М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Салтыков-Щедрин М. Е.
Портрет работы И. Н. Крамского, 1877[5]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 – 1889)

5 ЧАСОВ

10 класс[1]


* Уроки 141–142. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок

Уроки 143–144. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа

* Урок 145. Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода


УРОКИ 141–142*[2]
«Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет»[3]
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
(обобщение ранее изученного)
[4]

Первый урок может быть проведен в форме лекции с элементами беседы и включением в него сообщений учащихся.

Начать урок можно с знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполины».

Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка, изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов, и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение, Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.]
— Ваше превосходительство... — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал.
И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо:
— Раб, предатель и...
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями...»

Вопросы для беседы

— Почему испугался Костыка?
(Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)

— Каким вам видится сатирик в рассказе Куприна?

— Как понять смысл названия рассказа?

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора.

«Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».

(Сообщение учащегося
«Облик писателя в сказке Салтыкова-Щедрина „Приключение с Крамольниковым“».)


Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать работу можно в классе, а закончить дома.

Основные положения лекции учителя

15 (27) января 1826 г. Родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Воздействие Евангелия на духовное развитие будущего писателя. Картины детства отразились в «Пошехонской старине», а родительского дома — в «Господах Головлевых».
1836 г. Московский Дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.

1838 г. В числе лучших учеников Михаил Салтыков переведен в привилегированный Царскосельский лицей, где когда-то учился Пушкин. Но в 1840-е гг. здесь царствовали муштра и убогие знания, хотя в нем готовили высокопоставленных чиновников. Демократические убеждения М. Е. Салтыкова, страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским. Первые стихи, напечатанные в «Библиотеке для чтения» и «Современнике».

1844—1848 гг. Служба чиновником в канцелярии Военного министерства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Влияние на писателя личности Белинского. Участие в кружке М. В. Буташевича-Петрашевского до 1847 г. Арест общества петрашевцев. Повести «Противоречия» (М. Непалов) и «Запутанное дело».

1848 г. Репрессии российского самодержавия, связанные с революцией во Франции.

26 апреля 1848 г. За публикацию «Запутанного дела» лично Николай I подписывает приказ об аресте писателя и ссылке в Вятку.

(Сообщение ученика о повести «Запутанное дело».)

1848—1856 гг. 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.

1856—1557 гг. Из Вятки в Петербург. Книга «Губернские очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.

(Сообщение ученика о повести «Губернские очерки».)

1857—1863 гг. Циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.

1858—1868 гг. Государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель Казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Разногласия М. Е. Салтыкова-Щедрина с Писаревым. Отрицательная оценка писателем романа Чернышевского «Что делать?». Закрытие «Современника».

1868—1884 гг. Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова он становится редактором журнала. Борьба с цензурой. «Эзопов язык». Мысли о свержении существующего строя. Роман «История одного города». Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши».

(Сообщение ученика о цикле «Помпадуры и помпадурши».)

1870-е гг. Болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.

1880 г. Отдельное издание «Господ Головлевых».

(Сообщение ученика о романе «Господа Головлевы».)

1880-е гг. Раздумья над судьбой русского народа. Сказки — итог. Ненависть к поработителям, любовь к народу.

1884 г. Закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».

(Сообщение ученика о романе «Пошехонская старина».)

28 апреля (10 мая) 1889 г. Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.

В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».

Итоговые вопросы

— Какова связь между стихотворением Пушкина и жизнью Салтыкова-Щедрина?

— Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?

Итог урока.

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии «М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество» (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе:
«Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне... Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист — таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII в., целиком посвятивших себя сатире... Вот к этой „фаланге великих насмешников“ и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин».

Второй урок следует посвятить изучению проблематики и поэтики сказок Салтыкова-Щедрина и обобщить информацию о сказках, изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно.

Сам писатель называл их сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько главных положений:

1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок — 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 г.

2. Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)

3. Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.

Сопоставление
сказок Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сказки русского народа
Общие черты
зачин
сказочный сюжет
фольклорные выражения
народная лексика
сказочные персонажи
концовка
Отличительные черты
сатира
сарказм
смешение категорий добра и зла
нет положительного героя
уподобление человека животному
юмор
гипербола
победа добра над злом
положительный герой
очеловечивание животных


4. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?
(«Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.)

Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина:

— правительственные круги и господствующее сословие;
— обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
— бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
— бездуховность.

5. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:

а) разные способы смеха:

— ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
— сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
— гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

б) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой;

в) «эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

г) гипербола — чрезмерное преувеличение.

Учащиеся могут вспомнить сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», изученные в 7 классе, или другие сказки, прочитанные самостоятельно, и найти в них объекты сатиры Салтыкова-Щедрина и сатирические приемы, использованные в сказках писателем.

Эта информация может быть изложена и в форме индивидуальных сообщений учащихся, обобщающих ранее изученное.

Примерный план анализа сказок

1. Основная тема сказки (о чем?).
2. Главная мысль сказки (зачем?).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
4. Особенности образов сказки:
— образы-символы;
— своеобразие животных;
— близость к народным сказкам.
5. Сатирические приемы, использованные автором.
6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

При наличии времени можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города».

Начать следует с лексического комментария к слову «трущоба», отметив общеупотребительное значение этого слова и особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина.


Трущоба
В словаре русского языка С. И. Ожегова
В сказке Салтыкова-Щедрина
а) труднопроходимое место (лес, бурелом); б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота
Трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет больший смысл, а лексическое значение расширяется за счет подтекста, так как использован «эзопов язык»


Вопросы и задания для анализа
сказки «Медведь на воеводстве»


1. Чем отличается сказка писателя от народных сказок?
(В центре сказки изображена жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки.)

2. Традиционны ли герои сказки Салтыкова-Щедрина?
(Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.)

3. Почему же сказка была под запретом до 1906 г.?
(Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев — Александр III, Осел — 1-й советник Победоносцев, Топтыгин I и Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)

4. Вспомните отрывок из романа Салтыкова-Щедрина «История одного города», изученный в 8 классе. Что общего можно заметить в сказках писателя и отрывке из романа?
(Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; лесные мужики — глуповцы.)

Можно предложить учащимся, используя материалы урока, выполнить дома на выбор одно из индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания
для самостоятельной работы


1. Самостоятельный анализ одной из сказок писателя, прочитанной дома (на основе плана анализа сказки).

2. Анализ библейского контекста сказок Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь».

3. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.

4. Написание собственной сказки с использованием стилистики Салтыкова-Щедрина.

Итог урока.

Основная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в них могут быть записаны в виде таблицы.


Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Проблематика
Художественные особенности
— самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»);
— отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»);
— положение народа («Коняга», «Кисель»);
— подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»);
— трусость обывателя («Премудрый пискарь»);
— правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
— фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика);
— гротеск (переплетение фантастики и реальности);
— «эзопов язык» (иносказание и метафоричность);
— социальная сатира (сарказм и реальная фантазия);
— обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности);
— гиперболизация


Следующие уроки: Уроки 143–144. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Салтыков-Щедрин М. Е. Приключение с Крамольниковым // М. Е. Салтыков-Щедрин. Избр. соч. — М. — Л., 1946. — С. 577. (вернуться)

4. В уроки по изучению творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина включены материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой. (вернуться)

5. И. Н. Крамской написал 2 портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Портрет 1877 года (Холст, масло. 62 × 53.) поступил в Пушкинский Дом из Центрального хранилища Государственного музейного фонда в 1927 г.; в музей-квартиру Н. А. Некрасова (Санкт-Петербург) — в 1953 г.
Второй портрет, 1879 года, хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика