Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Салтыков-Щедрин М. Е.
Портрет работы И. Н. Крамского, 1877[5]
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 – 1889)

5 ЧАСОВ

10 класс[1]


Уроки 141–142. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок

Уроки 143–144. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа

Урок 145. Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода


УРОКИ 143–144
«Книга Щедрина не только величайшая антиутопия на темы российской истории. Это еще и философский роман о парадоксе человеческого существования»
[2]
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
Замысел, история создания, жанр и композиция романа.
Образы градоначальников.


Урок можно начать с лекционного вступления,
в котором учитель обозначит особенности романа «История одного города», что поможет его адекватному восприятию и пониманию.

Основные положения
вступительного слова учителя


1. Замысел и история создания романа.

2. Особенности его названия.

3. Конфликт произведения.

4. Основные проблемы романа.

5. Принципы художественного историзма автора.

6. Особенности композиции романа.

7. Пародирование известных древнерусских памятников.

8. Фольклорное начало в романе.

9. Сатирическое изображение градоначальников и многовекового терпения народа.

Вопросы и задания к главе
«Опись градоначальникам»


1. Что обозначает слово «опись»?

2. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет?
(Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.)

3. Докажите, что в главе совмещаются два художественных плана повествования. Какую роль играет здесь прием образного и стилевого контраста?
(Первый план — жизнеподобные детали, строгий стиль официальных документов. Второй план — комический, в котором соединяются фантастика и гротеск.)

4. Проанализируйте причины, по которым градоначальники лишались власти. Сделайте вывод о качестве их правления.

5. Какой художественный смысл приобретает нумерация градоначальников?

6. Как Салтыков-Щедрин развивает в описании градоначальников гоголевский мотив абсурда?

7. Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе?

8. Какой смысл приобретают в изображении действительности приемы фантастики и гротеска?

9. Попытайтесь определить, черты каких реальных правителей России отразились в образах глуповских градоначальников.

10. Подумайте, что же такое «История одного города» в жанровом отношении: сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования? Найдите аргументы для доказательства каждой позиции.
(Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.)

Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

В центре уроков
— размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников.

Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу — характеристику правителей города.

Группа 1.

Дементий Варламович Брудастый.

Группа 2.
Семен Константинович Двоекуров.

Группа 3.
Петр Петрович Фердыщенко.

Группа 4.
Василий Семенович Бородавкин.

Группа 5.
Иван Пантелеич Прыщ.

Группа 6.
Эраст Андреевич Грустилов.

Группа 7.
Угрюм-Бурчеев.

Примерный план анализа
образов градоначальников


1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

В ходе исследований школьники должны выявить
приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:

1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
3. Пародирование законодательных документов.
4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
5. «Эзопов язык».

Итог уроков.

Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких правителей города, а значит — страны, так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы.

Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев.

В романе проявилось высокое мастерство писателя в использовании приемов сатирического изображения действительности и умелых социальных обобщениях. Иго градоначальников делает положение глуповцев поистине бедственным. Состраданием к угнетенному народу проникнуты главы «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город».

Автор подчеркивает масштабность социальных и исторических катастроф, к которым может привести и беспредельное терпение, и стихийный бунт. В покорности народа он видит не только позор и беду русской нации, но и причины страшных социальных болезней и трагедий будущего.




УРОК 145*[3]
«Салтыков-Щедрин «создает произведения, в которых гротеск является не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру в целом»[4]
Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода


Урок можно организовать в виде практикума
по обучению сопоставительному анализу эпизодов

и выявлению их роли в романе.

Следует также обратить внимание на приемы развития речи и формирование умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие его более глубокому пониманию.

Кроме того, необходимо обсудить финал романа, чтобы выявить его социальный и общечеловеческий смысл.

Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния».

Это поломка головы органчика — Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска — органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом.

При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся уже определили смысл его идеи уравниловки всех глуповцев, выстраивания их по прямой линии.

Вначале следует сосредоточить внимание учащихся на самом факте поломки органчика.

Вопросы и задания для анализа фрагментов

1. Есть ли реальная причина аварии этой «государственной машинки» — органчика?
(Для ответа на этот вопрос можно прочитать такой фрагмент:
«То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища.
Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот... И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. „П...п... плю!“ — наконец вырвалось у него из уст; с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».)

2. Прокомментируйте необычные для сатирического описания детали: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка». Как они связаны с поломкой органчика? Почему Салтыков-Щедрин отказывается здесь от сатирического изображения пейзажа?
(Когда градоначальник «улыбнулся», машина государственности вдруг заработала в не свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И сломалась.)

3. Докажите, что гротеск в создании образа Брудастого является принципом его изображения на протяжении всей главы. Подтвердите свои мысли примерами.

4. Как идея формальной государственности, упорядоченности и идея человечности живой природы, неестественности и «естества» отразились в эпизоде укрощения реки Угрюм-Бурчеевым?
(В этом эпизоде несоответствие живой природы и формальной «жизни» доводится до предела. Результат — катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку — нет.)

«Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в-точь как за день тому назад».

5. Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он?
(Он оказался бессильным покорить природу, «естество». Природа отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота».)

«По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой».

6. В чем символический смысл образа реки?
(Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку.)

«Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».

7. Сравните изображение народа в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Как сама история помогает глуповцам излечиться от «упорного начальстволюбия»?

8. Прокомментируйте финал угрюм-бурчеевской катастрофы?
(Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в появлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел... История прекратила течение свое».)

9. Что общего в двух катастрофах, происшедших с градоначальниками? Как в смене и крахе градоначальников отразилась «отрицательная эволюция» общества? Как в эпизодах «работает» прием щедринского гротеска?

10. Индивидуальное задание.

Докажите, что в изображении Непреклонска писатель развенчивает утопические идеи. Сравните Непреклонск Щедрина и Единое Государство Замятина. Есть ли здесь основания для сопоставления?

Итоговые вопросы урока

— О какой истории идет речь в финальной фразе романа? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?

Финал произведения остается «темным»,
о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении.

Первая и вторая трактовки иносказательные, третья — основана на конкретном художественном материале, четвертая — носит обобщенный характер русской истории, а пятая, философская, — связана с библейским подтекстом:

1) появление «Оно» означает предсказание народной революции, так как активизировались «неблагонадежные элементы, возжаждавшие освободить город от „бывого прохвоста“»;
2) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции, так как повествование завершается 1825 г. (разгром восстания декабристов), а роман создавался в 1860-е гг., когда после недолгого периода либерализма и реформ опять наступила реакция;
3) «Оно» — это приход к власти Перехват-Залихватского, о котором Угрюм-Бурчеев скажет: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня»;
4) «Оно» — это широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, народу, общественному развитию. «Оно» — это не только то, что обрушивалось на глуповцев в истории, но и то грозное и непонятное, что обрушится на них в дальнейшем;
5) «Оно» — это неизбежное возмездие, суд Высшей силы, связанный с апокалиптическим предсказанием о конце человеческой истории и установлении Благодати. В этом плане финал романа можно считать оптимистическим.

Итог урока.

А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, то есть о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»

Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие, сыгравшее уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот... Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести».

Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его живую душу.

Следующие уроки: Урок 146. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. См.: Дмитренко С. Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. — М., 1999. (вернуться)

3. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

4. См.: Николаев Д. П. Сатира Щедрина и ее реалистический гротеск. — М., 1977. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика