«Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского и повести Н. С. Лескова). Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова.
СПБ. 1891-1893 гг.
 
Иллюстрация Н. В. Кузьмина
к повести Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)

5 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 146. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.

Урок 147. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

* Урок 148. Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции

* Урок 149. Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека

* Урок 150. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


УРОК 150*[2]
«Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины?..»[3]
«Две Катерины»
(по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и
повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


Урок внеклассного чтения можно начать с чтения по ролям или инсценировки двух фрагментов, относящихся к двум Катеринам: Катерине Кабановой и Катерине Измайловой.

Это диалог Катерины Кабановой и Варвары из «Грозы» (действие первое, явление VII; см. ниже) и
диалог Катерины Измайловой и Сергея из очерка (так определяет жанр произведения сам автор) «Леди Макбет Мценского уезда» (глава третья; см. ниже).

Цель этой работы — в эмоциональном ключе начать сопоставление героинь, отвечая на вопрос:
что показалось вам самым главным в характере каждой героини?

Высказанные мнения можно записать на доске, обозначив круг общих черт и выявив различие образов.

Это позволит включить учащихся в исследовательскую работу по сопоставлению героинь Островского и Лескова. Даже даты публикации обоих произведений близки: «Гроза» — 1860 г., «Леди Макбет Мценского уезда» — 1865 г.

Проблемный вопрос урока

Что сближает и что различает образы «двух Катерин»?

Вопросы и задания
для беседы


1. Как жила каждая из героинь в доме мужа? Почему замужество каждой из героинь произошло не по любви?

2. Почему обе Катерины испытывали тоску в доме мужа? Как каждая из них рассуждает об отсутствии детей? Найдите эти слова в тексте («Гроза»: действие второе, явление VIII; «Леди Макбет Мценского уезда»: гл. 1, 3).
Почему Катерина Измайлова оказалась так равнодушна к родившемуся первенцу? Найдите ответ в тексте гл. 12, 13.

3. Докажите, что в каждой из героинь проявилась сила ее характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?

4. Почему любовь каждой героини обернулась трагедией?

5. Докажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения текстом.

6. Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?

7. Проследите ступени движения каждой героини к гибели. Меняется ли при этом их нравственный облик?

8. Какой символический смысл заключен в названии каждого произведения? Как связано с судьбой Катерины Кабановой понятие гроза? Чем близка Катерина Измайлова шекспировской леди Макбет?

Исследовательская работа
по сопоставлению героинь Островского и Лескова
дает возможность оформить наблюдения над текстом в виде опорной схемы.
Сопоставление героинь Островского и Лескова
Драма Островского
Очерк Лескова
Катерина Кабанова
Катерина Измайлова
Общее
— Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).
— Спокойное и свободное детство и отрочество.
— Замужество без любви и очарованности.
— Тоска в доме мужа.
— Отсутствие детей и желание их иметь.
— Отвращение к Домострою.
— Жажда настоящей любви и борьба за нее.
— Сила характера.
— Измена мужу; тайная и несчастная любовь.
— Душевная слабость избранников обеих героинь.
— Гибель в Волге
Различие
Отношение к жизни
Мечтательность
Скука
Ширь и красота Волги; народная песня; красота церковной службы, певучая речь
Обход пустых комнат, спальня с пуховыми перинами
Раскрепощенность души
Душевная и духовная неразбуженность
Жизнь в доме мужа
Подневольность
Одиночество
Гнет свекрови, искреннее общение только с Варварой, попытка выжить в доме мужа, не изменив своему свободолюбивому характеру
Гнет свекра и мужа и свобода в его отсутствие, неумение и нежелание одолеть соблазн любовного общения с приказчиком
Цельность натуры и высокая нравственность
Нравственная слепота, отсутствие интереса к духовной жизни
Любовь
Чистота, робость, самоотверженность, страдание оттого, что «другого полюбила», стыд от запретной любви, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога и его суда
Страстность, напористость, отсутствие душевных терзаний от измены, жадность до любовных утех, убийство, однако полное забвение своей личности во имя возлюбленного, решение отдать жизнь за любовь
Любовь-мучение, самоистязание от осознания собственного греха
Любовь-страсть, обида от неверности возлюбленного
Гибель в Волге
Красота, свет, высота любовного чувства, самоубийство как протест против бесправия и духовного гнета
Бездуховность личности, хищнический инстинкт, раба любви, месть за измену, виновница гибели новой любовницы Сергея
«Горячее сердце», вечно чистая
«Никогда не вспомнишь без душевного трепета»


Итог урока.

