1. Пленный рыцарь («Молча сижу под окошком темницы…») – впервые опубликовано в журнале
«Отечественные записки», 1841, том XVII, № 8, отд. III, с. 268.
Датируется предположительно 1840 г.
Стихотворение завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. 1840 г., когда поэт находился под арестом
за дуэль с Э. де Барантом.
Э. Герштейн относит стихотворение к 1841 г. на том основании, что оно объединено со стихотворениями этого времени
темой смерти (№ 406, 414 и др.). Однако к этой теме Лермонтов обращался и в 1840 г. (№ 392 –
«Благодарность»;
№ 399 – «Завещание»). Едва ли
стихотворение написано в первые месяцы 1841 г., когда Лермонтов был в отпуске в Петербурге (до 14 апр.): стихотворения более позднего периода вошли
в зап. кн., где автографа «Пленного рыцаря» нет. (
вернуться)
__________________________
«Пленный рыцарь» («Молча сижу под окошком темницы…») – стихотворение зрелого Лермонтова (1840?).
Тематически связано с более ранними стихотворениями тюремного цикла – «Желаньем», «Узником». Принято считать, что это стихотворение, как и «Соседка»,
написано Лермонтовым во время ареста за дуэль с Э. Барантом.
В стихотворении использована образность, фразеология и ритмико-интонационная структура т. н. «рыцарской баллады». Однако ее традиции получают здесь
своеобразное преломление. В отличие от баллады, «Пленный рыцарь» лишен сюжетного развития, реалии же стихотворения становятся символами: «Быстрое время
— мой конь неизменный, / Шлема забрало – решетка бойницы, / Каменный панцирь – высокие стены, / Щит мой – чугунные двери темницы». Осознание рыцарем,
облаченным в подобные «доспехи», своего бессилия, абсолютной несвободы вносит в его монолог оттенок горькой самоиронии, которая преодолевается в
последней строфе, где в соответствии с этическим кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть, встретить ее лицом к лицу:
«Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».
Если в других стихах тюремного цикла выход из заточения герой видел в свободе, то неразрешимость трагической ситуации «пленного рыцаря» в том,
что единственным выходом из темницы оказывается смерть, только к ней мчится «летучее время» и к ней устремлено сознание героя стихотворения.
Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею
прервана (2-я строфа).
Именно поэтому герою «больно и стыдно» наблюдать из своей тюрьмы, как «в небе играют все вольные птицы» (1-я строфа).
Их свобода, с одной стороны, противопоставлена абсолютной неподвижности закованного в каменные доспехи рыцаря, а с другой – движению «коня-времени»
к смерти в конце стихотворения, что создает скрытую кольцевую композицию (свобода-воля и свобода-смерть) и усиливает ощущение герметичной замкнутости
самой мысли лирического героя, движущейся в кругу трагических парадоксов, безысходности его жизненной ситуации.
К. М. Черный. Лермонтовская энциклопедия.