Главная |
|
|
Портрет М. И. Цветаевой
работы А. Билиса. 1931 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Марина Ивановна Цветаева
(1892 – 1941)
ОТВЕТ НА АНКЕТУ[ 1] |
|
Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА.
Родилась 26 сентября 1892 г. в Москве.
Дворянка.
Отец — сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование «Осские надписи» и ряд других), доктор
honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор
Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств (Москва, Знаменка).
Герой труда.
Умер в Москве в 1913 г., вскоре после открытия Музея. Личное состояние (скромное, потому что помогал) оставил на школу в Талицах (Владимирская губерния,
деревня, где родился). Библиотеку, огромную, трудо- и трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.
Мать — польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке.
Умерла рано. Стихи от нее.
Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось
продать.
Раннее детство — Москва и Таруса (хлыстовское гнездо на Оке), с 10 лет по 13 лет (смерть матери) — заграница, по 17 лет вновь
Москва. В русской деревне не жила никогда.
Главенствующее влияние — матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Негоіса). Более скрыто, но не
менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность). Слитое влияние отца и матери — спартанство.
Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский — рыцарский. Жизнь на высокий лад.
Постепенность душевных событий: все ранее детство — музыка, 10 лет — революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо),
11 лет — католичество, 12 лет — первое родиночувствие («Варяг»[2], Порт-Артур), с 12 лет и поныне — Наполеониада, перебитая в 1905 г.
Спиридоновой и Шмидтом[3], 13, 14, 15 лет — народовольчество, сборники «Знания», Донская речь, Политическая
экономия Железнова[4], стихи
Тарасова[5], 16 лет — разрыв с идейностью, любовь к Сарре Бернар («Орленок»), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет — Наполеон
(Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массон, Тьер[6], мемуары, Культ). Французские и германские поэты.
Первая встреча с Революцией — в 1902—03 г. (эмигранты), вторая в 1905—06 г. (Ялта, эсеры).
Третьей не было.
Последовательность любимых книг (каждая дает эпоху): Ундина (раннее детство), Гауф Лихтенштейн (отрочество). Aiglon Ростана (ранняя юность). Позже и
поныне: Гейне — Гете — Гёльдерлин. Русские прозаики — говорю от своего нынешнего лица — Лесков и Аксаков. Из современников — Пастернак. Русские поэты —
Державин и Некрасов. Из современников — Пастернак.
Наилюбимейшие стихи в детстве — пушкинское «К морю» и лермонтовский «Жаркий ключ». Дважды — «Лесной царь» и Erlkönig[7].
Пушкинских «Цыган» с 7 л<ет> по нынешний день — до страсти. «Евгения Онегина» не любила никогда.
Любимые книги в мире, те, с которыми сожгут: «Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве».
Любимые страны — древняя Греция и Германия.
Образование: 6-ти лет — музыкальная школа Зограф-Плаксиной, 9 лет — IV женская гимназия, 10 лет — ничего, 11 лет — католический
пансион в Лозанне, 12 лет— католический пансион во Фрейбурге (Шварцвальд), 13 л<ет> — ялтинская гимназия, 14 лет — московский
пансион Алфёровой, 16 лет — гимназия Брюханенко. Кончила VII классов, из VIII вышла.
Слушала 16-ти лет летний курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Подпись под первым французским сочинением (И лет): Trop d'imagination, trop peu de logique[8].
Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16-ти. Писала и французские и немецкие.
Первая книга — «Вечерний альбом». Издала сама, еще будучи в гимназии. Первый отзыв — большая приветственная статья Макса Волошина. Литературных
влияний не знаю, знаю человеческие.
Любимые писатели (из современников) — Рильке, Р. Роллан, Пастернак. Печаталась, из журналов, в «Северных Записках» (1915 г.),
ныне, за границей, главным образом в «Воле России», в «Своими путями» и в «Благонамеренном» (левый литературный фланг), отчасти в
«Современных Записках» (правее). У правых, по их глубокой некультурности, не печатаюсь совсем.
Ни к какому поэтическому и политическому направлению не принадлежала и не принадлежу. В Москве, по чисто бытовым причинам, состояла членом Союза Писателей и,
кажется, Поэтов.
1910 г. — Вечерний альбом (стихи 15, 16 и 17 л<ет>).
1912 г. — Волшебный фонарь.
Перерыв в печати на 10 лет.
Написано с 1912 по 1922 г (отъезд за границу):
Книги стихов:
Юношеские стихи (1912—1916, не изданы).
Версты I — (1916 г., изданы в 1922г. Госиздатом).
Версты //— (1916—1921, не изданы, часть стихов появилась в «Психее»).
«Лебединый стан» (1917—1922, не издано).
Ремесло (1921 — 1922, изд(ано) в 1923 г., в Берлине Геликоном).
