Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

10 ЧАСОВ

10 класс[1]

Уроки 81–86. Драма А. Н. Островского «Гроза»

Уроки 87–88*. Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»[2]

Уроки 89–90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов


УРОКИ 87-88*
«Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез»[3]

Любовь в пьесах А. Н. Островского
«Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница».


Задачи уроков —
проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время,
почему она меняется
и как время написания влияет на изменение замысла.

Все три пьесы Островского: «Гроза» (1860), «Снегурочка» (1873), «Бесприданница (1879) — о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что объединяет эти пьесы?

(Состояние любви: Снегурочка — состояние до любви (Лель), затем любовь к Мизгирю; Катерина — кажущаяся любовь к мужу, затем настоящая к Борису; Лариса — любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла».)

(Героини: в центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.)

(Персонажи, которые служат для раскрытия образов героинь.)

(Столкновение любви с окружающим миром.)

2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? (Сюжетные связи и конфликт усложняются, что показывают схемы.)



3. Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Ее любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)

4. Катерина изменила мужу, Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Как оценить измену? Осудить? Оправдать? Понять?

5. Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)
Как меняется тема любви в пьесах Островского?
«Гроза»
Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев. Катерина: «Давно люблю»; Борис: «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас...», но «никто и не узнает про нашу любовь»
«Снегурочка»
Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь — это путь к тому, чтобы стать человеком. Для Бобыля и Бобылихи любовь — товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря — путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви
«Бесприданница»
Любовь — это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить» через сомнения: «все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь», «кабы любовь была равная» до неверия: «уж я не верую в любовь», «я любви искала и не нашла, ее нет на свете».
— Вожеватов, Кнуров: Лариса — бриллиант;
— Карандышев: Лариса — кукла;
— Паратов: Лариса — вещь («не могу уступить»);
— Кнуров, Вожеватов: Лариса — вещь (разыгрывают в орлянку);
— Карандышев: Лариса — вещь;
— Лариса о себе: Я вещь


6. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви.

7. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире?
Как окружающий мир воспринимает любовь в пьесах Островского?
«Снегурочка»
Мир сказки, берендеев, патриархальный мир, живущий по законам любви. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (1870-е гг.), поэтому Бобыль и Бобылиха — олицетворение мира наживы
«Гроза»
«Темное царство» не примет любви Катерины
«Бесприданница»
Это самый трагичный мир (1880-е гг.) — в нем любовь невозможна


8. Победила или побеждена героиня?

9. Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)

В заключение урока
могут прозвучать слова о любви из стихотворения Петра Вегина, созвучные разговору на уроке:

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

Итог уроков.

Сопоставляя три пьесы А. Н. Островского, можно увидеть, что в них много общего (тема, сильные героини, конфликт), но в то же время они очень разные.

Если в «Грозе» патриархальный купеческий мир, лишенный гармонии, вступает в конфликт с Катериной, защищающей свое человеческое достоинство, то в «Снегурочке» автор обращается к языческим временам, к истокам, надеясь там найти гармонию отношений, и не находит. В «Бесприданнице», написанной в 1880-е гг., показан мир, в котором вообще не может быть любви и гармонии.

Следующие уроки: Уроки 89-90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Островский А. Н. Снегурочка // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 465. (вернуться)

4. В 1885 году В. М. Васнецов выполнил эскизы костюмов и декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Но образ Снегурочки В. М. Васнецов запечатлел особо. Картина была закончена в 1899 г.
Моделью для Снегурочки выступила дочь Мамонтова Сашенька. Сказочная героиня в интерпретации Васнецова – это не просто идеальный женский образ, а выражение мечты о прекрасном. Снегурочка пленительна в своем очаровании. Ее фигура как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности.
Автору «Снегурочки» удалось слить в высоком единстве свое видение далёкой сказочной страны и непосредственные наблюдения деревенской жизни, сомкнуть языческую древность и современное народное творчество.
В 1954 году Государственное издательство художественной литературы издало сказку «Снегурочка», иллюстрированную эскизами костюмов и декораций В.М. Васнецова. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика