Я жить хочу! хочу печали... Лермонтов М. Ю.
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
Я жить хочу! хочу печали... [1]
 
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.[2]
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

1832

Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 44.
 

1. «Я жить хочу! хочу печали...» – впервые опубликовано с письмом к С. А. Бахметевой (без стихов 9–12) в «Современнике» (1854, т. 43, № 1, отд. I, стр. 6).
Датируется июлем 1832 года, так как первые 8 стихов этого стихотворения процитированы в письме Лермонтова к своей знакомой, воспитаннице Е. А. Арсеньевой Софье Александровне Бахметевой (1800– ?) от августа этого года после фразы: «Странная вещь, только месяц тому назад я писал» (см. настоящее издание, т. 6). (вернуться)

2. Чело – лоб. (вернуться)
__________________________

В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали...» развиты характерные для ранней лирики Лермонтова мятежные настроения. Примечательно, что жажда жизни синонимична жажде печали и контрастна «любви и счастию», понимаемым здесь как «опасные» для поэта состояния покоя и умиротворения.

Лермонтов, опираясь на традиции русской гражданской поэзии, противопоставляет образу изнеженного поэта образ мятежного романтика, ищущего напряженной жизни в волнениях и страстях. Неизбежность страданий отчасти обусловлена внешними причинами (ср. в стихотворении намек на конфликт со светом — «насмешки света»), но основной пафос стихов — в утверждении их внутренней необходимости: «Что без страданий жизнь поэта? / И что без бури океан?».

Обобщенность такого поэтического удела подчеркнута переходом от первого лица, «я», к третьему, «он», и его специфической графической выделенностью. Душевные «муки» в представлении романтика — необходимое условие лирического творчества; показательно, что само творчество приравнивается к постижению «неба звуков».

Все эти мотивы отличают избранного поэта, приуготовленного к бессмертию, и закрепляются в риторических вопросах и в афористичной концовке, где в лирически напряженный стих вовлекаются сугубо прозаические обороты, развернутые в целую метафору: «Он хочет жить ценою муки, / Ценой томительных забот. / Он покупает неба звуки, / Он даром славы не берет».

Стих. положили на музыку Ю. П. Голицын, А. А. Петров, Л. О. Бакалов (Попов).

Автограф — ИРЛИ, тетр. XX.

В. И. Коровин. Лермонтовская энциклопедия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика