1. «Молодая жница» – впервые напечатано: Стихотворения Кольцова. – СПб.: 1846, стр. 21.
Белинский причислял «Молодую жницу» к тем произведениям, которые «громко говорят сами за себя» и свидетельствуют об огромном таланте Кольцова. А. И. Некрасов,
утверждая, что это стихотворение не имеет соответствий в русской устной лирике, усматривает в украинском фольклоре схожие мотивы («Известия Отделения русского языка
и словесности Академии наук», 1911, т. 16, кн. 2, стр. 124).
Черновики свидетельствуют об упорной работе Кольцова над композицией стихотворения, после первых трех четверостиший в первоначальной редакции следовали четверостишия,
которые затем легли в основу другого стихотворения «Грусть девушки» (1840).
Положено на музыку (Высоко стоит солнце на небе): А. Варламов, К. Вильбоа, А. Гурилев, Махотин, Н. Христианович. (
вернуться)
2. В 1838 году друг В. Г. Белинского, художник К. А. Горбунов (1815–1893 rr.), нарисовал акварельный портрет
Кольцова. Снимок с этого портрета, отличавшегося, по словам Белинского, поразительным сходством, был приложен
к изданию 1846 года. По словам И. И. Панаева, портрет очень верно передает черты поэта; художник не сумел только схватить тонкого и умного
выражения глаз его.
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) хранится автокопия этого портрета, рисованная красками.
Портрет кисти К. А. Горбунова издан также в "Портретной галерее" А. Мюнстера (Литография в лист. СПб. 1869 г.); правда, лицо поэта сделано здесь более молодым, шуба
– более роскошной, чем в оригинале. Еще более молодым сделано лицо Кольцова на портрете, изданном в лист как и у А. Мюнстера, В. П. Водовозовой („Фотогравюра
С. Кульженки“. Кіев, 1904 г.); на лице Кольцова нет ни одной морщинки, глаза совсем потеряли задумчиво-грустный оттенок оригинала Горбунова. (
вернуться)