1. Автобиография («по семилетьям») – написана Волошиным в 1925 году, в
связи с 30-летием его литературной деятельности (первая публикация поэта в печати – в 1895 г.) Оригинал – в ИРЛИ. (
вернуться)
2. Отец Максимилиана Волошина – Александр Максимович (1838–1881) – коллежский советник;
дед со стороны отца – Максим Яковлевич (? – ок. 1890). Мзть – Елена Оттобальдовна (1850–1923), урожденная Глазер, ее отец, Оттобальд Андреевич (1809–1873) –
инженер-подполковник; ее мать – Надежда Григорьевна (урожд. Зоммер, 1823–1908).
В недатированном письме к М. В. Сабашниковой (по контексту – 13 марта 1906 г.) Волошин писал: «Отец мой никогда предводит[елем] дворянства не был. А был сперва
мировым посредником, а потом членом суда в Киеве. У деда было большое имение в Киевск[ой] губерн[ии], а кто он был, не знаю, и вообще родствен[ников] моего отца совсем
не знаю. (...) Дед по матери был инженером и начальником телеграф[ного] округа (что-то важное). Его отец был синдик (не знаю, что это значит) в каком[-то] остзейском
городе — не то [в] Риге, не то [в] Либаве. А отец бабушки делал Итальянск[ий] поход с Суворовым, а его отец был чьим-то лейб-медиком – не то Елизав[еты] Петр[овны],
не то Ан[ны] Иоан[новны] (мама перепутала)» (ИРЛИ).
В «Формулярном списке о службе и достоинстве Житомирского телеграфного отделения инженер-подполковника Глазера» (1862 г.) указано, что он – «сын ратсгера и синдика
г[орода] Валка, уроженец Лифляндской губернии» (Дом-музей М. А. Волошина в Коктебеле, архив).
Синдик – должностное лицо, ведущее судебные дела какого-нибудь учреждения или города. Впоследствии Волошин писал о своем прапрадеде со стороны матери: «Прапрадед –
Зоммер, лейб-медик, приехал в Россию при Анне Иоанновне» (ИРЛИ). (
вернуться)
3. Имеется в виду Крымская война 1855—1856 годов, когда Севастополь был сильно разрушен.
(
вернуться)
4. Пиранези Джованни Батиста (1720–1778) – итальянский гравер и архитектор. (
вернуться)
5. Начало работы В. И. Сурикова над картиной «Боярыня Морозова» относится к 1881 году. Суриков
жил в это время в Москве на Долгоруковской улице (
вернуться)
6. 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II. (
вернуться)
7. Никандр Васильевич Туркин (1863–1919) – журналист. (
вернуться)
8. Частная гимназия Л. И. Поливанова (1838–1899) находилась на Пречистенке (дом Пегова) –
ныне ул. Кропоткинская, 32. В этой гимназии учились В. Я. Брюсов, Б. Н. Бугаев (Андрей Белый). Впоследствии Волошин вспоминал: «В Поливановской гимназии (в Москве)
читал товарищам свои стихи, очень ими одобряемые» (Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей. Собрал Ф. Ф. Фидлер. М., 1911.
С. 166).
Первая казенная гимназия находилась на углу Волхонки и Пречистенского бульвара, в собственном доме (ныне – ул. Волхонка, 18, Институт русского языка АН СССР).
(
вернуться)
9. Коктебель – деревня в Восточном Крыму, между Феодосией и Судаком, где в то время жили в
основном болгары.
Близ нее в конце 80-х годов XIX века возник на берегу моря курортный поселок того же названия (см. в кн.: Планерское-Коктебель. Сост. В. Купченко. Симферополь, 1975).
Переезду Волошина с матерью в Коктебель способствовал московский врач Павел Павлович фон Теш (1842–1908), также переселившийся туда. (
вернуться)
10. Кимме́рия – так Волошин называет Восточный Крым, где некогда (две тысячи лет до нашей эры)
жили киммерийцы.
Мысли об «историческом пейзаже» изложены Волошиным в статье «Константин Богаевский» («Аполлон». Спб., 1912. № 6). (
вернуться)
11. В Ташкенте Волошин прочел работу Ницше «По ту сторону добра и зла» и, по его словам, «был
совсем ошеломлен». В письме к своему другу А. М. Пешковскому (от 11–12 января 1901 г.) он особенно рекомендовал ему главы из этой работы: «Народы и
цивилизация» и «К происхождению морали» (ИРЛИ). (
вернуться)
12. В одном из вариантов автобиографии, писавшейся в 20-е годы, Волошин писал:
«Доживался последний год постылого XIX века: 1900 год был годом «Трех разговоров» Владимира Соловьева и его «Письма о конце Всемирной Истории», годом
Боксерского восстания в Китае, годом, когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших
потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен. То же, что Блок в Шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря, я
по-своему переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов» (ИРЛИ). (
вернуться)
13. Парис Гастон (1839–1903) – французский филолог-медиевист. (
вернуться)
14. В пятом номере издававшегося в Москве журнала «Русская мысль» за 1900 год была напечатана статья Волошина
«В защиту Гауптмана. По поводу переводов г. Бальмонта». (
вернуться)
15. Штейнер Рудольф (1861–1925) – немецкий религиозный философ, основатель Антропософского
общества. (
вернуться)
16. Впечатления от 9 января 1905 г. нашли отражение в статье Волошина «Кровавая неделя в
Санкт-Петербурге», появившейся на французском языке в Париже («L’Europeen courrier». 1905. № 167. 11 февраля). (
вернуться)
17. Первая книга стихов Волошина («Стихотворения». 1900—1910») вышла в Москве 27 февраля
1910 г. в издательстве С. А. Соколова «Гриф». (
вернуться)
18. Гётеанум (иначе – Иоганнес-Бау) – своего рода храм антропософов (со сценой для постановки
мистерий). (
вернуться)
19. «Anno Mundi Ardentis. 1915» (лат.) – (В год пылающего мира. 1915) вышла из печати весной
1916 года, в издательстве М. О. Цетлина «Зерна» в Москве. (
вернуться)
20. В 1920 году в лекции «Россия распятая» Волошин так рассказывает об этом: «Февраль 1917 года
застал меня в Москве. Москва переживала петербургские события радостно и с энтузиазмом. Здесь с еще большим увлечением и с большим правом торжествовали «бескровную
революцию», как было принято выражаться в те дни. (...) На Красной площади был назначен революционный парад в честь Торжества Революции. Таяло. Москву развезло. По
мокрому снегу под Кремлевскими стенами проходили войска и группы демонстрантов. На красных плакатах впервые в этот день появились слова «Без аннексий и контрибуций».
Благодаря отсутствию полиции, в Москву из окрестных деревень собралось множество слепцов, которые, расположившись по папертям и по ступеням Лобного места, заунывными
голосами пели древнерусские стихи о Голубиной Книге и об Алексии Человеке Божьем. Торжествующая толпа с красными кокардами проходила мимо, не обращая на них никакого
внимания. Но для меня (...) эти запевки, от которых веяло всей русской стариной, звучали заклятиями. От них разверзалось время, проваливалась современность и
революция и оставались только Кремлевские стены, черная московская толпа да красные кумачовые пятна, которые казались кровью, проступившей из-под этих вещих камней
Красной площади, обагренных кровью Всея Руси. И тут внезапно и до ужаса отчетливо стало понятно, что это только начало, что Русская Революция будет долгой, безумной,
кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской земли, нового Смутного времени» (ИРЛИ). (
вернуться)
21. Книга «Демоны глухонемые» издана в Харькове в начале
1919 года; поэма «Протопоп Аввакум» вошла в эту книгу. (
вернуться)
22. «Партийность» – из в предисловия Л. Озерова (с. 13–14): Для Волошина слово «партийность»,
звучавшее в устах зарвавшихся террористов, было синонимом сектантства, чванливости (комчванства), отгороженности от народных устремлений и интересов. Он, гуманист, не
мог примириться с тем, что воочию видел в годы гражданской войны и в самом начале 20-х годов у себя в Крыму. Отсюда – такие воспаленные, кровью написанные стихи,
как «Бойня», «Террор», «Потомкам». (
вернуться)
23. «Брестский мир» – так первоначально называлось стихотворение Волошина «Мир» («С Россией
кончено... На последях...»), написанное 23 ноября 1917 г. Оно включено Волошиным в цикл «Пути России». (
вернуться)
24. Цикл Волошина «Путями Каина» был частично опубликован в сборниках «Недра» (кн. 2. М., 1923;
кн. 5. М., 1924). В 1925 году в «Недрах» (кн. 6) были напечатаны фрагменты из поэмы «Россия». (
вернуться)
25. В выставке «Мир искусства» Волошин участвовал в 1916 году, в выставке общества художников
«Жар-цвет» – в 1924 году. (
вернуться)
26. ЦЕКУБУ — Центральная комиссия по улучшению быта ученых, учреждена в 1921 году. (
вернуться)
27. Кошелев Николай Андреевич (1840–1918) – живописец. Местонахождение написанного им портрета
Волошина неизвестно. (
вернуться)
28. Слевинский Владислав (1854–1918) – польский живописец. Портрет Волошина 1904 г. (
вернуться)
29. Якимченко Александр Георгиевич (1887–1928) – художник. (
вернуться)
30. Харт Вайолет (в замужестве Полунина) – английская художница. Сохранился также портрет
Волошина ее работы маслом (1907 г., не закончен). (
вернуться)
31. Виттиг Эдвард (1879–1941) – польский скульптор. Бюст Волошина его работы установлен в
сквере на бульваре Эксельман в Париже. (
вернуться)
32. Зак Евгений Савельевич (1884–1926) – художник. Местонахождение портрета неизвестно.
(
вернуться)
33. Баруздина Варвара Матвеевна (1862–1941) – художница. (
вернуться)
34. Бобрицкий Владимир Васильевич (1898–?). Существует еще один портрет Волошина его работы
(бумага, тушь). (
вернуться)
35. Мане-Кац (Мане Лазаревич Кац, 1894–1962) – художник. Портрет выполнен пастелью.
(
вернуться)
36. Хрустачев Николай Иванович (1883–1962) – художник. (
вернуться)
37. Костенко Константин Евтихиевич (1879–1956) – художник, написал не менее четырех портретов
Волошина. (
вернуться)
38. Верейский Георгий Семенович (1886–1962) – художник. Известны три портрета Волошина его
работы (все – 1924 года). (
вернуться)
39. Темный лес (итал.) – слова из первых строк «Божественной комедии» Данте: «В середине
жизненного пути я в темный лес вступил». (
вернуться)
40. Работы Волошина-критика, составившие четыре книги его «Ликов творчества», изданы в серии
«Литературные памятники» (Волошин Максимилиан. Лики творчества. Л., Наука, 1988). (
вернуться)