Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

16 ЧАСОВ

Уроки литературы в 10 классе[1]

Творчество А. С. Пушкина


УРОК 20
«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!»[2]

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник».
Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме.


Для рассказа об истории создания поэмы можно использовать книгу «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь».

Поэма невелика, поэтому стоит прочитать ее вслух, что поможет эмоционально включиться в исследование ее проблематики и поэтики. Можно творчески использовать и иллюстрации художника А. Бенуа.

«Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр<я> 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.

Интересно познакомиться с различными оценками поэмы.

В. Брюсов, изучивший шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ ... должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; „бедный Евгений“ — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности»[3].

Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы...

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»[4].

Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.

Вопросы и задания
к вступлению к поэме «Медный всадник»


1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.

2. На какие композиционные части его можно разделить?
(1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)

3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?

4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?

5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?

6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров...») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?

7. Индивидуальное задание.
Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?

думы Петра о новом городе — Петра творенье
приют убогого чухонца — юный град... вознесся пышно, горделиво
у низких берегов — по оживленным берегам
один финский рыболов — корабли со всех концов земли
бедный челн — богатые пристани
старая Москва — младшая столица
прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия... торжествует
град Петров — финские волны, стихия
он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ

8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.

Итог урока.

Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?

Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.



УРОК 21
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» [5]

Тема «маленького человека»
и его социальный протест в поэме «Медный всадник».


Начать урок можно с оценки высказывания Белинского, которое вынесено в эпиграф. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?

Актуализируя на уроке понятие «маленький человек», следует повторить его сущность, обобщая характерные черты образов героев литературных произведений, изученных ранее:
Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»).

Как вариант возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа „маленького человека“ в русской литературе XIX в.».

В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.

Вопросы и задания
для характеристики образа Евгения

Часть первая


1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?

2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?

3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?

4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
(Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).)

5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его?
(Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился... не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)

6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?

7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?

8. Индивидуальное задание.
Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.

Часть вторая

1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?

2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?

3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.

4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?

5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.

6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе!..», он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

7. Индивидуальное домашнее задание. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Первого», «Полтава»).

Итог урока.

Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?

В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится... не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.

Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.

Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке.)



УРОК 22
«Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России...» [6]

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
«Два лика» Петра I. Социально-философские проблемы поэмы.
Диалектика пушкинских взглядов на историю России.


Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина.

После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика.

Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока.

— Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?

— Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?

Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина «два лика» метафорично, то по отношению к Петру в «двух ликах» заключена суть художественного решения образа.

1. Как же проявились «два лика» Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя?
Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.
Вступление.
Царь-преобразователь
Медный всадник
Дум великих полн; грозить мы будем шведу; будет город заложен; суждено / в Европу прорубить окно
Вечный сон Петра
Часть первая.
Царь-преобразователь
Медный всадник
Потомки Петра (покойный царь) и его генералы не сразу начинают бороться с водой и бурей, утверждая, что «с божией стихией царям не совладеть»
Обращен к нему спиною <...> / Стоит с простертою рукою / Кумир на бронзовом коне
Часть вторая.
Царь-преобразователь
Медный всадник
Чьей волей роковой / Под морем город основался; державец полумира; мощный властелин судьбы; на высоте уздой железной / Россию поднял на дыбы; строитель чудотворный
Подножие кумира; горделивый истукан; кумир с простертою рукою / сидел на бронзовом коне; за ним несется Всадник Медный

2. Каким мы видим Петра во вступлении?
(Царь показан живым, объятым великими думами; но он мечтает о завершении дела («запируем на просторе»), то есть об «остановке» на своем пути, а это первый шаг на пути к «медному всаднику».)

3. В чем суть конфликта Петра и Евгения?
(Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер и по-своему права. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликт личности и государства поднимается на уровень социального обобщения и носит неразрешимый характер.)

4. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п.). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.

5. Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор?
(Пушкин и с Петром-преобразователем, и с Евгением, мечтающем о счастье в частной жизни. Но автор против «Медного всадника», то есть власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.)

6. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя?
(Город, как и герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Петр — окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь — губитель, убийца, уничтоживший Парашу, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, оборотная сторона его мечты. Здесь царит не Петр, а Медный всадник. Великим делом Петра воспользовались потомки, эксплуатировавшие его реформы и готовые использовать для наживы даже стихию.)

7. Какой символический смысл приобретает «образ» воды, где отражается город?
(Город на берегах стремится вверх, а отраженный в воде — вниз.)

8. Прав ли Белинский, видевший в поэме «апофеозу Петра Великого»?

В финале урока
можно еще раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина и оценить их позиции с высоты постижения пушкинской поэмы.

Итог урока.

Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире окрашены в трагические тона. Гибнет Петр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, мечты которого сломаны государственной машиной.

После изучения поэмы возможно сочинение или контрольная работа.

Следующие уроки: * Уроки 23—24. «Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая трагедия >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Гранин Д. Два лика // Д. Гранин. Собр. соч.: В 5 т. — Л., 1990. — Т. 5. — С. 609. (вернуться)

3. Брюсов В. Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. — М., 1981. — С. 81.
"Исторически-конкретно исследуя пушкинское отношение к Петру в различных произведениях (в том числе и в «Медном всаднике»), Брюсов доказывает двойственный характер восприятия Пушкиным царя-преобразователя: гениальный русский деятель, «работник на троне», «мощный властелин судьбы» и «самовластный помещик», деспот, «презиравший человечество, может быть, более, чем Наполеон». Два лика Петра в поэме — это было открытие исследователя, сделанное на основе понимания реализма и историзма Пушкина.
В. Брюсов показывает и эволюцию образа Евгения, эволюцию, определенную тем неизбежным конфликтом, который возникает у Евгения с Медным всадником (с медной статуей, заместившей человека и великую личность Петра). Евгений — «малый и ничтожный» чиновник, «чьи мечты не шли дальше скромного пожелания: «местечко выпрошу», внезапно почувствовал себя равным Медному всаднику, нашел в себе силы и смелость грозить „державцу полумира“». Чудесное превращение Евгения определено именно его бунтом. В мятеже и выросла сильная личность. Бунтуя, Евгений выступает как «соперник «грозного царя», о котором должно говорить тем же языком, как и о Петре» («чело к решетке хладной прилегло», «по сердцу пламень пробежал»)". Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). — Л.: Художественная литература, 1974. (вернуться)

4. Гранин Д. Два лика. — С. 598. (вернуться)

5. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 603. (вернуться)

6. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 608. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика