ЛАПТИ ПЛЕТУТ
Лапти плести в иносказательном смысле собственно значит путать в деле и в разговоре. Так по крайней мере разумеет сельщина и деревенщина ("путает, словно
кашу в лапти обувает")
В городах применяют это выражение к тем, которые медленно, вяло и плохо работают, и применяют пожалуй, также основательно, так как самый хорошие и привычный
работник на заказ успевает приготовить в сутки лаптей не больше двух пар. Легко плетутся подошва, перед и обушник (бока); замедляется работа на запятнике,
куда надо свести все лыки и связать петлю так, чтобы, когда проденутся оборы, они не кривили бы лаптя и не трудили бы ног в одну сторону. Не всякий это умеет.
"Царь Петр (говорит народ) все умел делать, до всего дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетенный лапоть хранят и показывают".
Оправдывая таким неверным сказанием самое немудреное дело на свете, предоставленное в деревнях ветхим старикам, которые уже больше ничего не могут делать,–
народ около лаптя умудрился выискать некоторые поучения, выдумал и пустил в оборот еще несколько обиходных выражений. Из области технических деревенских
производств вообще взято довольно выражений для живого языка и ежедневного руководства.
Кто шатается без дела и не находит места, где бы найти работу и присесть за нее,– тот "звонит в лапоть". Кто вдруг и сразу захотел сделать дело, да не
вышло,– остался хвастливый ни при чем,– говорят тому в укор: "Это не лапоть сплесть!" Обеднел кто по своей неосмотрительности, которая, однако, не возбуждает
сожаления, про того говорят, что он переобулся из сапог в лапти; а случается, что "переобувают" другие ловкие люди – товарищи в деле и в предприятии. На
кого ничем нельзя угодить, хоть разорвись,– на того "черт плетет лапти по три года кряду". Собственно "лапти плесть – однова в день есть" – немного заработаешь,
потому что пара лаптей дороже трех и пяти копеек бывает редко, и то подковыренная паклей или тем же лыком. Между тем на этого явного и всеми основательно
обвиненного врага и злодея красивых и, по применению к общежитию, наиболее полезных и дорогих деревьев истрачивается ежегодно неисчислимая масса. Достаточно
вспомнить, что на лыки для пары лаптей обдирается три молоденьких липовых деревца и что только в таком раннем возрасте (до 4–4 лет) они способны удостоиться
чести превратиться в обувь. Ее добрый мужик в худую пору изнашивает в одну неделю, в количестве двух пар.
Происходит это от уменья ровно подбирать сплошной ряд лыковых лент в дорожку по прямой черте, а также и от добросовестного выбора только самых чистых лык.
Не всякое лыко годится в лапотную строку; отсюда и распространенное выражение: "Не все в строку, не всякое лыко в строку", обращаемое советом к тем, которые
чрезмерно взыскательны и строги, и к тем, которые неразборчивы в делах, расточительны до излишества в словах и т. п. "Не все лыком, да в строку" – кое о чем
можно и помолчать.
Пока еще дадут мужику возможность обуться в сапоги и в том ему помогут, лапоть все-таки сохранит достоинство отличной обуви: дешевой и легкой для ходьбы
по лесам и притом зимою – теплой, а летом – прохладной. Свалился он с ног на улице или завяз в грязи – не жалко: слез терять не станут, а догадливая баба
поднимет на палку и поставит в огороде: начнет лапоть ворон и воробьев пугать.
В старину едва ли не всюду, а теперь во многих глухих местах липовый лапоть играл почетную роль измерителя земли при общинных переделах, когда малые
клочки хорошей почвы имели важное значение для уравнения всех в правах владения или торжества общинной справедливости. Пахари становятся один против
другого и, считая вслух, приставляя один лапоть к другому непосредственно и так, чтобы передок головы одного приходился к запятнику (задку) другого. Поэтому
и пол-лаптя принимается в расчет, и двое соглашаются "войти в один лапоть" и т. д.
|