Главная |
|
|
Иллюстрация Х. Страттон к святочному рассказу Х. К. Андерсена «Девочка со спичками». 1899 |
|
|
|
|
|
|
Святочные рассказы
в русской и зарубежной литературе |
|
С давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины, производить гадания, устраивать катания и пляски,
возжигать огни. В любом сборнике святочных рассказов можно найти сюжеты про гадания, надевания масок и так далее. Cуществовал
обычай рассказывать о том, что случалось на святках в давние времена.
Чаще всего описывались события, описывающие встречу человека с нечистой силой, а также описание опасных мест, святочных
вечеринок, гаданий. Именно эти устные «былички» и стали прообразом будущего литературного святочного рассказа.
Устное творчество получило письменное оформление и в XIX в. стало излюбленным чтением российского
горожанина, желавшего получить если не праздничные ощущения, то хотя бы эмоциональное упоминание о них. Города, пополняемые за счет переезда
сельских жителей, принимали и их верования и обряды. В городских условиях
смысл обрядов утрачивается, обычаи видоизменяются, а магический смысл превращал календарный праздник в забаву. Все это получило свое
отражение в литературе. Празднование святочных дней сначала находило отражение в устном, а затем и в письменном творчестве. В то же время и
фольклор, и литература перешли к утверждению примеров святой добродетельной жизни, нравственного поведения. Это и составляет основу
святочного рассказа.
Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»:
ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во
грехе», детства. В середине XIX века он написал несколько рождественских повестей и стал выпускать их в декабрьских номерах своих
журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». Диккенс объединил повести заголовком «Рождественские книги». «Рождественский гимн в прозе:
Святочный рассказ с привидениями», «Колокола: Рассказ о Духах церковных часов», «Сверчок за очагом: Сказка о семейном счастье», «Битва жизни:
Повесть о любви», «Одержимый, или Сделка с призраком» - все эти произведения населены сверхъестественными созданиями: и ангелами, и
разной нечистью.
Традиции Чарльза Диккенса были восприняты как европейской, так и русской литературой. Ярким примером жанра в
европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена. Чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение
врагов, забвение обид - популярные мотивы рождественских и святочных рассказов.
Своеобразие диккенсовской традиции требовало благополучного, пусть и необоснованного и неправдивого финала, устанавливающего торжество добра
и справедливости, создающего впечатление библейского чуда и рождающего волшебную рождественскую атмосферу.
Диккенс стремился к тому, чтобы «под фантастическою маскою, которую оправдывала веселая пора года, разбудить сострадательное и любящее
настроение, никогда не лишнее в христианской стране». В рождественских повестях английского писателя воплотилось его «рождественское» отношение
к жизни, надежда на достижение идеала вопреки всем социальным фактам и доводам рассудка.
В России первые святочные рассказы появились на страницах журнала XVIII века «И то и сио». Его издатель, М. Д. Чулков, помещал здесь самые разнообразные
материалы по этнографии: песни, пословицы, поговорки. К Пасхе печаталась бытовая зарисовка, описывающая пасхальное гулянье; к святкам - тексты
подблюдных песен и, конечно же, святочные былички.
Те писатели, которые могли дать оригинальную и неожиданную трактовку «сверхъестественного» события, «нечистой силы»,
«рождественского чуда» и других основополагающих для святочной литературы компонентов, оказались в состоянии выйти за пределы
привычного круговорота святочных сюжетов. Таковы «святочные» шедевры Лескова – «Отборное зерно», «Маленькая ошибка», «Штопальщик» - о
специфике «русского чуда». Таковы и рассказы Чехова – «Ванька», «На пути», «Бабье царство» – о возможной, но так и не состоявшейся встрече на
Рождество.
Их достижения в жанре святочного рассказа поддерживали и развивали А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов, Ф.К. Сологуб и многие
другие писатели, обращавшиеся к нему, чтобы в очередной раз, но под своим углом зрения, в свойственной каждому из них манере, напомнить широкому
читателю о праздниках, высвечивающих смысл человеческого существования.
В конце XX начале XXI века продолжается возрождение традиций святочного рассказа, наблюдается интерес к христианской литературе в
современном обществе. Появляется целый ряд рождественских рассказов, таких как «Конец века» О. Павлова, пьеса «Пока она умирала»
Н. Птушкиной, «Капустное чудо» Л. Улицкой, «Золотая середина» Н. Горлановой, и др.).
Жанр рождественского рассказа в современной литературной традиции претерпевает значительные изменения,
трансформируется, скрещивается с другими жанрами. Одной из основных черт современного рождественского рассказа является
интертекстуальность – «активный диалог с наследием мировой классической литературы и канона в целом», подтверждая данное
утверждение на примере рассказов Д.Быкова «Девочка со спичками дает закурить» и Л.Петрушевской «Черное пальто», которые воспроизводят
содержание классического рождественского рассказа «Девочка со спичками».
Традиции святочного рассказа продолжают современные детские писатели С.Серова, Е.Чудинова, Ю.Вознесенская, Е.Санин (мон.Варнава) и др.
Само определение рассказа - «святочный» - указывает на истоки жанра. Святки, то есть святые дни - двенадцать дней после праздника
Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и
крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.
Термины «святочный рассказ» и «рождественский рассказ», по большей части, используются как синонимы: в произведениях с подзаголовком
«святочный рассказ» могут преобладать Рождественские мотивы, а подзаголовок «рождественский рассказ» не предполагает отсутствие в тексте
мотивов народных святок.
Согласно определению Н.С. Лескова, святочная история должна быть фантастичной, иметь мораль, отличаться
веселым характером повествования и благополучной концовкой.
Традиционный святочный рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии
духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и
счастливая случайность, удачное совпадение, которые видятся как знак свыше.
Жанровые особенности святочного рассказа первым описывал Н.С. Лесков. Писатель создал цикл, куда включил четырнадцать святочных
рассказов, написанных в разное время для рождественских и новогодних номеров периодических изданий. В предисловии к циклу он отметил, что
только немногие из них «имеют элемент чудесного – в смысле сверхчувственного и таинственного. В прочих причудливое или загадочное
имеет свои основания не в сверхъестественном или сверхчувствительном, а истекает из свойств русского духа…».
Можно выделить следующие признаки рождественского рассказа:
хронологическая приуроченность к Рождеству;
наличие элемента чудесного;
наличие среди героев ребенка;
наличие нравственного урока, морали;
счастливый финал.
От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он
был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался
непременно весело… Святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие,
отражая в себе и свое время и нравы. |
|
|
|
|
|
|
|
|