Главная |
|
|
Елена Прекрасная садится на корабль, отплывающий в Трою. Фреска из Помпей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ |
|
Троянский цикл в изобразительном искусстве |
|
Троянский цикл представляет собой собрание древнегреческих эпических поэм, написанных в дактилическом гекзаметре и связанных с историей Троянской войны. Он
включает такие произведения как «Киприи», «Эфиопида», так называемая «Малая Илиада», «Разрушение Илиона», «Возвращения» и «Телегония»
|
|
Античная мифология является источником художественных образов для искусства прошлого и современного. Через эпические сказания и литературные произведения миф
становится основой для живописных и скульптурных творений.
Сюжеты и образы Троянской мифологии — традиционный материал для греческой вазовой живописи. Относительно редко эти сюжеты встречаются в изобразительном искусстве
Возрождения, но в искусстве Барокко и Классицизма, вновь становятся популярными. Эстетика барокко, построенная на сложной коллизии идеальных и чувственных начал,
актуализировала античные сюжеты, сочетающие гедонизм с героикой, культ движения и человеческого тела. Античные сюжеты в изобразительном искусстве классицизма
были призваны олицетворять значимость героических действий; античный герой воспринимался как образец этического поведения. Предпочтение отдавалось сюжетам, в
которых главенствовал культ морального закона, приоритет общественного перед личным, культ человеческого тела. Реалистическое изобразительное искусство исключало
мифологические сюжеты из сферы своего внимания. Эстетика символизма обращалась к античной мифологии, интерпретируя их в условном пространстве-времени, воплощая
собой вечные темы бытия — любовь, смерть, одиночество, надежда, тайна и т.д.
Троянская война — одно из центральных событий греческой мифологии. Мир троянских образов — Ахилла, Елены, Париса, Гектора — живет в современной культуре во
многом благодаря «Илиаде» — «библии греческого народа».
В изобразительном искусстве Нового времени наиболее популярным становится образ Елены как воплощение красоты, соблазнившей весь героический мир,
готовый ради нее сражаться и умирать. «Небо наградило ее красотой, ставшей проклятием в той же мере, как и даром. В этой красоте ее рок» (А. Боннар).
Свою Елену с классическим профилем, идеально-правильными пропорциями, но холодноватую и отвлеченную создал «последний
итальянский художник общеевропейского значения» (Дж.К. Арган) скульптор Антонио Канова (1811).
Антонио Канова (1757–1822). Елена Прекрасная. 1819 г. |
Елена с картины Гюстава Моро «Елена у стен Трои» (1870-е), напротив, воплощает идеал роковой женщины.
Среди самых часто изображаемых сюжетов — похищение Елены.
Скульптурная группа «Похищение Елены» Ф. Бертрана (к. XVII в.) решена в барочных традициях, отличаясь динамичным движением и эффектной зрелищностью.
На блюде с изображением сцены «Похищения Елены» работы итальянца Никола да Урбино (1519, майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури) запечатлен
кульминационный момент сюжета: Парис силой увлекает в лодку сопротивляющуюся Елену, а его спутники отражают атаку спартанцев.
Никола да Урбино. Блюдо «Похищение Елены»
Кастель Дуранте, около 1519. Эрмитаж |
Полотно на этот же сюжет английского художника Г. Гамильтона (1770-е) представляет собой весьма условную повествовательную композицию, сочетающую в себе элементы
барочного и классицистического стилей.
«Суд Париса» — самый популярный сюжет Троянского цикла искусстве Нового времени, нашедший отражение в творчестве: Н. Мануэля, Л. Кранаха Старшего,
Ф. Флориса, Х. ван Балена, А. Ватто, И. Эйтевала, Клода Лоррена, П.П. Рубенса и др.
Так, на картине Рубенса из Прадо (1638-1639) перед Парисом, сидящим под деревом, три богини в окружении лукавых проказников-амуров; рядом — Гермес, держащий на
вытянутой руке яблоко. Богини далеки от античных канонов красоты, являя собой художественное воплощение рубенсовских современниц.
Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638
англ. The Judgement of Paris |
Сцена встречи Париса с Еленой («Илиады», 3, 428-442) после его позорного ухода с помощью Афродиты с поля боя послужил основой для картины Ж.Л. Давида
«Елена и Парис после битвы с Менелаем» (1788).
