Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве. «Гроза». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

10 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 81. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве

Урок 82. Драма «Гроза». История создания, система образов

Урок 83. Город Калинов и его обитатели

Урок 84. Протест Катерины против «темного царства»

Уроки 85–86. Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

Уроки 87–88*. Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»[2]

Уроки 89–90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов


УРОК 81
«У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: „Театр Островского“»[3]

А. Н. Островский. Жизнь и творчество.
Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
«Отец русского театра».


Задачи урока —
определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи;
показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля.

На уроке следует выделить несколько ключевых моментов, которые могут быть представлены в виде небольших сообщений учащихся.

1. Страницы истории русского театра до A. H. Островского (информация).
Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь.

2. Особенности пьес Островского.
Новый герой, которого до него не знала русская литература. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз», — писал В. Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.

3. Страницы биографии драматурга:
семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» — купцы — позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.

4. Творческий путь А. Островского.

— Первое произведение — пьеса «Несостоятельный должник» — появилось в 1847 г. в газете «Московский городской листок». В 1850 г. это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».

— «...Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал Островский в 1853 г., определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю», — говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Ничего я не боюсь» — вот главное в новом герое Островского.

— «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.

— «Лес» (1870) — пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.

— «Снегурочка» (1873) — взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).

— «Бесприданница» (1879) — взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».

5. Особенности стиля Островского:

— говорящие фамилии;
— необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
— специфические авторские ремарки;
— роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
— своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
— фольклорные моменты;
— параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
— значимость первой реплики героя;
— «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
— своеобразие речевой характеристики героев.

Итоговые вопросы

— Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.

— Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга? Почему так сложно «осовременивать» пьесы А. Н. Островского?

Итог урока.

А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя — купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен.

Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.



УРОК 82
«Самое решительное произведение Островского»[4]

Драма «Гроза». История создания, система образов,
приемы раскрытия характеров героев.
Своеобразие конфликта. Смысл названия.


Задачи урока —
выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы;
работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов;
ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

На уроке может быть использована групповая форма учебной работы.

Группа 1.
История создания пьесы.

(Сообщения учащихся: домашняя работа с дополнительной литературой.)

Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе «Лес».

Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

Группа 2.
Смысл названия пьесы «Гроза».

(Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.)

Группа 3.
Система действующих лиц пьесы.

(Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)

Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые — старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин — механик-самоучка и Борис).

Затем в работе с текстом знания учащихся углубляются, и система героев становится иной.

Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
Система образов героев
драмы «Гроза»
«Хозяева жизни»
«Жертвы»
Дикой. Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется... Вот куда воля-то ведет.
Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.
Кулигин. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.


Вопросы для обсуждения

— Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

— Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?

— Как понять такое определение — «зеркальные» образы?

— Докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу — «зеркальным» образом Кабанихи.

Группа 4.
Особенности раскрытия характеров героев.

(Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)

1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

— Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;
— Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;
— Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;
— Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;
— Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.

2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

3. Использование приема контраста и сопоставления:

— монолог Феклуши — монолог Кулигина;
— жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;
— Катерина — Варвара;
— Тихон — Борис.

Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Следующие уроки: Урок 83. Город Калинов и его обитатели >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Гончаров И. А. Собр. соч. — М., 1955. — Т. 8. — С. 491—492. (вернуться)

4. См.: Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве // Н. А. Добролюбов. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1963. — Т. 6. (вернуться)

 
Кустодиев Б. М. Встреча, 1917.
Эскиз декорации к пьесе А.Н.Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика