1. «Хуторок» – напечатано впервые в журнале «Отечественные записки», 1840,
том VIII, № 1, отд. III, с. 82—84. В вариантах подзаголовок «Русская баллада».
Тема решена в духе народных баллад с их «недоговоренностью»: оставлен простор для воображения.
Белинский подчеркивал «страстно-драматический характер» этого стихотворения. «Хуторок» неоднократно был положен на музыку А. И. Дюбюком,
С. Н. Нагаевым и др. Наиболее известная мелодия, по-видимому, фольклорного происхождения. Сюжет «Хуторка» воспроизводился в лубочных картинах.
(
вернуться)
2. В 1838 году друг В. Г. Белинского, художник К. А. Горбунов (1815–1893 rr.), нарисовал акварельный портрет
Кольцова. Снимок с этого портрета, отличавшегося, по словам Белинского, поразительным сходством, был приложен
к изданию 1846 года. По словам И. И. Панаева, портрет очень верно передает черты поэта; художник не сумел только схватить тонкого и умного
выражения глаз его.
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) хранится автокопия этого портрета, рисованная красками.
Портрет кисти К. А. Горбунова издан также в "Портретной галерее" А. Мюнстера (Литография в лист. СПб. 1869 г.); правда, лицо поэта сделано здесь более молодым, шуба
– более роскошной, чем в оригинале. Еще более молодым сделано лицо Кольцова на портрете, изданном в лист как и у А. Мюнстера, В. П. Водовозовой („Фотогравюра
С. Кульженки“. Кіев, 1904 г.); на лице Кольцова нет ни одной морщинки, глаза совсем потеряли задумчиво-грустный оттенок оригинала Горбунова. (
вернуться)
Стихотворение «Хуторок»
Человеческая жизнь – ее темные и светлые стороны, весь внутренний мир простого обыкновенного человека: желание любви, жажда вольной жизни, бунт оскорбленного
достоинства – показана Кольцовым очень широко. «В целом это эпическая картина, и судьбы людей подчиняются тем же законам, что и судьбы людей в эпосе.
«Судьба царит в эпосе», – говорил Гегель. Такая судьба господствует в песнях Кольцова».
Во всей своей полноте талант Кольцова проявился в его лирических песнях, проза ему никак не давалась, она, по его собственным словам, «с ним еще при
рождении разошлась самым неблагородным образом». Когда в его родной Воронеж приехал на гастроли известный трагический актер П. С. Мочалов, Кольцов,
восхищавшийся его игрой, не решился даже написать маленькую заметку о представлении.
Песни Кольцова – по преимуществу песни синтетические; эпическое, лирическое и драматическое связаны в песнях Кольцова, а некоторые стихотворения
вообще носят страстно-драматический характер. К таким произведениям относится «Хуторок» (1839). Сам автор называл его «русской балладой». Отразилось
в «Хуторке» и желание Кольцова написать оперу из русской жизни – «сделать оперу не такую, чтобы можно поставить на сцене, а по крайней мере, чтобы
можно было прочесть». В письме к Белинскому» (12 октября 1839 г.) он писал: «... Иногда прочтешь «Хуторок», покажется, а иногда и разорвать хочется.
Есть вещи в свете, милые сердцу, и есть ни то ни се; так и везде. Конечно, драма везде, где человек...»
Взят за основу реальный факт – кровавая расправа, учиненная лесником в доме молодой вдовы, где он застал богатого купца и рыбака. Участники
разыгравшейся трагедии и становятся героями «Хуторка», только исчез молодой лесник – Кольцов создает более емкий образ – «удалой молодец». Все
стихотворение держится на двух стержнях: это лихая, разудалая песня, где раз взятый ритм выдерживается на протяжении всей баллады (постоянна мужская рифма
– ударение только на последний слог). И эта непрерывно звучащая песня близка всем участникам драматических событий:
Петь мы песни давай!
И пошел с рыбаком
Купец песни играть...
И начало, и конец «Хуторка»:
... соловей
Громко песни поет.
Удалую песню сопровождает и разудалое веселье, этот безудержный разгул:
И рыбак:
Погулять, ночевать,
В хуторочке приплыл.
И купец:
За столом с рыбаком
Уж гуляет купец...
А под случай попал –
На здоровье гуляй!
И молодая вдова:
Завтра ж, друг мой, с тобой
Гулять рада весь день.
И это царящее веселье («ночь-полуночь», а завтра хоть трава не расти) как бы предвестник трагических событий.
В отличие от других действующих лиц («рыболов мой, душа», «милый купчик – душа», – так обращается к ним героиня) «удалой молодец» – лицо без речей.
В самом тексте с ним связаны 10 строк:
В эту ночь-полуночь
Удалой молодец
Хотел быть, навестить
Молодую вдову...
Но всю картину веселья, царящего в доме вдовы, мы видим его глазами:
А в окошко глядит
Удалой молодец.
Как и все герои Кольцова, он не знает предела своим чувствам. Чувство, владеющее им, переполняющее его, – сильнее самого героя:
Не стерпел удалой,
Загорелась душа!
И – как глазом моргнуть –
Растворилась изба...
Это вроде бы конец:
И с тех пор в хуторке
Никого не живет;
Лишь один соловей
Громко песни поет.
И если бы не реальные трагические события, читатели так бы ничего больше не узнали: описания самой гибели (а тем более убийства) закон жанра баллады
не позволял. Баллада – это нечто таинственное и мистическое (такой она была в творчестве В. А. Жуковского). Сам хутор окружила тайна. Но ясно было
с самого начала: спрятавшийся в глухом месте хуторок («под горой, за рекой») уже сам по себе таил возможности драмы.
Прекрасен поэтический язык стихотворения, удивительна мелодика стиха: это и внутренняя рифма («хотел быть, навестить», «обнимать, целовать»),
повторяющаяся аллитерация: («СредСтВо еСть у меня // СлоВо дВа – зажиВет // ВСя голоВка тВоя», «Для Гостей ДороГих стол Готовит...» – а внутри этой
строки звуковой повтор – гоСТей – СТол), это и оригинальные поговорки, смело включенные поэтом в стихотворение («Ваше дело поймать//Наше дело купить»).
А слова купца – чем не житейская мудрость опытного человека:
Горе есть – не горюй,
Дело есть – работай;
А под случай попал –
На здоровье гуляй!
Иточник: Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века