Этот же сюжет в оригинальной интерпретации художницы Ангелики Кауфман как сентиментально-чувственной сцены отражен в ее картине «Венера
уговаривает Елену любить Париса» (1790).
К образу Париса как олицетворение классической красоты обращался и классицист А. Канова (1801-1802). Его Парис, облокотившийся на дерево,
заставляет любоваться зрителя своим великолепно сложенным телом.
Ахилл — величайший греческий герой и один из самых ярких образов в истории мировой литературы. Живописные и скульптурные интерпретации этого образа
значительно проигрывают в сопоставлении с его литературным прототипом.
Античные скульпторы Ахилла не изображали вовсе, зато в вазовой живописи сохранилось около четырехсот его изображений. Среди произведений Нового времени —
мраморный рельеф «Ахилл и Брисеида» («Илиада» 1, 318-346) работы Б. Торвальдсена (1803), выполненный в академических традициях;
строгих по композиции и лаконичных по содержанию. Другой мраморный рельеф Б. Торвальдсена (1815) практически дословно иллюстрирует сюжет о выкупе стариком Приамом
тела своего сына Гектора («Илиада», 24, 477-479), где Ахилл обнаруживает «глубокую человечность своего характера» (А. Боннар).
Картина итальянского художника Помпео Батони «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (1745) демонстрирует безразличие ее автора к историческому содержанию
сюжета (см. "Ахилл" из книги Н. Куна "Легенды и мифы Древней Греции"), руководствуясь в своем творчестве идеалом прекрасной
живописи. Изображая многофигурную композицию на фоне условного античного интерьера, Батони увлекается скорее внешними живописными эффектами, нежели драматургией
сюжета. В целом, картина Батони является переходной от позднебарочного к классицистическому стилю в живописи.
Помпео Батони. Ахилл среди дочерей царя Ликомеда. 1745 |
На этот же сюжет, но за столетие до Батони создает свою живописную версию фламандский художник Эразмус II Квеллин.
Художник Ж.Д.О. Энгр в полном соответствие со своим эстетическим кредо создает классицистическую композицию «Посланцы Агамемнона у шатра
Ахилла» (1801). Производя впечатление анатомических штудий, картина отличается надуманностью, холодностью, малой живописностью, преобладанием внешних форм
над смыслом сюжета, приоритетом линии рисунка над цветом.
Одна из вершин мировой поэзии — сюжет прощания Гектора с Андромахой перед поединком с Аяксом («Илиада», 6, 390-496).
Однако, живописные и пластические образы далеки по своей выразительности от изложения этой сцены в поэме Гомера. Например, мраморный рельеф Б. Торвальдсена
«Прощание Гектора с Андромахой» (1837).
Сцене оплакивания Гектора Андромахой («Илиада», 24, 723-729) посвящена одноименная картина французского живописца Ж.Л. Давида «Андромаха, оплакивающая
Гектора» (1783). На полотне всего три фигуры — лежащий на смертном одре Гектор, увенчанный лавровым венком, скорбящая Андромаха и маленький сын Гектора
Астианапс. Композиция картины, уподобленная мемориальному рельефу, лаконично и сдержано передает драматизм ситуации в полном соответствие (если использовать слова
самого Давида) с «суровым вкусом народа у которого начинала развиваться жажда энергичных действий».
Жак Луи Давид. Андромаха, оплакивающая Гектора. 1783. Лувр, Париж |
Трагическое падение Трои отражено в картине голландского художника Г. де Лересса «Разрушение Трои» (1-ая пол. 1660-х), написанной
в стилистике «барочного реализма», где условность и надуманность сочетается с оригинальными живописными решениями, акцентирующих внимание зрителя на смысловой
контекст события. В целом, полотно отражает представления художников XVII столетия о гибели не только героев Трои, но и всего героического века.
Таким образом, каждая художественно-историческая эпоха сообразно своим духовным идеалам, символам и ценностям интерпретировала троянские мифы по-своему, удаляясь
зачастую от исходных мифологических смыслов, которые оказались наиболее адекватно выражены в искусстве самой Древней Греции и, прежде всего, в вазописи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | |
|
|