ПОЭМЫ:
Метель (1918 г., напечатана в парижском «Звене»);
Приключение (1919 г., напечатана в «Воле России»);
Фортуна (1919 г., напечатана в «Современных) Записках»);
Феникс (Конец Казановы) — 1919 г., напечатано в «Воле России». От книжки под тем же именем, обманом вырванной и безграмотно
напечатанной в 1922 г. в Москве какими-то жуликами, во всеуслышанье отрекаюсь.
Царь-Девица (1920 г., издана в России Госиздатом, за границей «Эпохой»);
На Красном Коне (1921 г., напечатана в сборниках Психея и Разлука);
Переулочки (1921 г., напечатана в Ремесле).
ЗАГРАНИЦА:
ПОЭМЫ:
Молодец (1922 г., изд(ано) в 1924 г. пражским «Пламенем»);
Поэма Горы (1924 г., появляется ныне в № 1 парижского журнала «Версты»);
Поэма Конца (1924 г., напечатана в пражском альманахе «Ковчег»);
Тезей (1924 г., не напечатано);
Крысолов (1925 г., напеч(атано) в «Воле России»);
Подруга семиструнная (стихи 1922 г. — по 1926 г., не изд<аны)).
ПРОЗА:
Световой ливень (о Б. Пастернаке, 1922 г., «Эпопея»);
Кедр (о «Родине» Волконского, 1922 г., напеч(атан) в пражском альманахе «Записки наблюдателя»).
Вольный проезд (1923 г., напечатан в «Современных Записках»).
Мои службы (1924 г., напечатаны в «Современных Записках»).
Поэт о критике (1926 г., напечатано в № 2 «Благонамеренного»).
Проза поэта (мой ответ О. Мандельштаму, 1926 г., имеет появиться в «Современных Записках»).
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности. Чувство
собственности ограничивается детьми и тетрадями.
Был бы щит, начертала бы: «Ne daigne»[9].
Жизнь — вокзал, скоро уеду, куда — не скажу.
(1926)
Марина Цветаева
Источник: М. Цветаева. Сочинения в 2 тт. – М.: Художественная литература. 1988 г., т. 2. |
|
1. Ответ на анкету – впервые полностью: М. Цветаева. Сочинения в 2 тт. –
М.: Художественная литература. 1988 г.; в отрывках – "Альманах библиофила", 1982, вып. 13, с. 84; полнее – в сб. "Они питали мою музу...", М., 1986, с. 250.
В апреле 1926 г. Пастернак прислал Цветаевой анкету для предполагавшегося издания биобиблиографического Словаря писателей XX века. Текст анкеты содержал
16 пунктов, в частности, следующие: "Краткие биографические данные: а. среда, б. влияние детских лет, в. материальные условия работы, г. путешествия, д.
эволюция творчества"; "Общее и специальное образование"; "Литературная, научная, общественная деятельность"; "Литературные влияния"; "Любимые писатели";
"Принадлежность к литературной организации" и т. д.
В своем ответе Цветаева не соблюдает все пункты анкеты, а в ответах не всегда точна. Так,
например, дворянином ее отец не был, так же как мать не была ученицей Рубинштейна, а, по свидетельству Анастасии Цветаевой, ученицей ученика музыканта;
есть и другие мелкие неточности: книга «Версты II» была издана в Москве дважды: в 1921 и 1922 гг.; перерыв в печати был у Цветаевой не на 10, а на
8 лет, т. к. в 1913 г. она издала сборник "Из двух книг", который не упомянула в "Ответе на анкету"; поэма «Переулочки» написана не в 1921 г., а в 1922 г.,
и т. д. Однако "Ответ на анкету" можно считать истинной автобиографией поэта. ( вернуться)
2. «Варяг» – русский крейсер, героически сражавшийся во время русско-японской войны
1904-1905 гг.; был затоплен, чтобы не сдаться врагу. ( вернуться)
3. Спиридонова М. А. (1884–1941) – русская политическая деятельница, эсерка; в 1906 г.
за убийство усмирителя крестьянского восстания на Тамбовщине была приговорена к вечной каторге.
Шмидт П. П. (1867–1906) – лейтенант, руководитель восстания на крейсере "Очаков" (1905 г.); был расстрелян. ( вернуться)
4. Железнов В. Я. (1869–1933) – русский экономист, сторонник социальных реформ. ( вернуться)
5. Тарасов Е. М.(1882–1943) – русский революционный поэт, участник Декабрьского
вооруженного восстания (1905). ( вернуться)
6. Тьер А. (1797–1877) – французский историк и государственный деятель;
автор "Истории французской революции". ( вернуться)
7. Erlkönig – см. статью Цветаевой
«Два «Лесных царя». ( вернуться)
8. Trop d'imagination, trop peu de logique – Чрезмерное воображение и слишком мало логики (фр.). ( вернуться)
9. «Ne daigne» – «Не снисхожу» (фр.). ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|