Рассказ Н. С. Лескова «Тупейный художник». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова.
СПБ. 1891-1893 гг.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)

5 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 146. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.

Урок 147. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

* Урок 148. Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции

* Урок 149. Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека

* Урок 150. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


УРОК 149*[2]
Лесков «обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные»[3]
Н. С. Лесков. «Тупейный художник».
Самобытный характер и необычная судьба
русского человека.


На уроке внеклассного чтения
могут работать творческие группы учеников:

— актеры;
— биографы;
— теоретики и литературные критики;
— языковеды и культурологи.

Начать урок можно
с инсценировки фрагмента из рассказа «Тупейный художник».

Театрализация здесь вполне уместна, так как в сюжете рассказа важное место занимает повествование о крепостном театре, а рассказывает описанную автором историю бывшая крепостная актриса Любовь Онисимовна.

Задания для творческих групп

Группа актеров.


Составить на основе шестой — девятой глав рассказа инсценировку и разыграть ее на сцене.
В представлении должны быть заняты:

— Любовь Онисимовна, крепостная актриса (читает авторский текст о взаимоотношениях графа и его брата);
— граф Каменский;
— его деревенский брат;
— Аркадий Ильич, тупейный художник.

Итоговый вопрос.
Как в этом эпизоде отразился характер главного героя — тупейного художника Аркадия?

В рассказе много слов и выражений, непонятных современному читателю, реалий жизни и быта крепостной России. Поэтому десятиклассники должны составить лексический и историко-культурный комментарий, помогающий понять жизнь, быт и язык людей начала XIX в.

Группа языковедов и культурологов.

Используя «Словарь живого великорусского языка» В. Даля, составьте лексический комментарий к словам и выражениям:
тупейный художник (тупейщик, тупей), цирульник, пела в хорах подпури, знала все роли наглядкою, камариновые серьги, святая Цецилия, дыба, струна, лобанчик обрезанный, сожгла на загнетке, плакончик и др.

Итоговые вопросы.

Какие слова включены в рассказ в искаженном виде? Какой смысл придает повествованию использование в нем простонародной лексики?

В процессе подготовки к уроку десятиклассники, читая рассказ, должны выбрать из него информацию о главных героях произведения и составить дома сообщения о каждом из них.

Учитывая «жанр» урока внеклассного чтения, можно информацию о главных героях рассказа произнести в форме эмоционального монолога персонажа о его собственной жизни.

Группа биографов.

Подготовьте повествования-монологи о главных героях рассказа от первого лица. Эмоционально произнесите эти монологи в классе.

Итоговый вопрос.
Какие факты жизни героев особенно важны для понимания их образов?

Однако необходимо выявить смысл каждого из героев в системе образов рассказа, вскрыть авторские приемы создания каждого образа, прояснить особенности авторского пафоса и оценки героев в литературной критике. Это задачи для группы теоретиков и литературных критиков.

Группа теоретиков и литературных критиков.

Познакомьтесь с примерным планом анализа образа литературного героя.

Используя те пункты плана, которые необходимы для характеристики Любови Онисимовны и Аркадия Ильича, составьте объективную характеристику каждого образа. Обратите внимание на их имена, поступки, образ мыслей, речевые характеристики.

План анализа образа
литературного героя


1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:
     1) смысл имени и фамилии героя;
     2) смысловая роль его первого появления в произведении;
     3) портрет; чьими глазами он дается;
     4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
     5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
     6) речь героя; особенности внутренних монологов;
     7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
     8) художественные детали, характерные для образа героя;
     9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.
5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
6. Литературная критика об образе героя.
7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.

Итоговый вопрос.

Почему губительность крепостного права особенно сильно сказалась на людях с художественным дарованием? В чем их трагедия?

Вопросы и задания
для итоговой беседы


1. Почему подзаголовком рассказа стало выражение «рассказ на могиле»? Как это указание предопределяет жанр повествования?

2. Какой смысл в том, что повествование ведется от лица одной из участниц истории, Любови Онисимовны? Какие черты ее характера проявились в рассказе?

3. Как ее характеризует тот факт, что о своих переживаниях она говорит очень скупо, сама почти не дает эмоциональных оценок происходящему, а только отвечает на вопросы собеседника? Подтвердите эти наблюдения примерами.

4. Какие черты русского характера проявились в образе Аркадия Ильича? Что помогает ему преодолеть те «круги ада», в которые он попадает? Докажите текстом, что он обладал лучшими качествами человека.

5. Как авторская позиция по отношению к судьбе героев проявилась в рассказе? Помогает ли ее выявлению композиция текста?

6. Какой смысл проявляется в том, что рассказ Любови Онисимовны передается в восприятии ее мальчика-воспитанника? Какой смысл здесь приобретает сосуществование нескольких точек зрения на происходящее: повествователя (мальчик), рассказчицы (бывшая крепостная актриса), самого Лескова (авторская позиция)?

7. Почему автор выходом из создавшейся ситуации считает смерть Аркадия и пристрастие к выпивке у Любови Онисимовны? Какие чувства автора по отношению к человеку здесь выражены? Мог ли быть у рассказа счастливый финал? Аргументируйте свою позицию.

8. Как в рассказе проявился талант автора к созданию «удивительных и даже невероятных людей»?

9. Как в рассказе отразился образ времени и тема памяти?

Итог урока.

Аркадий, герой рассказа «Тупейный художник», подобно другим лесковским богатырям и праведникам, обнаруживает в себе богатырскую душу, которая помогает ему преодолеть испытания судьбы. Он обладает лучшими качествами русского национального характера, которые не погибли даже под гнетом крепостной неволи. Однако писатель, вероятно, не верит в возможность его счастья (имя Аркадий в переводе на русский язык обозначает счастливый) в условиях тогдашней России.

Образцом терпения, смирения русской женщины предстает в рассказе и его главная героиня, крепостная актриса Любовь Онисимовна. Однако и она несчастна и забвение находит лишь в «яде из плакона».

В рассказе звучит сожаление и скорбь автора по отношению к так и не нашедшим счастья героям. Причину их страданий писатель видит лишь в социальном мироустройстве, о справедливости которого должен задуматься читатель. Тем самым подтверждается авторская мысль о том, что любое искусство должно приносить пользу, а литература — служить истине и добру.

Смысловое богатство рассказа помогает понять его язык, полный народной лексики и выражений, и его композиция, в которой автор «прячется» за повествование рассказчицы и ее собеседника, маленького мальчика. Это, вероятно, обнаруживает скрытую в рассказе тему памяти, характерную для русской классической литературы.

Следующие уроки: * Урок 150. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика