Биография П. П. Бажова
Литература
 
 Главная
 
П. П. Бажов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
 
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ
(1879 – 1950)

БИОГРАФИЯ П. П. БАЖОВА
 
Павел Петрович Бажов родился в поселке Сысертского завода, в семье рабочего горного мастера Петра Васильевича Ба́жева. Отец писателя был хорошим профессионалом, но независимый характер был причиной недовольства им со стороны заводского начальства, семья постоянно нуждалась. В периоды, когда Петр Бажев был без работы, семья жила на деньги, которые мать Павла Бажова выручала за рукоделье. Где-то в этот период букву «е» в фамилии заменили на «о».

Учился Бажов сначала в Екатеринбургском духовном училище, потом его отдали в Пермское духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение, не требовалось форменной одежды и существовала система «общежитий». Но становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя.

Преподавал Бажов русский язык: сначала в сельской школе, потом – в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученицы духовного училища были в восторге от учителя: когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, такая была в то время в училище традиция, Павлу Бажову доставалось больше всего. Почти двадцать лет он отработал учителем. Во время летних каникул Бажов путешествовал по уральским деревням. Ещё будучи учителем, он начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих – сказки, предания, легенды.

Павел Бажов был активным революционером, до Великой Октябрьской революции он был эсером, затем вступил в партию большевиков, в 1918-1920 гг. он вел активную работу по становлению советской власти не только в России, но и в Казахстане. Он активно участвовал в Гражданской войне, вступив добровольцем в Красную армию, хотя в те годы был уже не молод. Организовывал подполье, бежал из тюрем, подавлял восстания… Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особо уполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Из Казахстана, из Семипалатинска Павлу Бажову пришлось фактически бежать из-за доносов, хотя формальный повод был – тяжелая болезнь и слабое здоровье. Доносы преследовали Павла Бажова более 15 лет, из-за них в 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали.

Когда Бажов вернулся на Урал, в Камышлов, он поступил на работу в редакцию «Уральской областной крестьянской газете». С тех пор основное его занятие — журналистка и писательская деятельностью. Дважды он возглавлял редакторский комитет по написанию книг, одна была посвящены строительству Краснокамского бумажного комбината, другая – истории Камышловского полка 29 дивизии, и обе книги не были опубликованы: герои книг были репрессированы.

Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. А в 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в 11 номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка».

В начале 1930-х годов советским фольклористам было дано задание собирать «колхозно-пролетарский» фольклор. Однако историк Владимир Бирюков на Урале не нашел рабочего фольклора для подобного сборника. Тогда Павел Бажов написал для него три своих сказа, утверждая, что слышал их в детстве от «дедушки Слышко». Впоследствии же оказалось, что сказы придуманы самим Бажовым. Первое издание «Малахитовой шкатулки» (в 1-м издании было всего 14 сказов), вышло в 1939 году в Свердловске. А в 1943 году писатель за этот труд был удостоен Сталинской премией 2-й степени.

Писатель особым сказовым языком рассказал о красоте Урала, о несметных богатствах его недр, о могучих, гордых, сильных духом мастеровых. Тематика сказов охватывает времена от крепостного права до наших дней. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.

Сказы были переведены на десятки языков мира, но все переводчики отмечают практическую непереводимость сказов Бажова, связанную с двумя причинами – лингвистической и культурной. В 2013 году уральские сказы Бажова вошли в список «100 книг», рекомендованный Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения.

Все произведения Павла Бажова написаны в Екатеринбурге в доме на углу улиц Чапаева и Большакова (бывших Архиерейской и Болотной). До постройки этого дома Бажов жил с 1906 года в небольшом доме, который ныне не сохранился, на той же Болотной улице. Дом на улице Чапаева 11, писатель начал строить в 1911 году, а с 1914 года семья Бажовых жила в нем до отъезда в Камышлов. Сюда Павел Бажов вернулся в 1923 году и жил здесь до конца своей жизни.

После смерти писателя в доме до 1968 года жила его жена Валентина Александровна. 3 февраля 1969 года здесь был открыт мемориальный дом-музей Бажова.

Павел Петрович Бажов умер 3 декабря 1950 года в Кремлевской больнице от рака легких. Бажов не раз говорил своим близким: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!». Так случилось, что он умер в Москве. Но его привезли в Свердловск (Екатеринбург) и похоронили в родном городе на высоком холме Ивановского кладбища, на центральной аллее. В 1961 году там был установлен памятник Бажову (скульптор А.Ф. Степанова). На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: "Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается".

Всего Павлом Петровичем Бажовым было написано 56 сказов. В прижизненных изданиях Бажова сказы выходили под разными названиями: «горные сказки», «рассказы», «сказы». Первоначально автором сказов Бажов называл старого полевского горняка Василия Алексеевича Хмелинина, но затем убрал его имя из всех черновых записей. В. А. Хмелинин (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей») был выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их автором.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика