Биография Д. В. Веневитинова
Литература
 
 Главная
 
Портрет Д. В. Веневитинова. 1827
работы П. Ф. Соколова, 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
 
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ВЕНЕВИТИНОВ
(1805 – 1827)

БИОГРАФИЯ Д. В. ВЕНЕВИТИНОВА
[1]
 
Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 14 сентября 1805 г. в Москве, в богатой дворянской семье. Родители его были просвещенными, хлебосольными людьми, жили широко. В их гостеприимном доме принимали известных писателей, поэтов, музыкантов.

Воспитанием и образованием детей занималась мать (отец рано умер). Она сумела найти знающих гувернеров для сына – француз Дорер и грек Байло сумели внушить своему питомцу любовь и интерес к латыни и греческому. Веневитинов рано полюбил античную литературу и произведения Гомера и Софокла, Вергилия и Горация мог читать в подлиннике. Он великолепно владел французским и немецким (переводил Гете и Гофмана), проявлял необыкновенные способности к живописи, был отличным музыкантом.

С 1822 по 1824 гг. Веневитинов был вольнослушателем Московского университета, посещал лекции А. Ф. Мерзлякова, занимавшего в то время кафедру российского красноречия, стихотворства и языка. Не без влияния лекций М. Г. Павлова и И. И. Давыдова – профессоров-шеллингианцев – у Веневитинова и его товарищей по университету (С. П. Шевырева, братьев Хомяковых, Вл. Ф. Одоевского, братьев Киреевских) пробудился интерес к немецкой идеалистической философии.

В 1822 г. в Москве возникает кружок во главе с известным литератором С. Е. Раичем, будущим издателем журнала «Новые аониды» (1823). Об участии Веневитинова в кружке Раича достоверных данных нет, хотя участниками этого литературного кружка были его близкие друзья – С. Шевырев и Вл. Одоевский.

Но Веневитинов становится активным участником другого родственного кружка – близкого по направлению – общества любомудров (1823), куда вошли Одоевский, Кошелев, Ив. Киреевский. Господствовала тут немецкая философия, читали, переводили и обсуждали Канта, Фихте, Шеллинга. Но в оппозиционности любомудров не было ничего общего с революционностью декабристов.

Природа щедро одарила Веневитинова – знатное происхождение, красота, богатство, блестящие способности – все, казалось бы, предрекало счастливую судьбу и успешную карьеру.

В 1824 г., окончив университет и сдав экзамены, Веневитинов поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Его сотоварищами по службе стали И. Киреевский, Ст. Шевырев, С. Соболевский. Работа их не особенно утруждала (являлись на службу два раза в неделю – в понедельник и четверг), все свое время посвящали философии и литературным беседам. Архив стал их своеобразным клубом, а они, сотрудники архива, с легкой руки С. Соболевского получили прозвище «архивны юноши», и под этим именем были увековечены в VII главе «Евгения Онегина». После разгрома восстания 14 декабря 1825 г. председатель общества любомудров кн. В. Одоевский торжественно сжег устав и протоколы общества.

В том же 1825 г. Веневитинов пишет две статьи по поводу I главы «Евгения Онегина» – это его первое выступление в печати. Без сомнения, эти статьи и послужили поводом для знакомства Пушкина и Веневитинова. Осенью 1826 г. в доме Веневитиновых Пушкин читает «Бориса Годунова». Он высоко оценивал филологические способности Веневитинова и, по словам современников, так отозвался о критическом разборе Веневитиновым первой главы своего «романа в стихах»: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное или брань, или переслащенная дичь».

В октябре 1826 г. Веневитинов выезжает в Петербург, где собирается служить в азиатском департаменте коллегии иностранных дел. Но при въезде в город он был арестован, т. к. вместе с ним ехал француз Воше, только что вернувшийся из Сибири (куда он сопровождал кн. Е. И. Трубецкую, последовавшую в ссылку за своим мужем-декабристом). Веневитинов провел под арестом три дня, был допрошен, но за отсутствием доказательств отпущен. Эти 5 месяцев, что он провел в северной столице, особый период в его творческой биографии. Он много и плодотворно писал, задумал большой роман, мечтал о поездке в Персию (о поездке на восток мечтал и декабрист А. Одоевский!) на дипломатическую службу.

Но скоропостижная смерть оборвала все надежды – 15 марта 1827 г. Веневитинов скончался от последствий болезни легких.

На долгие годы в памяти потомков Веневитинов остался героем некой романтической легенды – редкий красавец, талантливый поэт-романтик с восторженной, но не разделенной любовью к кн. З. А. Волконской. И этот романтический ореол заслонил другого Веневитинова – глубокого мыслителя, талантливого критика, способного действовать «по-суворовски» в сфере изящной словесности.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

При жизни поэта было издано 9 его стихотворений, 3 критические статьи. Первое собрание сочинений вышло в 1829 г. (I том – стихотворения), второе полное собрание в 1862 г.

Веневитинову удивительно повезло – он единственный из всех поэтов, кто был по-настоящему понят и оценен даже современниками по достоинству. «Это была прекрасная утренняя заря, предрекавшая прекрасный день», – писал В. Г. Белинский в «Литературных мечтаниях».

Первые поэтические опыты Веневитинова относятся к 1821 г. Его привлекали разные жанровые формы – элегия, сонет, дружеское послание. Его восхищает Байрон с его поэтизацией героической личности («смелый ученик Байрона» – так назовет он себя), Оссиан, романтические поэмы Пушкина, тихая светлая грусть лирики Жуковского.

Как любой начинающий поэт, он испытывает воздействие корифеев отечественной поэзии, но подходит к их творчеству критически, учится на примерах прошлого и на собственных поэтических опытах, что-то принимает, но переосмысливает, разрабатывает новые поэтические идеи, ищет собственный путь. Можно говорить о зависимости, но о простом эпигонстве и речи нет даже в поэзии раннего Веневитинова.

Уже первые стихи поэта поражают простотой выражения, смысловой ясностью, искренностью лирического переживания и стройностью композиции. Даже в ранних стихах Веневитинова проскальзывают реалистические тенденции, в его стихах просвечивает действительно-идеальное, а не мечтательно-идеальное направление, «в них видно содержание, которое заключало в себе самодеятельную силу развития...»


1. Источник: Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет княгини
М. Н. Волконской
с сыном Николаем.
Акв. П. Ф. Соколова, 1826 г.
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика