чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы.
Термины: сказ, образ рассказчика.

Этапы урока

I. Пересказ фрагмента сказа
с сохранением сказовой манеры повествования

(проверка индивидуального домашнего задания 5).

Работа над пересказом основывается на закреплении представлений учащихся о сказовой манере повествования.

II. Анализ образа народного умельца,
мастера в сказе.

Примерные вопросы и задания для работы:


1. Кто в сказе выступает в роли мастера?
2. Раскройте значения слов «мастер», «умелец».
3. Покажите на примерах из текста, какими чертами характера обладал Степан Петрович?
4. Почему он приглянулся Хозяйке Медной горы?
5. В каких эпизодах, описаниях поступков, мыслей героя проявляется его отношение к окружающим?
6. Какие приёмы создания образа народного умельца, мастера использует автор?

III. Анализ образа рассказчика
в сказе «Медной горы Хозяйка».


При проведении этого этапа урока важно объяснить различие между писателем (реальным человеком, биографическим автором) и созданным им образом рассказчика.

Учащимся сообщается, что образ рассказчика — это условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении. Пятиклассники получают начальное представление не только об образе рассказчика, но и об особенностях индивидуального стиля писателя, который узнаваем, в чём ребята легко могут убедиться, прочитав другие сказы П. П. Бажова.

Для работы на уроке можно использовать задание 7 учебника.

Дополнительно с целью анализа своеобразия сказовых интонаций учащимся предлагается выписать слова, передающие разговорную интонацию, ответить на следующие вопросы:

1. Какие слова, детали (перечитайте начало сказа) помогают охарактеризовать образ рассказчика?

2. О чём сообщает рассказчик читателям?
(Он приводит сведения о жизни на рудниках, легенды, связанные с образом малахитницы, пишет о смелости героя, трагичности его судьбы.)

3. Какими предстают происходящие события в изображении рассказчика?
Здесь важно сделать вывод о том, что образ рассказчика в данном случае напоминает об образе народа. Разговорные интонации, простота и доступность изложения передают достоинство, ум, смекалку рассказчика, его знание народной жизни.

Рассказчик П. П. Бажова не просто повествователь, он человек из народа, которому не безразлична судьба России, уральских рабочих, он бережно хранит сказ в своей памяти и во многом близок автору.

Именно образ рассказчика придаёт живость, достоверность и реалистичность повествованию, настраивает на особое восприятие истории о Хозяйке Медной горы.

Учащимся могут быть рекомендованы для чтения и другие сказы из сборника П. П. Бажова. Так, сказ писателя «Малахитовая шкатулка» является сюжетным продолжением сказа «Медной горы Хозяйка».

IV. Представление кроссвордов
по сказу «Медной горы Хозяйка»
,
разгадывание одного-двух кроссвордов, подведение итогов работы на уроке.

V. Домашнее задание:

подобрать интересные факты биографии и творчества М. Твена, используя дополнительные источники.

Следующие уроки: Урок 59. «Приключения Тома Сойера» М. Твена >>>


 
Малахитовая шкатулка
Иллюстрации Н. Кочергина к сказам П. П. Бажова


Николай Михайлович Кочергин (1897–1974) – художник-иллюстратор,
посвятивший детской книжной иллюстрации более 25 лет.
В 1966 году для издательства «Художник РСФСР» он нарисовал
комплект, состоящий из 12 открыток к сказам Павла Бажова,
по одной иллюстрации на каждое произведение.
Все открытки выполнены с преобладанием «малахитового цвета»:
то тут, то там мелькнет яркая бирюза, будь то волшебный цветок,
драгоценные камни, украшавшие кокошник хозяйки Медной горы,
или стены во дворцах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика