1. "Осенний вечер" – впервые напечатано в журнале «Современник», 1840, том XIX, с. 187 с
подписью «Ф. Т---в».
Написано в окт. 1830 г. на пути из Петербурга в Мюнхен.
Некрасов видит в этом стихотворении пример «удивительной способности» поэта «охватывать характеристические черты картин и явлений природы».
«Каждый стих его, — добавляет Некрасов, — хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы
осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить
с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано
затрагивать такие струны в человеческом сердце...» (Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. IX, стр. 207). (
вернуться)
2. "...стихотворение
«Осенний вечер» («Есть в светлости осенних вечеров») изумительно полно и выдержано, от первого до последнего слова. Одинокое, вполне Тютчевское
слово: «ущерб» — ненаглядно. Два заключительных стиха являются, как будто, в виде сравнения, но это вовсе не сравнение.
Двустишие, которым заканчивается «Осенний вечер», не быстрый переход от явления в мире неодушевленном к миру человеческому, а только новый оттенок
одухотворенной осени. Ее пышная мантия только полнее распахнулась с последними шагами, но под нею все время трепетала живая человеческая мысль".
Фет А. А. Из статьи «О стихотворениях Ф. Тютчева» // Тютчев: Сб. ст. — СПб.: «Парфенон», 1922. — С. 34—43. (
вернуться)
______________________
«Осенний вечер» («Есть в светлости осенних вечеров»)
Впечатления от русской осени с ее «умильной таинственной прелестью», «зловещим блеском и пестротой» деревьев, «томным» шелестом опавших «багряных»
листьев отражены в одном из гениальных стихотворений Тютчева «Осенний вечер».
На внутреннюю взаимосвязь между явлениями природы Тютчев умеет указать тонким, иногда еле уловимым намеком. В стихотворении
«Осенний вечер» картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве.
Ее «умильная, таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю интонацию стихотворения, и лишь отдельными тревожными
нотами врываются в нее слова о «зловещем блеске» деревьев и строки о «порывистом, холодном ветре», предвещающем хмурые дни поздней осени.
Устранение всякого различия между внешним и внутренним миром, основанное на идее тождества между природой и человеком, составляет едва ли не
основную особенность Тютчева как поэта-мыслителя и художника. В. Я. Брюсов называл этот прием «проведением полной параллели между явлениями природы
и состояниями души». При этом «граница между тем и другим как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое». Это можно наблюдать уже
в стихотворении «Осенний вечер», в котором после слов о «порывистом, холодном ветре» следуют строки:
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Несмотря на то, что здесь налицо сравнение, переход от «кроткой улыбки» увядающей природы к «стыдливости страданья», проявляемой «разумным»
существом, еле уловим.
Тютчевские пейзажи по своему лиризму и философской насыщенности напоминают живописные полотна Левитана или Рылова, нередко поднимавшихся в
своих изображениях до подлинной символики. Символичны, например, левитановские картины «Осенний день. Сокольники» или «Над вечным покоем».
В первой из них очень наглядно осуществлен «тютчевский» прием: в пейзаж введена человеческая фигура, невольно вызывающая в нашем сознании
внутреннюю аналогию с осенней природой.
Источник: Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 376 с.