Любовь показана в обоих произведениях как сила, приведшая каждую героиню к трагедии. Однако если любовь освещена духовностью, чистотой и нравственностью, то она является источником душевной силы, сохраняет цельность характера. Если же любовь является животной страстью и не связана с духовностью, то она источник низменных поступков.

При определенной общности две Катерины сильно отличаются друг от друга. Их мыслями и поступками руководят разные силы: духовность и цельность Катерины Кабановой, бездуховность и нравственная слепота Катерины Измайловой. Поэтому в галерее лесковских праведников уместнее было бы оказаться героине Островского.

Изучение темы завершается домашним сочинением.

Следующие уроки: Урок 151*. Россия в 1880—1890-х гг. Особенности прозы и поэзии конца XIX в >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Лесков Н. С. Соборяне // Н. С. Лесков. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1989. (вернуться)


ГРОЗА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Явление седьмое

  Катерина и Варвара.

К а т е р и н а. Так ты, Варя, жалеешь меня?
В а р в а р а (глядя в сторону). Разумеется, жалко.
К а т е р и н а. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)
В а р в а р а. За что ж мне тебя не любить-то.
К а т е р и н а.  Ну,  спасибо тебе!  Ты милая  такая,  я  сама тебя  люблю до смерти.

Молчание.

Знаешь, мне что в голову пришло?
В а р в а р а. Что?
К а т е р и н а. Отчего люди не летают?
В а р в а р а. Я не понимаю, что ты говоришь.
К а т е р и н а.  Я говорю, отчего люди не летают так,  как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и  тянет лететь. Вот так бы  разбежалась, подняла руки  и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
В а р в а р а. Что ты выдумываешь-то?
К а т е р и н а (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
В а р в а р а. Ты думаешь, я не вижу?
К а т е р и н а. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,  наряжала меня,  как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я  тебе  сейчас  расскажу. Встану я, бывало, рано; коли  летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов  было  много-много.  Потом  пойдем  с  маменькой  в  церковь,  все  и странницы, – у нас полон дом был  странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату  золотом, а странницы станут рассказывать:  где   они  были,  что   видели,  жития  разные,  либо  стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть  лягут, а я по саду гуляю. Потом  к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
В а р в а р а. Да ведь и у нас то же самое.
К а т е р и н а. Да здесь все как будто из-под неволи.  И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу  никого,  и время  не помню, и не  слышу, когда служба  кончится. Точно как все это в одну секунду было.  Маменька  говорила, что все,  бывало,  смотрят на меня,  что со  мной делается.  А  знаешь:  в солнечный  день из купола такой  светлый столб вниз идет, и  в этом  столбе ходит  дым, точно  облако, и вижу  я,  бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас  тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке  и молюсь до утра. Или рано  утром в сад  уйду, еще только солнышко восходит, упаду  на колена, молюсь  и плачу, и сама не знаю,  о чем молюсь и  о  чем плачу;  так  меня и найдут. И  об  чем я молилась  тогда, чего просила, не знаю; ничего  мне  не надобно, всего  у меня было  довольно.  А  какие  сны мне снились, Варенька, какие  сны! Или храмы золотые, или сады  какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом  пахнет, и горы и  деревья будто не такие, как обыкновенно, а как  на образах пишутся. А то, будто  я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
В а р в а р а. А что же?
К а т е р и н а (помолчав). Я умру скоро.
В а р в а р а. Полно, что ты!
К а т е р и н а. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка,  что-то со мной  недоброе делается, чудо  какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю.
В а р в а р а. Что же с тобой такое?
К а т е р и н а (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой  на  меня страх, такой-то  на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда  толкает, а удержаться  мне не за что. (Хватается за голову рукой.)
В а р в а р а. Что с тобой? Здорова ли ты?
К а т е р и н а. Здорова... Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта  какая-то. И никуда я  от  нее не уйду. Думать стану –  мыслей никак не соберу, молиться  –  не отмолюсь никак. Языком лепечу слова,  а на уме совсем не  то: точно мне лукавый в  уши шепчет,  да  все  про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне  самое себе совестно  сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все  мерещится шепот  какой-то: кто-то  так ласково говорит со  мной,  точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...
В а р в а р а. Ну?
К а т е р и н а. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.
В а р в а р а (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя.
К а т е р и н а. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.
В а р в а р а. Говори, нужды нет!
К а т е р и н а.  Сделается  мне так душно, так душно дома, что  бежала бы.  И такая  мысль придет на меня,  что,  кабы моя  воля, каталась бы я  теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...
В а р в а р а. Только не с мужем.
К а т е р и н а. А ты почем знаешь?
В а р в а р а. Еще бы не знать.
К а т е р и н а.  Ах, Варя, грех у меня  на уме! Сколько  я, бедная,  плакала, чего уж я  над собой не делала! Не уйти мне от  этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?
В а р в а р а. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.
К а т е р и н а. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться;  я от тоски что-нибудь сделаю над собой!
В а р в а р а.  Что  ты!  Что  с  тобой!  Вот  погоди,  завтра  братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.
К а т е р и н а. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!
В а р в а р а. Чего ты испугалась?
К а т е р и н а. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.
В а р в а р а. А вот погоди, там увидим.
К а т е р и н а. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу.
В а р в а р а. А что за охота сохнуть-то! Хоть  умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!

Входит Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади. (вернуться)

Леди Макбет Мценского уезда
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
(фрагмент)


...Позже всех вышел из кухни Сергей. Он походил по двору, спустил цепных собак, посвистал и, проходя мимо окна Катерины Львовны, поглядел на нее и низко ей поклонился.

– Здравствуй, – тихо сказала ему с своей вышки Катерина Львовна, и двор смолк, словно пустыня.

– Сударыня! – произнес кто-то через две минуты у запертой двери Катерины Львовны.

– Кто это? – испугавшись, спросила Катерина Львовна.

– Не извольте пугаться: это я, Сергей, – отвечал приказчик.

– Что тебе, Сергей, нужно?

– Дельце к вам, Катерина Ильвовна, имею: просить вашу милость об одной малости желаю; позвольте взойти на минуту.

Катерина Львовна повернула ключ и впустила Сергея.

– Что тебе? – спросила она, сама отходя к окошку.

– Пришел к вам, Катерина Ильвовна, попросить, нет ли у вас какой-нибудь книжечки почитать. Скука очень одолевает.

– У меня, Сергей, нет никаких книжек: не читаю я их, – отвечала Катерина Львовна.

– Такая скука, – жаловался Сергей.

– Чего тебе скучать!

– Помилуйте, как не скучать: человек я молодой, живем мы словно как в монастыре каком, а вперед видишь только то, что, может быть, до гробовой доски должен пропадать в таком одиночестве. Даже отчаянье иногда приходит.

– Чего ж ты не женишься?

– Легко сказать, сударыня, жениться! На ком тут жениться? Человек я незначительный; хозяйская дочь за меня не пойдет, а по бедности все у нас, Катерина Ильвовна, вы сами изволите знать, необразованность. Разве оне могут что об любви понимать как следует! Вот изволите видеть, какое ихнее и у богатых-то понятие. Вот вы, можно сказать, каждому другому человеку, который себя чувствует, в утешение бы только для него были, а вы у них как канарейка в клетке содержитесь.

– Да, мне скучно, – сорвалось у Катерины Львовны.

– Как не скучать, сударыня, в эдакой жизни! Хоша бы даже и предмет какой у вас был со стороны, так, как другие прочие делают, так вам и видеться с ним даже невозможно.

– Ну это ты… не то совсем. Мне вот, когда б я себе ребеночка бы родила, вот бы с ним, кажется, и весело стало.

– Да ведь это, позвольте вам доложить, сударыня, ведь и ребенок тоже от чего-нибудь тоже бывает, а не так же. Нешто теперь, по хозяевам столько лет живши и на эдакую женскую жизнь по купечеству глядючи, мы тоже не понимаем? Песня поется: «без мила дружка обуяла грусть-тоска», и эта тоска, доложу вам, Катерина Ильвовна, собственному моему сердцу столь, могу сказать, чувствительна, что вот взял бы я его вырезал булатным ножом из моей груди и бросил бы к вашим ножкам. И легче, сто раз легче бы мне тогда было…

У Сергея задрожал голос.

– Что это ты мне тут про свое сердце сказываешь? Мне это ни к чему. Иди ты себе…

– Нет, позвольте, сударыня, – произнес Сергей, трепеща всем телом и делая шаг к Катерине Львовне. – Знаю я, вижу и очень даже чувствую и понимаю, что и вам не легче моего на свете; ну только теперь, – произнес он одним придыханием, – теперь все это состоит в эту минуту в ваших руках и в вашей власти.

– Ты чего? Чего? Чего ты пришел ко мне? Я за окно брошусь, – говорила Катерина Львовна, чувствуя себя под несносною властью неописуемого страха, и схватилась рукою за подоконницу.

– Жизнь ты моя несравненная! На что тебе бросаться? – развязно прошептал Сергей и, оторвав молодую хозяйку от окна, крепко ее обнял.

– Ox! Оx! Пусти, – тихо стонала Катерина Львовна, слабея под горячими поцелуями Сергея, а сама мимовольно прижималась к его могучей фигуре.

Сергей поднял хозяйку, как ребенка, на руки и унес ее в темный угол. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика