Прижизненная форма существования поэзии Владимира Семеновича Высоцкого – авторская песня, поэтому нельзя не учитывать ее синтетический характер,
как в античную эпоху, когда поэзия была неразрывно связана с музыкой, лирой, исполнялась под аккомпанемент лиры, в случае с Высоцким и другими
создателями авторской песни стихотворение звучало под аккомпанемент гитары. Музыка многократно усиливала звучание поэтического слова, подчеркивала,
выявляла порой неожиданные его смыслы, создавала особый ритм, в каждом случае тесно связанный с содержанием текста.
Сам жанр авторской песни – антиофициозной, раскрепощенной, неподцензурной – уже во многом определял характер лирического героя Высоцкого, его позицию,
его место в мире. Поэтому полезно вспомнить о том, что же такое авторская песня.
Авторская песня как литературное явление и явление общественной жизни сложилась во второй половине 1950-х годов (в период хрущевской оттепели с ее
неясными надеждами на перемены). Создателями жанра стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Городницкий, Новелла Матвеева,
Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие. Песни поначалу исполнялись камерно, в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических
экспедициях. Со временем их исполнение становилось публичным. С появлением магнитофона песни поэтов-бардов зазвучали по всей стране, распространяясь
стихийно в разновидности самиздата – "магнитиздате", преодолевая таким способом цензурные преграды.
Строго говоря, авторскими являются все песни (за исключением фольклорных), поскольку у них есть автор текста и музыки. В авторской же песне автор – и
сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась поэтами
("поющими поэтами"). Текст определял и музыку, и манеру исполнения. В обычной же массовой песне (шлягере), как сказал современный композитор И. Крутой,
важен прежде всего "мотивчик", то есть музыкальная сторона. Для поэта-исполнителя своих песен, мелодия и ритм не являются самоцелью, они служат
средством усиления выразительности стиха.
Высоцкий сказал об этом на одном из концертов в 1980 году: "Когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить еще музыкой,
мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам". В основе авторской песни – стремление выявить, усилить смысловые и
музыкально-ритмические оттенки стихов ("Это делается для того, чтобы еще лучше воспринимался текст", – В. Высоцкий), поэтического текста, поэтому
и оценивается авторская песня прежде всего в зависимости от качества текста. Авторская песня от письменной поэзии отличается большей доступностью,
простотой восприятия; от песенной эстрады – в первую очередь тем, что не хочет быть "легким", развлекательным жанром.
Авторская песня возникла как альтернатива "советской массовой песне" – жанру официально поощряемого искусства и явилась одной из форм противостояния
официальному искусству. Но далеко не все барды были политическими диссидентами, как А. Галич, и политические мотивы не были для авторской песни
главными. Противостояние лирического героя – героя авторской песни официозу было гораздо шире, чем только предполагала сфера политики: оно захватывало
сферу эстетики, этики, литературы и т.д. Раскрепощенность, независимость мнений, камерность и сосредоточенность на личных чувствах и переживаниях
(в противовес существующей публичности и коллективизму) – это то, что объединяло создателей авторской песни. Недаром с конца 1960-х годов авторская
песня вынуждена была перейти на полулегальное существование: ее вытеснили из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе
подвергались Б. Окуджава и В. Высоцкий, вынужден был эмигрировать А. Галич.
Во второй половине 1980-х годов, в период перестройки, все искусственные преграды были устранены, и авторская песня получила права гражданства в
литературе (культуре) и критике. То есть она перестала быть сама собой, растворившись в безбрежном океане современного плюралистического искусства.
По мнению многих, в том числе Б. Окуджавы и исследователя авторской песни А. Крылова, авторской песней надлежит считать только то, что появилось
до начала 1990-х годов.
Источник: Крючков В. П. Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов. – Саратов: Лицей.
|