Иван Алексеевич Бунин родился в имении своих родителей под Воронежем (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии), в центральной части России. Отец писателя,
Алексей Николаевич Бунин, происходил из старинного дворянского рода, восходящего к литовскому рыцарству XV в. Мать, Людмила Александровна Бунина, урожденная
Чубарова, также принадлежала к дворянскому роду. Из-за отмены крепостного права в 1861 г. и весьма нерачительного ведения дел имение Буниных находилось в чрезвычайно
запущенном состоянии, и к началу XX в. семья была на грани разорения. Детство будущего писателя протекало в условиях дворянской скудеющей жизни, окончательно
разорившегося "дворянского гнезда".
До 11 лет Бунин воспитывается дома, а в 1881 г. поступает в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи возвращается
домой, где продолжает образование под руководством старшего брата Юлия, человека необычайно способного и придерживающегося крайне радикальных взглядов.
Аристократ по духу, Бунин не разделял страсти брата к политическому радикализму. Юлий, чувствуя литературные способности младшего брата, познакомил его с
русской классической литературой, советовал писать самому. Бунин с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в 17-летнем возрасте начал писать стихи сам.
Не имея средств к существованию, Бунин в 1889 г. идет работать корректором в местную газету "Орловский вестник" и вскоре влюбляется в сотрудницу редакции
Варвару Владимировну Пащенко, вышедшую за него замуж в 1891 году. Вопреки родительской воле, молодая семья в 1892 г. отправляется на Украину,
в Полтаву. После разрыва с Пащенко (в 1894 г. она вышла замуж за друга Бунина, писателя А.Н. Бибикова) Бунин оставил службу и переехал в Москву.
Первый том стихов Бунина вышел в свет в 1891 г. в приложении к одному из литературных журналов. Классические по стилю, стихи Бунина насыщены образами природы
– черта, характерная для всего поэтического творчества писателя. В это же время он начинает писать рассказы, которые появляются в различных литературных
журналах, вступает в переписку с Антоном Чеховым. Спустя четыре года, в 1895 г., писатели встречаются и становятся близкими друзьями. Несмотря на определенное
сходство, тематика и стиль их произведений совершенно различны. Свойственная Бунину традиционная манера повествования с упором на сюжет и описательность
в корне отличается от новаторской краткости Чехова. Как и его консервативно настроенные друзья, пианист и композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин,
Бунин придерживался традиционных взглядов на искусство.
В начале 90-х гг. прошлого века Бунин находился под влиянием философских идей Льва Толстого, таких, как близость к природе, занятие ручным трудом и
непротивление злу насилием. Тем не менее, когда они встретились в 1894 г., Бунин был разочарован утопичностью взглядов своего кумира. Это, впрочем, не
помешало ему восхищаться реализмом Толстого и считать его величайшим из русских писателей.
С 1895 г. Бунин живет в Москве и в Петербурге. Литературное признание пришло к писателю после выхода в свет таких рассказов, как "На хуторе", "Вести с
родины" и "На краю света", посвященных голоду 1891 г., эпидемии холеры 1892 г., переселению крестьян в Сибирь, а также обнищанию и упадку мелкопоместного
дворянства. Свой первый сборник рассказов Бунин назвал "На краю света" (1897).
В 1898 г. Бунин выпускает поэтический сборник "Под открытым небом", а также перевод "Песни о Гайавате" Лонгфелло, получивший очень высокую оценку и удостоенный
Пушкинской премии первой степени. Еще через год Бунин женится на Анне Николаевне Какни, дочери греческого революционера, с которой он познакомился в Одессе.
Брак был непродолжительным и несчастливым: их единственный сын, родившийся в 1900 г., умер в пятилетнем возрасте от скарлатины.
В начале 1899 г. Бунин знакомится с Максимом Горьким, который привлек его к сотрудничеству в радикальном издательстве "Знание". Хотя возвышенный реализм
и прогрессистские взгляды Горького не импонировали Бунину, он посвятил Горькому сборник стихотворений "Листопад" (1901) и продолжал сотрудничество
со "Знанием" вплоть до революции 1917 г.
В первые годы XX в. Б. активно занимается переводом на русский язык английских и французских поэтов. Им переведены поэмы Теннисона "Леди Годива"
и Байрона "Манфред", а также произведения Альфреда де Мюссе и Франсуа Коппе. С 1900 по 1909 г. издаются многие известные рассказы писателя
– "Антоновские яблоки", "Сосны", – в которых звучит озабоченность Бунина в связи с разорением дворянских гнезд.
В 1906 г. Бунин знакомится с Верой Николаевной Муромцевой (1881–1961), ставшей спутницей писателя на протяжении всей его последующей жизни, и вступает
с ней в гражданский брак. В годы, предшествующие революции, Бунин и Муромцева много путешествуют вместе. В этот период Бунин пишет свои лучшие книги, например
поэму в прозе "Деревня" (1910), первое крупное произведение писателя, в котором нарисована довольно мрачная картина жизни русского крестьянства после революции 1905 г. Хотя "Деревня"
пришлась либеральным писателям не по вкусу, литературная репутация Бунина продолжала расти, ив 1911 г. Горький назвал его "лучшим современным писателем".
Вслед за "Деревней" в 1912 г. появляется повесть "Суходол", в которой с беспощадной силой описывается вырождение помещичьей семьи и ее слуг. В прозаический
сборник, вышедший из печати в 1917 г., Бунин включает свой самый, пожалуй, известный рассказ "Господин из Сан-Франциско", многозначительную притчу о
смерти американского миллионера на Капри.
Хотя Октябрьская революция 1917 г. не явилась для Бунина неожиданностью, он опасался, что победа большевиков приведет Россию к катастрофе. Уехав из
Москвы в 1918 г., он на два года поселяется в Одессе, где в это время стояла белая армия, а затем, после долгих скитаний, в 1920 г. приезжает вместе
с Муромцевой во Францию. Сначала они живут в Париже, а затем переезжают в Грасс, на Ривьеру. В 1922 г. Муромцева и Бунин вступают в законный брак.
Свою ненависть к большевистскому режиму Бунин выразил в дневнике "Окаянные дни" (1925 – 1926). Из произведений, созданных в 20-е гг., наиболее запоминающимися
являются повесть "Митина любовь" (1925), где затрагиваются темы любви, ссылки и смерти, а также рассказы "Роза Иерихона" (1924) и "Солнечный удар" (1927).
Высокую оценку критики получила и автобиографическая повесть Бунина "Жизнь Арсеньева" (1933), где представлена целая галерея дореволюционных типажей –
реальных и вымышленных.
Бунину была присуждена Нобелевская премия 1933 г. по литературе "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы". В
своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем, высоко оценив поэтический дар Бунина, особо остановился на "его способности
необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь". В ответной речи Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту.
Пойдя навстречу пожеланиям своих многочисленных читателей, Бунин подготовил 11-томное собрание сочинений, которое с 1934 по 1936 г. выходило в берлинском
издательстве "Петрополис".
С началом Второй мировой войны, в 1939 г., Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Писатель пристально следил за
событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на
восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.
В 1945 г. Бунины вернулись в Париж. Живя в нищете, прекратив публикацию своих произведений, много и тяжело болея, Бунин все же написал в последние годы книгу
воспоминаний (1950), работал над книгой "О Чехове", вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке. Через год после появления книги "Воспоминания" Бунин
был избран первым почетным членом Пен-клуба, представлявшим писателей в изгнании.
В 1953 г. Бунин умер в Париже от болезни легких. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
|