1. «Шестое чувство» – из сборника «Огненный столп».
Опубл.: «Огненный столп», 1921.
Дат.: лето 1920 – по датировке В.К. Лукницкой (Жизнь поэта. С. 240). (
вернуться)
О стихотворении «Шестое чувство»
«...Мало у кого можно найти такой мощный по концентрации мысли и стихотворной плоти шедевр, nринадлежащий не только русской, но и мировой
nоэзии, как "шестое чувство" Гумилева»,- nисал в одной из nервых «Перестроечных» публикаций о Гумилеве Е.А. Евтушенко (Евтушенко Е.А. Возвращение
nоэзии Гумилева // Лит. газета. 1986. 14 мая. № 20. (5086).
Трактовка стихотворения в современной критике nриобрела отчетливо выраженное «евгеническое» наnравление, nричем разные авторы указывают на разные источники
предложенной Гумилевым версии развитии человеческого существа.
А. Эткинд видит в нем антитезу модернистским эстетическим утопиям: «Новый человек определяется новой психологией, она будет означать новые анатомию
и физиологию; из новой психологии родятся и новые социологии... Все в человеке изменится,
когда настанет, наконец, апокалиптическая и желанная эnоха модерна. И nроизойдет это – поправим Гумилева – под скальпелем искусства:
у nрироды нет скальпеля, она здесь на операционном столе» (Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М. 1996. С. 220).–
С.Л. Слободнюк видит полемику с ницшеанской антропологией: «В "Шестом чувстве" поэт выступает как противник недавнего соперника <... >Вот что говорит о
человеке Ницше: "У каждого типа есть свои граница: за ее пределами нет развития <...>Человек как вид не прогрессирует". Но надо сказать, что
дело даже не в том, что философ устанавливает некий предел в развитии, а Гумилев нет. При желании человека, обретшего "шестое чувство", можно было бы в чем-то
уподобить сверхчеловеку. Ключевым моментом расхождения здесь имеется способ достижения высшей фазы развития человеческого вида. Как известно, у Ницше это
"воля к власти", исходящая от личности. У Гумилева же в качестве движущих сил определены внешние факторы: природа и искусство» (Слободнюк С. 139).
Идея «Шестого чувства», возникающего в результате воздействия на человека гармонической красоты природы или искусства, объективирующего эту гармонию в
совершенных произведениях, присуща и христианской сотериологии; в частности, эта идея находит свое выражение в учении Блаженного Августина о
т.н. «ПредварительноЙ» или «ПризывающеЙ» благодати, т.е. о воздействии Бога на человека,
посредством внецерковных позитивных (преимущественно эстетических) переживаний: «А что же такое этот Бог? Я спросил землю, и она сказала: "Это не я"; и
все, живущее на ней, исповедало то же. Я спросил море, бездны и пресмыкающихся, живущих там, и они ответили: "Мы не Бог твой: ищи над нами". Я спросил у
веющих ветров, и все воздушное пространство с обитателями своими заговорило: "Ошибается Анаксимен: я не Бог". Я спросил небо, солнце, луну и звезды: "Мы не
Бог, которого ты ищешь" – говорили они. И я сказал всему, что обступает двери плоти моей: "Скажите мне о Боге моем – вы ведь не Бог, – скажите мне что-нибудь
о Нем". И они вскричали громким голосом: "Творец наш, вот Кто Он". Мое созерцание было моим вопросом: их ответом – их красота» (цит. по:
Диакон Андрей Кураев. Христианская философия и пантеизм. М., 1997. С. 119).
О сборнике «Огненный столп»
«Огненный столп» посвящен «Анне Николаевне Гумилевой»
Состав сборника «Огненный столп»:
Память
Лес
Слово
Душа и тело
Канцона первая («И совсем не в мире мы, а где-то...»)
Канцона вторая («Закричал громогласно...»)
Подражание персидскому
Персидская миниатюра
Шестое чувство
Слоненок
Заблудившийся трамвай
Ольга
У цыган
Пьяный дервиш
Леопард
Молитва мастеров
Перстень
Дева-птица
Мои читатели
Звездный ужас
Н.А.Богомолов выделял несколько смысловых уровней, связанных с символикой образа «огненного столnа»: «Название, восходящее к Библии, может быть
воспринято многозначно, т. к. в различных книгах "огненный столп" фигурирует в различных контекстах. См.: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа,
и расположились станом в Ефаме, в конце nустыни. Госnодь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы
идти им и днём, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх. 13, 20-21), и в связи с данной цитатой еще одну:
«Когда же Моисей входил в скинию, тогда опускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем» (Исх. 33, 9); в другом
контексте: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как
столпы огненные» (Откр. 10, 1).
Однако не исключены еще два nодтекста названия. Первый: «Горе этому большому городу! – И я хотел бы уже видеть огненный столп, в котором он сгорает!
Ибо эти огненные столпы должны предшествовать великому nолудню. Но это имеет свое время и свою собственную судьбу»
(Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1906. С. 248).
Второй возможный подтекст указал С.К.Маковский, возводивший название книги к строкам из стихотворения Гумилева «Много есть людей, что, полюбив...»:
«И отныне я горю в огне, Вставшем до небес из nреисподней» (Николай Гумилев в восnоминаниях современников. С. 52).
«Своеобразие смысла и облика» произведений, собранных в сборнике «Огненный столп», во многом обусловлено тем, что здесь, впервые за многие годы, прошедшие с
момента разрыва
с символизмом, в художественный мир Гумилева вновь активно вторгается мистическая символика, ставшая главным поэтико-образующим началом книги:
«"Огненный столп" – nервая книга Гумилева, в которой nережитый тематически мистицизм и экзотизм достигают глубокого и напряженного nроникновения чистым
лирико-философским путем в тайну жизни и человеческой души» (Никитина Е. Поэты и наnравления. Свисток. Сб.3. Л., 1924. С. 134).